|
ОБЩАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ1. Свойство элементарности у систем. Общая теория систем, особенно популярная в 60-70 гг., выдвинула два основных постулата. Во-первых, любой сложный объект не есть просто сумма его составляющих (в этом и состоит суть системного подхода). Во-вторых, в каждой системе могут быть выделены разные уровни организации, на которых элементы системы соответствующего уровня проявляют принципиально различные свойства. Причем среди этих уровней обычно четко выделяются такие, элементы которых действительно выступают по отношению к системе в целом как целостные единичные сущности, и дальше которых нецелесообразно делить систему, если хочешь познать ее как единое целое. То есть деление систем на то или иное число элементов, на те или иные уровни организации, выделение самих этих систем не есть лишь произвол исследователя, как это трактуют некоторые специалисты по общей теории систем. В противном случае теория систем не имела бы эвристической силы и сводилась бы лишь к набору тривиальностей, в чем ее часто и обвиняют оппоненты. Совсем иное дело, если выделенные нами элементы и связи будут соответствовать действительным элементам и связям между ними в материальном, то есть реальном для нас мире. Вообще категория "материя" понимается здесь в самом общем из возможных философских смыслов. Далее мы попытаемся доказать, что такие основные элементарные уровни организации материи образуют единую нетривиальную систему, отдаленно напоминающую периодическую систему элементов Д.И. Менделеева. Эти действительные элементы системы сами могут представлять собой сложнейшие системы, но по отношению к внешнему миру они выступают как некие далее не делимые сущности, элементарные единицы, некие "атомы" данной системы. То есть подобный элемент как система должен обладать по отношению к окружающему миру (то есть к тем системам, элементом которых он, в свою очередь, может быть) свойствами целостности и неделимости. Неделимость системы (разумеется, всегда относительная) означает, что каждый элемент данной системы сильнее связан с совокупностью всех остальных элементов данной системы, чем с остальным миром, не входящим в данную систему. Например, для многоклеточного организма такими далее не делимыми "атомами" будут отдельные клетки. А целостность системы означает неизбежность резкого изменения ее свойств при любом сравнимом по масштабам с самой системой резком изменении количества составляющих ее элементов или качества связей между ними. 2. Основные элементарные системы (вещество - жизнь). Проще всего выделить такие элементарные системы в неживой природе. Это, в первую очередь, сами атомы. Элементарной далее неделимой частицей вещества, обладающей его химическими свойствами, служит молекула. С другой стороны, атомы состоят из частиц, которые так и были названы элементарными. Правда, сравнительно недавно выяснилось, что многие из этих частиц (адроны) сами, в свою очередь, состоят из "истинно" элементарных частиц - кварков и глюонов. Причем самые важные для нас адроны - протоны и нейтроны - составляют атомные ядра, в которых они "теряют свою индивидуальность", например, многие атомные ядра полностью стабильны, а свободные нейтроны - нет. Таким образом, между истинно элементарными частицами и атомами существует еще уровень адронов и атомных ядер, с данными двумя подуровнями (к вопросу о подуровнях мы еще вернемся). В живой природе клетки по их роли очень часто сравнивают с атомами. Такую же элементарную неделимую целостность по отношению к внешнему миру представляют собой и многоклеточные организмы, например, наш. Но помимо этого есть единицы жизни и на субклеточном уровне, четко проявляющие многие признаки живого, например, способность к размножению. Таковы вирусы. Нечто подобное представляют собой также рибосомы, молекулы ДНК в хромосомах и т.д. Этот уровень организации можно условно назвать "живые молекулы". Итак, в неживом веществе и живой материи можно выделить несколько основных уровней организации, каждый из которых служит элементом для следующего (в частности, живые молекулы состоят из большого количества обычных). Это элементарные частицы, адроны и ядра атомов, атомы, молекулы, живые молекулы, клетки, а также многоклеточные организмы, - итого семь уровней. 3. Формы бытия материи. Совершенно общим местом стало постулирование принципиального различия между живой и неживой материей, несводимости процессов жизни только лишь к физико-химическим реакциям. Особенность Жизни как формы бытия материи видят прежде всего в процессах размножения и обмена веществ. Во-первых, элементарным живым системам, до вирусов включительно, присуща способность к сохранению и передаче (воспроизведению) информации о своей структуре и функциях через процесс размножения (наследственность). Во-вторых, они для поддержания своей структуры и размножения способны к получению энергии и вещества из окружающей среды - обмену веществ (впрочем, живым молекулам в этом свойстве часто отказывают). Не менее общим местом стало утверждение о резком отличии закономерностей мира элементарных частиц от привычного нам вещества. Дежурная фраза: "В этом мире действуют совершенно особые, квантовые закономерности, ярким проявлением которых служит корпускулярно-волновой дуализм". В частности, указывают на то, что способность элементарных частиц превращаться друг в друга вовсе не свидетельствует о том, что они состоят друг из друга. На уровне элементарных нивелируется фундаментальное различие между веществом и полем - все они проявляют и дискретность, и непрерывность, т. е. свойства и того и другого. Так, фотоны - частицы поля - могут порождать частицы вещества с массой покоя. Вообще частиц без массы в природе не существует - у тех же фотонов нет массы покоя, но не может быть и состояния покоя. В то же время волновые (т. е. полевые) свойства проявляют все элементарные частицы. Все это отчасти верно и относительно адронов. Но в то же время адроны точно состоят из кварков, атомные ядра - из адронов, а атомы - из ядер и электронов. И относительно не только атомов и ядер, но и, скажем, протонов, можно достаточно уверенно сказать, что они - вещество. То есть уже на уровне адронов наряду с квантовыми свойствами достаточно четко проявляются и свойства "обычной" неживой материи, которую мы чаще всего именуем "Вещество", и процесс развития которой во времени получил название "Добиологическая эволюция". При возникновении Жизни закономерности Добиологической эволюции также не перестали действовать сразу: живые молекулы часто проявляют свойства обычных молекул, а некоторые вирусы даже могут образовывать кристаллы и так храниться практически вечно. Но относительно клеток можно с уверенностью сказать, что они - только живые, так же как атомы - только вещество. Итак, можно выделить три основные формы бытия материи: Квантовые явления (Полевая материя), Добиологическая эволюция (Вещество) и Жизнь (о Разуме поговорим чуть позже), причем на переходных уровнях организации они могут проявляться совместно. 4. Симбиоз и ядро. Известно, что атом наряду с адронами непосредственно состоит из электронов - "истинно" элементарных частиц, которые составляют его оболочку. То есть тут имел место некий частичный "прыжок" через уровень организации. Но то же самое характерно и для клетки, которая наряду с живыми молекулами непосредственно состоит из обычных молекул, среди которых наиболее важны те, которые составляют ее оболочку - клеточную мембрану. Подобный частичный прыжок через уровень мы обозначим термином "межуровневый симбиоз" (забегая вперед, укажем, что этот термин особенно уместен в отношении Разума, развитие которого на определенном этапе невозможно без симбиоза с культурными растениями и домашними животными). Не менее поразительна еще одна глубокая аналогия между атомом и клеткой: важнейшие сущностные свойства и клетки, и атома определяются их ядром. Причем если сам переход на уровень организации клетки и атома осуществляется именно путем межуровневого симбиоза, то ядро оформляется чуть позже. У самых примитивных клеток еще нет ядра, хотя у многих бактерий оно (нуклеоид) уже так или иначе обособляется. Точно так же и самый простой атом - атом водорода состоит всего лишь из протона и электрона. Протон привыкли называть "ядром атома водорода", но это такая же условность, как именование атомов благородных газов "одноатомными молекулами". То есть ядро атома водорода по уровню своей организации - не ядро, а просто адрон. В человеческой цивилизации тоже есть свои "ядра" - это города, именно в них определяются пути развития социумов. Причем возникают города тоже "некоторое время спустя" после акта симбиоза - освоения земледелия и скотоводства. Явления межуровневого симбиоза ("прыжка через уровень") и оформления ядра системы - ярчайший пример периодичности повторения схожих структурных преобразований на элементарных уровнях организации неживых, живых и разумных систем. 5. Основные эволюционные подуровни. Выше уже говорилось о том, что выделенные в один уровень организации адроны и ядра атомов четко разделяются на два подуровня: собственно адроны и ядра атомов, причем ядра состоят из адронов. Можно достаточно легко разделить на два основных подуровня и ряд других элементарных уровней организации материи. Так, все клетки четко делятся на прокариоты (низшие клетки: архебактерии, бактерии и сине-зеленые водоросли) и эукариоты (высшие, то есть все остальные клетки). Причем в состав высших клеток обязательно входят такие их органеллы (митохондрии, пластиды и др.), которые, по современным представлениям, являются симбиотическими прокариотными клетками. Молекулы достаточно четко делятся на мономеры и состоящие из них полимеры (макромолекулы). Поразительно, что явление, во многом подобное полимерии у молекул, существует у многоклеточных организмов. Это метамерия - расчленение тела на автономные сегменты, как схожие по своим функциям, так и специализированные, каждый из которых подобен целому организму (причем при возникновении метамерии они, как и у самых простых полимерных молекул, выстраиваются в "цепочку"). Метамерия свойственна высшим червям, полухордовым, членистоногим, моллюскам, иглокожим, позвоночным, в том числе и людям (особенно человеческим зародышам). Характерно, что наибольшей специализации и дифференциации органов, то есть наивысшего эволюционного развития живые организмы достигли именно на базе метамерии. Со структурной точки зрения некоторые из таких целостных высокоспециализированных органов (сердце, мозг и т.д.) тоже, вероятно, следует рассматривать как "наследников" специализированных метамерных сегментов, причем степень автономии таких специализированных органов и их способность к саморегуляции могут быть очень высокими. Относительно живых молекул можно выделить низший подуровень генов - элементарных единиц наследственности (кстати, бывают гены прыгающие, молчащие и т. д.), известны также болезнетворные агенты (вирионы), значительно меньшие по размеру и проще устроенные, чем обычные вирусы. Наиболее спорный случай - атомы (об элементарных частицах поговорим попозже). С точки зрения своего количества в природе и порядка возникновения атомы четко делятся на две группы: атомы водорода и гелия (которые возникли раньше и которых гораздо больше) и атомы всех остальных элементов. Однако в "готовом виде" атомы водорода и гелия внутри других атомов, как известно, не содержатся и содержаться не могут. Тем не менее, об особой элементарности (более низком уровне организации) атома водорода по сравнению с остальными атомами здесь уже говорилось. Все же основные процессы радиоактивного распада атомов происходят с выделением альфа- и бета-частиц, то есть ядер гелия и электронов. Причем обосабливаться альфа-частицы могут еще внутри атомного ядра. Вылетевшие из разных ядер альфа- и бета-частицы, соединяясь, и образуют атомы гелия. Таким образом, условно можно считать, что все прочие атомы содержат в себе атомы водорода и гелия в "разобранном" виде - в виде протонов, электронов и альфа-частиц. То есть можно четко разделить каждый основной уровень организации материи (с большой долей вероятности и элементарные частицы тоже, как мы далее убедимся) на два основных подуровня - если не со структурной, то, по крайней мере, с эволюционной ("исторической") точки зрения. Иными словами, возникновение нижнего подуровня всегда предшествует возникновению верхнего и служит для него необходимой предпосылкой. 6. Понятие о периодах в системе. Периодичность некоторых структурных характеристик элементарных уровней организации материи уже обсуждалось, в частности, когда речь шла о явлениях межуровневого симбиоза и формирования ядра. Очевидную причину для объединения нескольких уровней в периоды дает смена основных форм бытия материи. Поскольку таких форм бытия материи мы выделили пока три: Жизнь, Вещество и Квантовые явления, то и периодов должно быть соответственно три. I-й период получается неполным: только с одним уровнем элементарных частиц (об этом мы еще поговорим). Зато II-й и III-й периоды строго симметричны по отношению друг к другу и содержат по три элементарных уровня, разбитых, в свою очередь, на два основных эволюционных подуровня каждый. Для Вещества это адроны и ядра атомов (1), атомы (2), молекулы (3), для Жизни - живые молекулы (1), клетки (2) и многоклеточные организмы (3). Отметим, что явления межуровневого симбиоза и формирования ядра характерны именно для второго уровня каждого из периодов (клеток и атомов). Для первого уровня каждого периода (то есть живых молекул и адронов) обязательно параллельное проявление свойств не только данной, но и предыдущей формы бытия материи, причем на нижнем эволюционном подуровне свойства более сложной формы бытия пока проявляются лишь "пунктирно", то есть только зарождаются. При этом живые молекулы - это "почти то же самое", что и обычные молекулы, а адроны - "почти то же самое", что и элементарные частицы: на отдельные кварки их нельзя разложить принципиально! Наконец, для третьего уровня обоих периодов (молекул и многоклеточных организмов) характерно явление полимерии (метамерии), и поэтому два основных эволюционных подуровня здесь не столь четко различаются, так как иногда между поли- и мономерами нет четкой границы. Далее убедимся, что и IV-й период, связанный с Разумом, имеет те же самые структурные особенности. 7. Разум как форма бытия материи. Мнение о том, что Разум по своей сущности настолько же отличается от Жизни, как Жизнь - от неживой материи, в самой общей форме весьма широко распространено и даже тривиально. Правда, ответы на вопрос, чем же конкретно Разум как форма бытия материи отличается от Жизни, могут быть уже значительно менее тривиальными. Вот один из возможных ответов. И в неживой природе существуют определенные аналоги процессов размножения и обмена веществ, но только живым системам эти свойства присущи имманентно. Информация о структуре и функциях живых организмов передается от родителей к детям, но сами они ее изменять не в состоянии, то есть они практически не способны изменить ни строение своего тела, ни общий тип своего поведения. Правда, высшим организмам часто свойственно использование в качестве продолжения своего тела, то есть фактически части собственной структуры, переработанных ими предметов окружающей их среды. Таковы раковины раков-отшельников, домики личинок ручейников, гнезда птиц и насекомых, хатки и плотины бобров, различные норы и т.д. Вообще, многоклеточные организмы могут состоять не только из клеток, но и из неживой материи. Таковы различные рога и панцири, а также, например, камни в желудке у птиц, которыми те перетирают пищу, или песчинки в качестве отолитов - органов равновесия у ракообразных. Кроме того, они могут быть и частично делокализованы в пространстве: вспомним наружное пищеварение, например, у пауков, а в особенности их паутину, либо половой орган у осьминогов, который самостоятельно уплывает на поиски самки и заползает в нее. Причем описание этих дополнительных внетелесных элементов структуры живых организмов - неотъемлемая часть любого зоологического описания соответствующего вида животных. Но и эти элементы структуры, как правило, - следствие проявления врожденных инстинктов. Процессы получения информации из окружающей среды и соответствующего научения, то есть перестройки типа собственного поведения широко распространены среди высших животных. Но лишь разумным существам (людям) как системам имманентно присуща способность формировать продолжение собственного тела и свое поведение в результате научения, то есть способность самостоятельно изменять свою структуру и функции как системы за счет переработки и использования информации из окружающей среды. Именно в этом состоит сущность Разума как особой формы бытия материи. Соответственно способность к получению, переработке и обмену такой информацией у людей колоссально развилась. Реализацию такой способности мы и называем сознанием. Поэтому огромная часть информации о собственной структуре (то есть обо всем внешнем продолжении собственного тела: одежде, орудиях труда и всем прочем) и о собственных функциях (то есть поведении и общей картине мира, которая это поведение определяет) каждым человеком приобретается и передается не биологическим путем, а через научение, то есть через сознание. Совокупность такой информации именуется культурой в самом широком смысле. 8. О месте человека в системе материи. В том, что отдельные люди, человеческая личность как таковая, является важнейшим элементарным уровнем организации любой разумной системы, вряд ли у кого-либо могут возникнуть сомнения (Даже более: поведение любой организованной группы людей до человечества включительно, можно смоделировать как поведение некоей усредненной личности, поскольку в каждой личности так или иначе отражается целиком все общество). Однако более внимательное рассмотрение данного вопроса со структурной точки зрения приводит к парадоксальному выводу: люди со всей их личной внешней материальной оболочкой (например, одеждой) действительно являются элементарным уровнем организации всякой разумной системы, но: в качестве многоклеточных организмов! Ведь, как уже говорилось, высшие организмы как системы тоже могут включать в свой состав "внешнюю периферию", им присущи не только инстинкты, но порой и высшая нервная деятельность, которая их характеризует. Человек жив сам по себе, но разумным он проявляет себя лишь как часть общества и только в составе общества. Вне общества человек не разумен: он вообще не может сформироваться как личность. Взрослый же человек, оказавшись в изоляции от других людей, очень быстро сходит с ума (то есть утрачивает со-знание) и погибает. Исключение составляют те случаи, когда личность сохраняет духовную (информационную) связь с обществом, то есть не наступает настоящей информационной изоляции. То есть сама по себе, рассматриваемая не как элемент общества, человеческая личность не есть разумная система (да, собственно, вне общества и нет никакой личности, а лишь организм). В то же время, скажем, клетка, и помимо многоклеточного организма остается живой системой. Однако и обычные, вне клетки совершенно неживые молекулы, например, молекулы воды, в клетке становятся частью живой системы и, соответственно, приобретают принципиально новые свойства - свойства живой материи. Так же и люди приобретают свойства разумной материи лишь в обществе. Кстати, подавляющая часть всей внешней периферии человеческого тела (дома, поля, техника и т.д.) также принадлежат не отдельным людям лично, а целым коллективам. Даже когда один человек является юридическим собственником, например, завода, все остальные работающие там - его фактические совладельцы: что есть забастовка, как не реализация этими остальными своей доли права собственности? Итак, элементарными разумными системами могут служить не люди как таковые по отдельности, а лишь реальные человеческие коллективы. 9. Элементарные "малые группы". Исходя из строения II и III периодов , можно по аналогии предположить, что и IV период - период Разума - состоит из трех элементарных уровней организации. Низший элементарный уровень очевиден: это тот уровень, на котором происходит социализация любого конкретного человека, уровень, на котором люди непосредственно взаимодействуют друг с другом, на котором они именно и проявляют свои свойства разумных существ. Его еше можно назвать "бытовым" уровнем. Известно, что такой элементарной ячейкой общества является семья. Однако, в прошлом (а порой и теперь) под семьей понимали "дом, в котором люди живут вместе и ведут общее хозяйство". В состав одной семьи включались, например, кроме отца с матерью, их взрослые сыновья с женами и детьми, другие родственники, слуги, рабы, иногда - просто друзья, причем жены и дети в таких больших семьях частенько оказывались совместными. По данным этнографов, древнейшей и основной единицей общества были именно подобные бродячие большие семьи - "локальные группы". Они были связаны между собой системой брачных отношений и обмена, но не имели никакой общей власти; роды и племена с их вождями и старейшинами оформились намного позднее. Но со временем подобные общины (родовые и соседские) все же сложились в качестве надстройки над несколькими отдельными "домами". Старое русское название такой общины "мир" достаточно красноречиво подчеркивает ее элементарность. Подобные общины всегда занимались организацией производства на определенной территории и являлись собственниками имущества и земли - пастбищ, лесов и других угодий, порой и пахотной земли. Их аналогом со временем стали ремесленные цеха и другие подобные корпорации в городах, а затем и современные предприятия и учреждения, то есть то, что мы определяем словом "работа". Для всех подобных территориально-производственных общин характерна целостность собственности (единый бухгалтерский баланс), собственная охраняемая территория, особые правила поведения (внутренний распорядок) и собственная иерархия (начальники). То есть они, как и семьи, с точки зрения социальной психологии являются "малыми группами" - самыми элементарными (целостными и структурно неделимыми) среди всех возможных "малых групп". Характерно, что связь членов семьи работника с его производственной организацией часто юридически признается и теперь (например, в отношении семей военнослужащих). "Дом" и община, семья и "работа" - это два основных эволюционных подуровня первого (низшего) элементарного уровня организации разумной материи - уровня элементарных "малых групп". Следует отметить, что в отдельных случаях такая малая группа может состоять и из одного человека, но это всегда есть результат вторичного упрощения - распада или вымирания первоначальной малой группы. До возникновения развитых земледелия и скотоводства (или интенсивного рыболовства) локальные группы и (не всегда) общины были единственным реальным уровнем организации разумной материи. Тогда сохраняли еще полную силу также законы биологической эволюции: неэффективные малые группы попросту физически вымирали. Отметим, что и сейчас в отношении, скажем, производственных малых групп в известной мере продолжают действовать принципы конкуренции, аналогичные биологическим законам естественного отбора. Это, впрочем, и должно быть присуще первому уровню каждого периода, когда наряду с новой формой бытия материи продолжают действовать закономерности предшествующей. 10. Локальные сельскохозяйственные этносоциумы. На следующий структурный уровень разумные системы поднялись с возникновением устойчивой оседлости, связанной с освоением земледелия и скотоводства, то есть с актом межуровневого симбиоза (о чем уже говорилось ранее). Соответственно, близлежащие общины стали настолько активно взаимодействовать друг с другом, что это привело к объединению их в общности более высокого уровня - племена, союзы племен с общими органами управления: народным собранием, вождями, храмами, советом старейшин (высокоразвитое кочевое скотоводство дало тот же эффект). Такие, более широкие территориальные общины обычно уже не организовывали производство непосредственно (за исключением транспорта и строительных работ), но продолжали его так или иначе регулировать. Они служили скорее для общения с внешним миром (сначала в особенности для войны), а также регулировали перераспределение произведенного в общинах и семьях продукта, как добровольное (торговый обмен), так и насильственное (налоги). Со временем в такой территориальной общине сформировалось ее ядро - место, где и были территориально сконцентрированы функции такого перераспределения произведенного сельскохозяйственного продукта - власть и торговля (а также храмы, ремесло и т.д.). То есть каждый город формировался именно как организационный центр своей территориальной округи, над которой он господствовал, как место перераспределения потоков произведенного продукта. Города всегда были и есть центрами господства над окружающей территорией. Они могут не быть властными центрами своего района только в том случае, когда организуют транзитные потоки продуктов, не связанные непосредственно с прилегающей сельскохозяйственной территорией. Сельское население страны может быть кочевым или жить на хуторах, но на определенном уровне развития культуры города как большие компактные поселения там возникают обязательно. Постоянно общаясь в основном в пределах одной городской округи, все местное население сливается в единую этнографическую группу с очень сходной культурой (иногда параллельно формируется две подобные этнические группы: господствующая и покоренная). Со временем правители одного такого города могут покорить ряд соседних и так образовать территориальное государство. Но при этом прочие города все равно сохранят функции господства над своей территорией, а часто и свое автономное самоуправление. Таким образом, государство будет административно поделено на соответствующие городские округа. Города в наиболее крупных государствах могут выстраиваться в целую административную иерархию, но при этом основным, базовым уровнем всегда будет низший городской (то есть с городом - центром) округ. Здесь также есть аналогия с вторым уровнем предыдущего периода: так же, как в эукариотных клетках часть их "содержимого" управляется "автономными"симбиотическими клетками - органеллами (митохондриями и т. д.), а другая часть - непосредственно основным ядром, часть территории подчиняется более мелким городам, а часть - непосредственно главному центру. В масштабах государства как системы общения культура населения тоже обязательно нивелируется, близкие по культуре группы сливаются в единый этнос, этнические различия играют важную роль в формировании политики властной элиты, вообще всегда имеется один господствующий этнос. Соответственно, такие общества можно назвать этносоциумами. Этносоциумы возникли на основе локальных объединений сельскохозяйственных общин (особая связь культуры всякого этноса с селом сохранилась до наших дней) в результате оформления в них общих органов власти. Вообще этнос (существует более точный термин "этносоциальный организм") можно определить как совокупность людей, общение между которыми ничем принципиально не затруднено: отсутствует изоляция языковая, географическая (например, океан), политическая (государственные границы) или психологическая (религиозная, расовая или кастовая вражда и сегрегация). Локальные сельскохозяйственные этносоциумы представляли собой высший уровень организации разумной материи до начала промышленного переворота. 11. Глобальная промышленная цивилизация. Наиболее фундаментальное отличие машины от всей прочей "внешней периферии" человеческого тела состоит в том, что она не только дополняет и усиливает ту или иную функцию человеческого организма, но и полностью заменяет его в выполнении этой функции. И, вероятно, очень глубинная закономерность заключена в том, что начало промышленного переворота совпало по месту и времени с началом формирования единой общечеловеческой цивилизации. Вообще-то формирование неких надгосударственных культурных общностей, которые мы называем региональными цивилизациями, началось значительно раньше. Тогда в ряде случаев несколько смежных государств за счет особенно тесного общения их элит могли приобрести сходные черты в своей культуре, в особенности общую религию и письменный "ученый" язык. Часто благодаря этому и торговля концентрировалась в рамках соответствующей цивилизации (образуя "мир-экономику"), какой-либо один город мог стать организующим торговым центром всего региона. Такими цивилизациями стали древняя Передняя Азия с центром в Вавилоне, эллинистический мир, Индия, Дальний Восток, позднее - Западная Европа, мусульманский мир. Но единой системы управления, то есть собственно организационного единства, системной целостности у такой цивилизации не было. (Даже Римско-католическая церковь в Западной Европе, наиболее интригующее исключение из этого правила, не имела светской власти над нецерковными землями, то есть не руководила ничем, кроме самой себя. В этом смысле "церковный архипелаг" был подобен "архипелагу" еврейских гетто или цыганских таборов в той же Европе. Даже крестовыми походами руководила не церковь как организация, а отдельные императоры и короли.) К концу XVIII столетия над всеми региональными центрами возвысился Лондон - организующий центр всей мировой торговли, но в особенности торговли внутри европейской цивилизации. И с разгромом Наполеона в 1815 году под руководством Англии впервые сложилось организационное единство всей Европы - Венский конгресс, когда были утверждены общеобязательные для государств Европы нормы поведения, например статус дипломатов, конвенция о запрете работорговли, принцип легитимности - нормы международного права, действующие до сих пор. Именно тогда же развернулся промышленный переворот. Позднее европейские международно-правовые нормы и представление о своем регионе как о некотором единстве были позаимствованы бывшими европейскими колониями (Панамериканский союз и Организация американских государств, Организация африканского единства и т. д.). Но даже сложившийся раньше других европейский международно-правовой порядок не стал элементарным уровнем организации: таковым оставались государства. Наоборот, благодаря активизации и диверсификации связей между людьми в пределах всего государства, демократизации власти и усложнению ее функций государства-этносоциумы стали в этот период более целостными системами, чем когда-либо ранее. Соответственно, продолжались войны между ними. Лишь после Второй мировой войны региональная цивилизация в Западной Европе стала превращаться в основной, целостный структурный уровень организации, что мы и наблюдаем сегодня. Важнейшая структурная характеристика этого социума (Евросоюза) - принципиальная надэтничность, полное отсутствие господствующего этноса. По такому же пути идет и ряд других региональных объединений, например, страны АСЕАН. Есть основания надеяться, что со временем эти региональные объединения в свою очередь интегрируются (на единой основе принципов европейской цивилизации) в глобальную систему, то есть произойдет некий аналог процессов полимеризации и метамерии, как и положено на третьем уровне каждого периода. Тогда высшим элементарным уровнем разумной системы станет, наконец, единая планетарная цивилизация. 12. Четвертый уровень организации в периоде. До сих пор мы утверждали, что в каждом из трех полных периодов по три элементарных уровня организации материи (с двумя подуровнями каждый). Однако более тщательный анализ выявляет наличие, по крайней мере, в I, II и III периодах еще одного, дополнительного элементарного структурного уровня. Наиболее очевидно это в отношении живых систем. Речь идет, в частности, о коллективах общественных насекомых, в особенности о муравейниках и термитниках. Такие коллективы получили название "сверхорганизмы": в них отдельные животные настолько же выступают частью единого целого, как и клетки в многоклеточном организме. Подобные же объединения молекул называют "ассоциаты молекул": в них отдельные молекулы не утрачивают полностью свою индивидуальность, но свойства вещества определяются свойствами его ассоциата молекул. Таковы, в частности, многие гидраты. Молекулы некоторых смесей веществ могут образовывать устойчивые комплексы правильной формы - мицеллы; также молекулы некоторых полимеров могут собираться в клубки - глобулы. Наконец, в первом периоде элементарные возбуждения в твердых телах и некоторых жидкостях (особенно в жидком гелии) современные исследователи трактуют как квазичастицы (фононы, "дырки" и т.д.), полагая их аналогичными обычным элементарным частицам и принципиально отличающимися от них только ареалом распространения (например, кристаллы вместо вакуума). Все три вышеуказаных дополнительных уровня организации - сверхорганизмы, ассоциаты молекул, квазичастицы - можно назвать "тупиковыми". На подуровни они не делятся. Но любопытно то, что на четвертом уровне периода системы могут проявлять не только свойства "параллельного" им первого уровня следующего периода, но даже и свойства второго уровня этого следующего периода. Так, у муравьев известен аналог земледелия и скотоводства: разведение "домашних" насекомых и грибов. Ассоциаты молекул могут проявлять свойства обмена веществ, присущие клеткам: такова суть многих процессов солюбилизации, используемых, например, в некоторых моющих средствах. Наконец, объединение электрона и электронной "дырки" в кристалле - экситон - часто называют квазиатомом: он даже дает водородоподобные линии в спектре некоторых веществ. Как видим, структурная симметрия периодов полностью сохраняется и здесь. 13. Дополнительные целостные системы взаимодействия. Говоря об элементарных уровнях организации, о целостных системах и элементах этих уровней, мы ранее имели ввиду наименьшие структурные элементы системы, на уровне которых еще в полной мере проявляется весь комплекс ее определенных свойств (например, молекула - наименьшая структурная единица вещества, которая еще проявляет в полной мере его химические свойства). А можно ли выделить такой наибольший элементарный уровень организации, скажем, того же вещества, когда система как единое целое еще проявляет в полной мере его свойства, обусловленные свойствами отдельных молекул? Существует ли в природе резкая граница между "вот этим веществом" (вещество может быть и смесью нескольких разнотипных молекул) и качественно другим веществом (фазой)? - Оказывается, да, - такие границы существуют. Это может быть ограниченный поверхностными пленками объем жидкости с одним и тем же химическим составом. Но особенно четко такие однородные объемы однокачественного вещества или однородной смеси веществ выделяются в виде кристаллов (вспомним, что бывают и жидкие кристаллы). Причем выделяются такие однородные системы не нами, а самой природой. Очевидно, что кристаллам свойственна определенная целостность. Она проявляется, в частности, в их правильной форме, которая определяется структурой связи составляющих их частиц, например, молекул. Следует подчеркнуть, что форма и свойства кристаллов определяются не каждой молекулой по отдельности (мы продолжаем говорить о молекулярном кристалле), а формой взаимодействия между ними. Но эта целостность отлична от той элементарности, о которой мы говорили ранее. Например, кристаллы с одной и той же структурой и свойствами могут быть практически любого размера, состоять из самого разного количества элементов. То есть можно сказать, что эта целостность по отношению к основным элементарным уровням организации материи имеет у кристаллов дополнительный характер. Соответственно, кристаллы можно определить как дополнительные целостные системы взаимодействия. Причем кристаллы могут при тех или иных условиях образовываться на всех основных элементарных уровнях организации материи, где действуют закономерности добиологической эволюции, т. е. их образуют практически все вещества. Так, состоящие из "голых" нейтронов (т.е. адронов) нейтронные звезды (пульсары) имеют, согласно современным представлениям, твердую кристаллическую оболочку. Кристаллы могут образовывать все атомы, практически все молекулы, некоторые ассоциаты молекул (пример - кристаллогидраты) и даже живые молекулы (многие вирусы). Но вот живые клетки со своей упорядоченностью сами есть некий аналог кристалла, могут выделять кристаллы внутри себя, но сами никогда не кристаллизируются (их объединения - это уже совсем не кристаллы). Зато все живые системы образуют дополнительные целостные системы взаимодействия уже принципиально нового уровня. Такими структурными свойствами, во многом аналогичными свойствам кристаллов, обладают биоценозы. Их свойства тоже определяются формой взаимодействия между составляющими их "частицами", они целостны и структурно упорядочены, но могут при этом иметь самые разные размеры, т. е. включать разное число живых организмов. На втором уровне организации Разума сельскохозяйственные этносоциумы, как и клетки в отношении кристаллов, уже не входят в состав биоценозов, сами представляя собой (или включая в свой состав) подобные биоценозы. Для Разума же такой целостной системой взаимодействия служат культуры как совокупности всей информации, общей для тех или иных совокупностей взаимодействующих социумов. Именно внутри своих биоценозов живые существа живут. Именно внутри своих культур те или иные человеческие социумы функционируют как разумные сущности. И именно в культурном контексте своего бытия отдельные люди все-таки могут проявлять себя разумными. Ведь в кристаллах самостоятельную структурную роль могут играть и отдельные электроны (например, в металлах), в биоценозах - отдельные неживые "сами по себе" молекулы (круговороты в природе тех или иных веществ, обобщенные в понятии "биогеоценоз"). Так же в конкретных культурах структурообразующую роль могут играть отдельные люди. Т.е. человеческая личность может быть самостоятельным структурным элементом в своей культуре, если (и поскольку) она - творческая личность, изменяющая эту культуру. Собственно, процесс творчества и есть в самом прямом смысле процесс реализации себя человеком в качестве самостоятельной разумной сущности. 14. Сущность квантовых явлений. Поскольку каждой форме бытия материи соответствует своя особая целостная система взаимодействия, то возникает вопрос: а какая же система взаимодействия соответствует квантовым явлениям? Может быть, и I-й период на самом деле так же состоит из трех уровней и шести подуровней, как и остальные три? Вообще, в чем суть квантовых явлений, можно ли ее выразить в такой же содержательной форме, в какой здесь уже сформулирована суть более сложных форм бытия материи? - Думается, что на эти вопросы правомерно поискать ответы именно с точки зрения философии. Наша гипотеза основывается именно на изложенном выше принципе структурной симметрии всех форм бытия материи. Из него, в частности, следует, что сущность формы бытия материи на всех уровнях одного периода (за частичным исключением первого уровня) одинакова. А это значит, что одинакова сущность как форм бытия материи также элементарных частиц и квазичастиц. Квазичастица - это элементарное возбуждение совокупности элементарных частиц, энергия или импульс которого (подобно "обычным" элементарным частицам) могут принимать только определенные дискретные - квантовые - значения. Даже когда подобные колебания приписываются целому атому, например, в случае колебаний атомов в кристаллической решетке (фононов), все равно речь идет прежде всего о колебаниях (деформациях) электронной оболочки атома (или даже единого электронного поля всей кристаллической решетки), т. е. о возбуждениях элементарных частиц - электронов; недаром фононы так активно взаимодействуют с электронами проводимости. Распространяться некоторые подобные квантовые возбуждения (те же фононы) могут только с определенной скоростью, равной скорости звука в соответствующей среде. Причем каждое такое возбуждение - это возмущение (с определенным импульсом) всей совокупности взаимодействующих частиц, например, кристалла, как бы ни была эта совокупность велика, соответственно координаты и импульс такого возбуждения нельзя точно измерить одновременно (в чем нет ничего парадоксального). И если реальные элементарные частицы (почему бы все-таки не говорить "квантовые возбуждения" вместо "частицы"?) аналогичны квазичастицам, то каждая из них также должна быть возбуждением всей своей среды, т.е. всего вакуума, т. е. всей Вселенной. То, что именуют "размером" частицы ("эффективным радиусом взаимодействия"), есть лишь область пространства, где ее "больше всего", т.е. где данное возбуждение в определенный момент сильнее всего. Собственно, теория волновых пакетов, наиболее точно описывающая свойства элементарных частиц (квантов материи), примерно так их и представляет (например, электронная оболочка атома - это некая стоячая волна). При этом волновые пакеты (частицы) обязательно накладываются друг на друга (взаимодействуют), в конечном счете вся Вселенная тоже представляет собой такую суперпозицию волновых пакетов (Y-функций). Именно различные суперпозиции Y-функций являются дополнительными целостными системами взаимодействия в I-м периоде. Можно также высказать предположение, что явления инерции и гравитации как раз и выступают формой непосредственного взаимодействия каждой частицы со всей Вселенной, качественно отличаясь тем самым от других фундаментальных взаимодействий. Иначе говоря, гравитация и инерция - следствие "размазанности" каждой частицы по всей Вселенной, и таким образом, введение неких "гравитонов" как особых квантов гравитационного поля попросту не нужно. Но самая важная для нас аналогия заключается в том, что всякая квазичастица есть в конечном счете определенное возбужденное состояние "обычной" элементарной частицы. Т.е. при квантовых закономерностях уровни организации различаются не по принципу "системы одного уровня служат элементом для систем следующего уровня", а по принципу "системы одного уровня служат средой возбуждения для систем следующего уровня". Этот важнейший вывод позволяет по-новому понять сущность квантовых явлений и дает основания для гипотезы о полном составе I-го периода. 15. Достройка системы "вниз". Итак, третий уровень I-го периода составляют элементарные частицы (квантовые возбуждения материи) в их современном понимании. По современным представлениям, их всего (включая античастицы) 36: 12 кварков, 12 лептонов и 12 квантов взаимодействия (фотон, 3 промежуточных бозона и 8 глюонов). Но при этом различные квантовые возбуждения объединяются в "изотопические мультиплеты", связанные различными симметриями. Это значит, что в определенных обстоятельствах, в частности, если взаимодействие происходит при высоких энергиях, различные входящие в данную изотопическую группу квантовые возбуждения перестают быть различимыми, т.е. становятся для нас одним и тем же (например, стирается грань между электромагнитными и слабыми взаимодействиями, т.е. между фотонами и промежуточными бозонами). Такие недифференцированные изотопически симметричные частицы и служат, скорее всего, нижним подуровнем третьего уровня, причем между ними и "обычными" частицами при низких энергиях взаимодействия так же нет четкой границы, как и между простыми и полимерными молекулами. Но что представляет собой второй уровень? - Здесь самое время вспомнить о таких квазичастицах, как возбужденные электроны и дополнительные к ним "дырки" (нехватки электронов). Самое важное здесь заключается в том, что саму электронную систему кристалла в основном состоянии - фон - часто можно вообще не учитывать, именуя электронами или частицами только те из них, которые приобрели некоторую энергию возбуждения, выделяющую их из фона. То есть эти основные электроны фона, возбуждения которых, собственно, и есть соответствующие квазичастицы, выступают по отношению к этим квазичастицам как виртуальные частицы. При этом даже можно сказать, что квантовые возбуждения (квазичастицы) непрерывно "испускают" и "поглощают" эти "виртуальные" частицы, по мере того, как проходят через них. Почему бы не "перевернуть" подобным образом и теорию взаимодействия "нормальных" элементарных квантовых возбуждений (частиц) с виртуальными частицами вакуума? - Иными словами, следует считать виртуальные частицы вакуума (по крайней мере, некоторые) не менее, а "более" существующими, чем обычные, т. е. более фундаментальным уровнем организации материи - вторым уровнем организации в I-м периоде. Причем - что особенно важно - их следует считать самостоятельным уровнем организации материи, не менее отличающимся от "реальных" элементарных частиц, чем те, в свою очередь, отличаются от квазичастиц. Этот подход открывает новые пути решения, по крайней мере, двух "проклятых" проблем квантовой физики: проблемы "перенормировки", связанной именно с неверным пониманием сущности виртуальных частиц, и загадки резкого преобладания "частиц" над "античастицами" (возбужденных электронов в кристалле тоже больше, чем "дырок"). Что же касается сущности нижнего подуровня второго уровня, то здесь подсказку дает такое структурное свойство этого подуровня, как оформление ядра. Роль подобного ядра могут играть точечные заряды, открытые, в частности, у кварков внутри протонов и нейтронов. Здесь важно подчеркнуть еще следующую закономерность: все квазичастицы нестабильны, среди обычных частиц уже есть несколько стабильных, в изотопических мультиплетах действуют свои особые законы сохранения (например, лептонных зарядов), т.е. в целом они более стабильны, чем входящие в мультиплет элементарные частицы по отдельности. Экстраполируя, можно предположить, что виртуальные частицы вакуума уже стабильны по преимуществу, и особенно это касается нижнего подуровня, который предположительно коррелирует с законами сохранения зарядов, т.е. представляет собой самые элементарные заряды (в частности, электрический). Наконец, нижний уровень I-го периода, среду для виртуальных квантовых возбуждений представляют собой, вероятно, стабильные кванты самого пространства-времени. Представление о существовании таких квантов естественно следует из существования в мире предельной скорости взаимодействия с и развивается многими теоретиками. Но наличие неких далее не делимых точек пространства-времени хотя бы с чисто философской точки зрения предполагает и существование того, что эти кванты связывает между собой, в том числе находится между ними, поскольку они выступают как отдельные, т.е. не слитые между собой сущности. Эта общая фундаментальная основа бытия ("начальная пустота"), по всей видимости, и есть начальный подуровень первого уровня I-го периода в общей периодической системе организации материи. 16. Сущность Сверхразума. Итак, IV-й период, Разум - самая высшая из ныне существующих форм бытия материи. Но еще никто не доказал неизбежность гибели всякой цивилизации разумных существ. Наоборот, доказано, что энергетическая и вообще технологическая мощь человечества растут в геометрической прогрессии (это хорошо иллюстрируют соответствующие графики). Все ссылки на грядущее исчерпание запасов минерального топлива или на неизбежную экологическую катастрофу ровно настолько же обоснованы, как и ссылки на роковую нехватку дров для отопления городов или их гибель от избытка конского навоза, которые в большом избытке делались в прошлом. Иначе говоря, все подобные прогнозы игнорируют потенциально бесконечные возможности человеческого гения и новых технологий, или, если угодно, безграничную милость Божию. В таком случае встает закономерный вопрос: а что же дальше? Т.е. возникла настоятельная потребность в прогнозе дальнейшей эволюции той материи, частью которой мы все являемся. И именно форма общей периодической системы организации материи впервые дает определенную научную основу для такого прогноза. Очевидно, что в будущем произойдет очередная смена формы бытия материи. Новая форма бытия - за ней уже закрепилось название "Сверхразум" - будет примерно так же относиться к Разуму, как Разум - к Жизни. Как известно, разумные системы состоят из биологических тел (многоклеточных организмов) и их "внешней" периферии в ее телесной (вещи) и нетелесной (информация, "душа") форме. Причем разумные системы не в состоянии произвольно менять свою биологическую составляющую, зато могут изменять структуру и функции своей "внешней" периферии. Т.е. разумные системы в состоянии самостоятельно изменять свою структуру и функции лишь частично (именно в этом смысле "тело - темница для души"). Сейчас уже достаточно легко представить себе (прогресс науки дает для этого основания), что принципиально возможно произвольно менять и наше биологическое тело. Существуют по меньшей мере три пути такого изменения. Во-первых, это путь технологии - превращение человека в киборга, т.е. вживление в человеческий организм различных искусственных устройств, резко повышающих его физические и психические возможности. Во-вторых, это путь биологии - возможность изменять саму нашу биологическую сущность методами генной инженерии и медицины. В-третьих, это путь парапсихологии - приобретение каждым человеком таких свойств, которые ныне присущи лишь редким феноменам-психикам, вплоть до способности к материализации-дематериализации различных предметов, включая и собственное тело. Понятно, что те бессмертные создания, которые возникнут в результате реализации всех трех указанных выше возможностей, будут уже не совсем людьми. В то же время очевидно, что на первом уровне этого нового периода они еще очень долго будут оставаться и людьми тоже, т.е. их социум сохранит свойства разумной системы без какой-либо пропасти с человеческой цивилизацией (чем нас уже успели запугать некоторые фантасты). Но способность произвольно и неограниченно менять свою внутреннюю структуру и функции есть уже свойство, имманентно присущее элементарным системам Сверхразума как высшей, пятой формы бытия материи. Соответственно, сверхразумные сущности будут в состоянии обеспечить такой уровень духовной близости, когда каждая единица сможет не только знать, но и чувствовать все, что знает и чувствует любая другая единица. Не только знания, но и эмоции, воля и желания каждого смогут стать достоянием всех. Так возникнет высшая дополнительная целостная система взаимодействия сверхразумных сущностей - Инфоконтинуум, или единый "Мировой Разум". В нем сверхразумные элементы, сохраняя свою целостность и свободу воли, в то же время приобретут способность к непредставимому для нас духовному единению. Также можно предположить, что в элементарной сверхразумной системе со временем произойдет "размывание" входящих в ее состав элементарных систем предыдущих более низких уровней. По крайней мере, тенденции к размыванию предыдущих (по отношению к высшему) элементарных уровней организации четко проявляются уже теперь, в IV-м периоде. Так, активно "размываются" городские округа, да и сами города. Уже очень далеко зашел процесс "размывания" семьи как основной ячейки общества, а с развитием сети Интернет стал активно "размываться" и подуровень "работы". "Размываются" этносоциумы, а некоторые региональные цивилизации начали "размываться", даже не успев толком сформироваться. Сверхразум же, став полностью искусственным, может вообще не включать в свой состав, скажем, живые организмы, либо включать такие, о которых невозможно точно сказать, живые они или нет. Со временем может произойти и "размывание" всех прочих элементарных уровней, до атомов и элементарных частиц включительно, так что в своем предельном развитии Сверхразум будет состоять только из Сверхразума. Таким образом, можно предположить, что со временем предыдущие уровни организации действительно сохранят в Сверхразуме лишь эволюционное, т.е. историческое значение, как пройденные в прошлом этапы. Можно предположить, что и само деление Сверхразума на мыслящие единицы, на индивидуумы со временем совершенно "размоется". 17. Достройка системы "вверх". Если исходить из предположения о том, что структура V-го периода симметрична структуре предыдущих, то он должен состоять из трех основных уровней организации, каждый из которых делится на два подуровня, и дополнительного четвертого уровня. Как уже было сказано, эти уровни имеют скорее всего исторический характер, т. е. отражают качественные ступени в эволюции Сверхразума. Еще одно предположение-экстраполяция состоит в том, что масштаб элементарных систем Сверхразума будет несоизмеримо большим, чем масштаб разумных систем. И если разумные системы уже начали осваивать космическое пространство, то Сверхразум должен в итоге стремиться к освоению и преобразованию всей Вселенной. Такое преобразование возможно только в случае овладения достаточной для этого энергией. А поскольку сама Вселенная структурирована на три основных уровня организации: звезды с планетными системами вокруг них, галактики и Метагалактика (каждая из систем соответствующего уровня, по данным космогонии, возникала как единое целое), то и сверхразумные системы можно будет разделить на три соответствующих уровня организации: распоряжающиеся энергией до полной энергии излучения (обычной) звезды (1), с энергетическим уровнем до энергии галактики (2) и с энергетическим уровнем до совокупной энергии Вселенной (3). При этом в масштабах самих этих энергетических уровней существует довольно четкая корреляция. Если существующий сейчас на Земле уровень энергопотребления увеличить в несколько сотен раз, то это будет составлять порядка 1% от всей поступающей на Землю энергии Солнца (собственная энергия недр планеты намного меньше). Это - наибольший экологически приемлемый уровень и, по современным понятиям, уровень энергетического изобилия. Можно предположить, что на этом энергетическом уровне уже произойдет первоначальное освоение Солнечной системы, а также должен развернуться переход к Сверхразуму (в частности, киборгизация). Но этот энергетический уровень примерно в 100 миллиардов раз меньше общей энергии излучения Солнца - рядовой звезды. В Галактике же приблизительно порядка 100 миллиардов звезд, а в обозримой нами части Вселенной - порядка 100 миллиардов галактик. Способность изменять мир неотделима от способности изменяться самому. На первой ступени (до энергии звезды) сверхразумные существа еще не слишком будут отличаться от людей (разве что бессмертием и другими "мелочами"), т. к. еще не будут полностью свободны от биологической формы. На первом подуровне это будут просто усовершенствованные указанными выше тремя путями люди, а также созданные по их подобию (по крайней мере, в отношении психики) роботы. На более высоком подуровне появятся все более совершенные, все более тесно духовно связанные между собой искусственные носители Сверхразума, пока, наконец, биологический уровень организации (весь III-й период) не окажется полностью размытым (превзойденным), т.е. не обязательным. К этому времени все закономерности Разума окончательно перестанут действовать. Экстраполируя эти тенденции, можно предположить, что на энергетическом уровне галактики произойдет постепенное размывание всего II-го периода. Т.е. Сверхразум приобретет способность воплощаться в любой вещественной форме, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями - независимость от конкретной материальной формы (первый подуровень), а затем и независимость от вещественной формы вообще, способность существовать в виде "чистой" информационной сущности (аналога культуры). Формирование ядра, некоей "столицы галактики" (вряд ли на основе "материнской" планеты: скорее та со временем станет чем-то вроде музея) должно быть связано с удобством пространственной концентрации информационно-энергетических сущностей Сверхразума, теперь не просто взаимосвязанных, а постепенно сливающихся в единую сущность. 18. Потенциальная угроза из Космоса. Экстраполяция на V-й период принципа межуровневого симбиоза приводит к любопытному прогнозу: в нашей Галактике (или в ее ближайших окрестностях) обязательно должны существовать иные разумы, без объединения с которыми дальнейшее развитие Сверхразума попросту невозможно. Очевидно, что для объединения со Сверхразумом иные разумы должны предварительно достичь уровня единой планетарной цивилизации. Здесь следует отметить, что, исходя из принципа структурной симметрии периодов, наш собственный Разум может порождать еще и дополнительный четвертый (тупиковый) уровень. Одна из возможных тенденций развития Разума на Земле, которая пока, к счастью, не реализовалась - это создание глобальной тоталитарной диктатуры. Такая диктатура, без сомнения, есть тупиковый вариант. Но она могла бы стать устойчивой (в результате действительного воспитания "нового человека", неспособного жить в условиях свободы, может быть, даже с биологически деформированным мозгом). При этом она могла бы также сохранить ограниченную способность к технологическому прогрессу, даже к таким технологическим достижениям, которые присущи Сверхразуму галактического уровня (как это может быть свойственно системам четвертого уровня). Естественно предположить способность такого Разума к освоению иных планетных систем, в том числе и уже населенных. Кстати, поведение пилотов НЛО (если те все-таки реально существуют) такими своими чертами, как рутинность, склонность к тайне и особенно полное отсутствие уважения к боли и страданиям других существ, вполне соответствует модели поведения представителей подобной тоталитарной "космической империи". Очень может быть, что обязательность акта межуровневого симбиоза на галактическом уровне связана именно с необходимостью нейтрализации подобных "космических империй" с последующим преобразованием их в совокупность нормальных планетарных цивилизаций. Причем сама нейтрализация должна, вероятно, произойти еще раньше - на "звездном" уровне, т.е. на стадии первоначального освоения Галактики. Так что фантазии о "звездных войнах" и о необходимости "прогрессорской" деятельности землян вполне могут оказаться самой суровой реальностью. Вообще, наш собственный исторический и житейский опыт достаточно убедительно свидетельствует, что далеко не всякой встрече с "братьями по Разуму" стоит радоваться. Достойно удивления непонимание этой простой истины некоторыми энтузиастами: 19. Дополнительное доказательство бытия Бога. Если экстраполировать еще дальше изложенные выше тенденции развития Сверхразума, то на третьем уровне должно произойти "размывание" I-го периода. Это значит, что со временем Сверхразум приобретет способность одновременно находиться во всех точках Вселенной, используя подобное свойство элементарных частиц, то есть станет всей Вселенной. Это, вероятно, будет первым подуровнем третьего уровня. Но это еще не предел для его развития. Вспомним об уровне виртуальных частиц. Очевидно, что по аналогии с квазичастицами могут существовать и виртуальные частицы "второго рода", аналогичные, скажем, слишком слабым, не выделяющимся из "фона" колебаниям атомов кристаллической решетки. Собственно, каждая обычная элементарная частица должна в виртуальной форме присутствовать в любой точке Вселенной. По современным представлениям, число таких виртуальных частиц "второго рода" (виртуальных возбуждений вакуума) в любой точке Вселенной может быть бесконечно, причем способность их к взаимодействию друг с другом и с реальными квантовыми возбуждениями (элементарными частицами) весьма ограничена. А это значит, что виртуальные частицы могут порождать и бесконечное число виртуальных (для нас) вселенных, очень слабо взаимодействующих с той, которая реальна для нас, но расположенных в конечном счете в том же пространстве. Многие современные авторы подчеркивают связь виртуальных частиц с процессом сознания, а также с его продуктом - с различными идеальными сущностями ("виртуальными реальностями"), ищут именно в подобной связи разгадку феноменов парапсихологии. Полное преобразование не только нашей реальной Вселенной, но и всей совокупности виртуальных вселенных - виртуального континуума - станет, вероятно, верхним подуровнем третьего уровня развития Сверхразума. Но это значит, что Сверхразум благодаря своей энергетической мощи приобретет способность сам порождать вселенные. Здесь следует также отметить еще одну вероятную тенденцию, характерную уже для второго уровня Сверхразума - тенденцию к постепенному слиянию всех отдельных сверхразумных сущностей в единую элементарную сущность, структурно не расчлененную более ни на какие уровни и подуровни. То есть наиболее вероятным итогом прогрессивного развития материи в нашей Вселенной станет появление единой сверхразумной сущности, способной порождать из себя новые вселенные. Такую сущность принято называть Богом. Признание возможности безграничного прогресса материи равнозначно признанию Бога. В таком случае вполне резонно предположить, что и наша собственная Вселенная была, в свою очередь, когда-то создана такой же сверхразумной сущностью. Ярким доказательством наличия Божественной воли многие исследователи считают "антропный принцип" - такой поразительный подбор величины целого ряда фундаментальных физических постоянных, который только и сделал в итоге возможным появление во Вселенной человека. Это касается, в частности, констант фундаментальных взаимодействий и заряда электрона, т.е. величин, которые априори должны быть связаны с уровнем наиболее элементарных зарядов - нижним подуровнем второго уровня I-го периода. Можно трактовать это как внесение Сверхразумом в материю необходимых параметров, т. е. как своеобразный акт межуровневого симбиоза, замыкающий верхний и нижний края системы. Но тогда следует признать и возможность последующего пребывания или воплощения Бога в созданной им Вселенной, а также того, что ему небезразлична судьба его созданий. Прочитав великую Книгу Природы, мы неизбежно поймем, что написана она Богом. Наконец, и порождение новых вселенных не есть предел развития Сверхразума, - у него вообще нет пределов. Возможен четвертый уровень организации Сверхразума - уровень Бога или Абсолюта, параллельный "начальной пустоте", т. е. вобравший в себя самые фундаментальные основы как бытия, так и небытия и все где/когда-либо развившиеся сверхразумы. Его, вероятно, можно уподобить буддийской нирване, впрочем, имея в виду, что вообще наша способность к пониманию Сверхразума (или Бога) очевидно крайне ограничена. Но подчеркнем еще раз: любая форма исторического оптимизма, т. е. любое утверждение, что развитие природы и общества не есть (в лучшем случае) бесконечное повторение бессмысленных циклов, что наша жизнь имеет смысл, по сути тождественно утверждению веры в Бога. Всякий же атеист - исторический пессимист. 20. О симметричной форме общей периодической системы организации материи. Теперь следует еще раз внимательно посмотреть на приведенную здесь таблицу, в которой изложенная выше общая периодическая система организации материи обобщена в графической форме. Тому, кто внимательно прочитал предыдущий текст, смысл этой таблицы должен быть так же ясен, как и ее автору. Но как раз автору-то смысл этой таблицы непонятен. Реально создание таблицы предшествовало написанию текста, который именно имел целью данную таблицу объяснить. Идея создания таблицы возникла на основе представления о существовании особых элементарных структурных уровней организации материи, изложенного в пункте 1 данного текста, как попытка выделить в природе все такие уровни. Но симметричная периодическая форма таблицы ниоткуда не следовала, симметрия между II-м и III-м периодами была сначала открыта в самой таблице. В целом же симметричная форма таблицы является гипотезой, которая, на наш взгляд, оказалась исключительно продуктивной, помогла по-новому объяснить сущность известных форм бытия материи и предсказать наличие у материи новых, ранее не известных свойств. Эвристическая сила таблицы и заложенного в ней принципа структурной симметрии периодов очевидна. Совершенно непонятна только природа этой структурной симметрии, то, почему основные элементарные уровни организации материи укладываются в правильные периоды с повторением важных структурных свойств уровня в периодах и одинаковым числом уровней и подуровней. Скажем, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева была построена на основании периодического повторения свойств атомов по мере возрастания их массы и тоже имела отчасти симметричную форму. В связи со своей симметричной формой она с самого начала имела эвристическую силу, т.е. предсказывала существование новых элементов в "пустых" клетках. Но природа этой структурной симметрии несколько десятилетий оставалась непонятной, и лишь затем удалось доказать, что она связана с периодичностью заполнения электронных оболочек атомов. Если обобщить накопленный наукой опыт, то можно утверждать, что у каждой природной симметрии есть свой внутренний механизм. Более того, этот внутренний механизм симметрии обычно может быть выражен в строгой математической форме. Здесь же речь идет о внутреннем механизме симметрии, охватывающей все основные структурные элементы сущего, включая Бога! Разумеется, раскрытие механизма одной, даже самой важной симметрии будет означать познание лишь одной из бесконечного числа граней действительности, но, думается, это была бы весьма важная для нас грань (возможно, это именно то, что китайцы называют Великим Дао). Грандиозную задачу раскрытия этого механизма пока можно лишь поставить: Общая периодическая система организации материи как философская система. Имея в виду единство всех уровней организации материи, следует подчеркнуть, что в названии данной периодической системы слово "общая" употребляется в значении всеохватности, а не совместности, что соответствует украинскому слову "загальна" (а не "спiльна") или английскому "general". Эта система представляет собой нетривиальный синтез современных достижений конкретных наук, обобщенный на современном философском языке, в частности, с использованием понятий теории информации и общей теории систем. Она могла быть создана и десять лет назад, но вряд ли раньше: тогда для нее просто не хватало бы научных данных. Однако сама традиция создания подобных систем, выстраивающих лестницу бытия по ступеням от неупорядоченной косной материи до Бога (Абсолюта), насчитывает много веков (среди мыслителей ХХ-го столетия можно вспомнить, например, П. Тейяра де Шардена). Собственно, эту традицию можно возводить еще к Платону, особенно же - к Плотину и остальным неоплатоникам. В дальнейшем она через Иоанна Скота Эриугену, средневековых схоластов, Николая Кузанского и др. продолжалась до Георга Гегеля включительно. Любопытны и глубоки совпадения нашей научной периодической системы с подобными старинными системами (например, первая ступень Сверхразума в ней весьма напоминает ангелов и т. п. высших существ, ближе стоящих к Богу, чем люди), но главная их общая черта - это именно стремление к всеохватности. А между тем одно из возможных возражений против периодической системы можно сформулировать так: "На каком, собственно, основании закономерности развития нашей человеческой цивилизации распространяются на Разум вообще, на иные галактики?" На это можно ответить, что мы вообще ничего не знаем точно об иных галактиках. В принципе сомневаться можно в чем угодно, не только в иных галактиках, но даже в собственном имени. Мы всего лишь предполагаем (т.е. строим гипотезу), что и в иных галактиках атомы такие же, как у нас, а значит, и все последующие построенные из них уровни организации должны повторяться. Значит, и развитие, скажем, Разума должно проходить через те же самые этапы (или застрять на каком-то из них). Все это - неизбежное следствие из признания единой природы нашей Вселенной. Подобное признание может в конечном счете основываться лишь на нашей вере в его истинность. Но это же можно сказать о любой философской истине: ни одну из таких истин нельзя ни доказать, ни опровергнуть, в них можно только верить. Собственно, всякая философия, всякая философская система представляют собой именно рациональное обоснование, рациональную экспликацию той или иной веры. То же можно сказать и об изложенной выше общей периодической системе организации материи. Тут следует вспомнить еще одного старого философа, Иммануила Канта. Он учил, что мы сами конструируем в собственном мышлении окружающий мир, исходя из нашей собственной природы. Данная таблица - как раз такая конструкция, она отражает устройство того мира, который реален именно для нас, здесь и сейчас. Она отражает личную веру ее автора в материальность Бога во Вселенной. И каждый волен решить Таблица: Общая периодическая система организации материи - документ MS Word Рассоха И. Н.
РУССКАЯ ФАНТАСТИКА | ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ
[ Оргкомитет ] [ Списки ] [ Фотоархив ] [ Статьи ] [ Премии ] [ Доклады ] [ Заявка ] [ Форум ]
|