|
Введение в структурную вампирологию ч. 3: Клинические корни вампира, или о болезнях, маньяках и жертвенной крови.В предыдущей статье мы рассмотрели фольклорных вампироподобных существ. Стремление найти корни вампиризма в реальности идет по двум направлениям. Первое пытается искать клинические корни вампиризма как болезни, второе отталкивается от образа жертвенной крови и его вероятного применения в оккультной практике.
Существующие болезни как потенциальный источник легенды о вампирах Феномен вампиризма может иметь своим источником несколько заболеваний. Начнем того, что, раздутое тело в гробу и следы крови во рту и в носу сегодня считаются обычными признаками разложения примерно через месяц после смерти - а как раз именно в этот период большинство трупов подвергалось эксгумации с целью выявления вампиров. Наиболее известной болезнью, связываемой с вампирами, является порфирия. Это - редкая (известно всего лишь 60 случаев подобного заболевания) наследственная болезнь, жертва которой не может произвести сама красные кровяные тельца. Даже в настоящее время это редчайшее заболевание, поражающее в среднем одного человека на сто тысяч, с трудом поддается лечению: химиотерапия и частые переливания крови не всем по карману. При этом страшном генетическом заболевании в крови и тканях человеческого организма нарушается пигментный обмен, а под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения начинается частичный распад гемоглобина. Одновременно его небелковая часть - гем - превращается в токсичное вещество, которое разъедает подкожные ткани. По мере развития жуткого недуга кожа больного начинает приобретать коричневый оттенок, становиться все тоньше и при длительном пребывании на солнечном свете лопается и начинает гнить, издавая тошнотворный запах. В процессе болезни деформируются сухожилия, что приводит к самопроизвольному скручиванию конечностей и пальцев. В тяжелой форме заболевание сопровождается жесточайшими болями и изменениями в психике: пораженный человек начинает есть сырое мясо, высасывая из него кровь, которая требуется больному организму для уменьшения болей и восстановления кровяного баланса. Канадский биохимик Д. Дольфин считает вампиризм следствием такого генетического сбоя, так как одна из форм порфирии приводит к появлению еще больших "вампироподобных" симптомов: заостренных зубов (ужесточение кожи вокруг губ и десен делало резцы более выдающимися) и чрезмерной волосатости. Причина возникновения этой болезни до сих пор изучена недостаточно, но в большинстве случаев она возникает в результате инцеста, а иначе говоря, кровосмешения между близкими родственниками. Этим и объясняется столь широкое распространение заболевания в горных районах Трансильвании, населенных людьми со специфическим жизненным укладом. Однако порфирия слишком редка чтобы отталкиваться только от нее. Начнем с каталепсии и кататонии, при которой дыхание, пульс, и другие функции организма снижены до такой степени, что на первый взгляд, кажется что человек умер. Учитывая то, что перед лицом эпидемий покойников закапывали немедленно после смерти, лица, страдающие от каталепсии, могли быть объявлены мертвыми и похоронены. Нетрудно предположить, какой ужас охватывал людей того времени, когда затем, вскрывая могилу, они видели кровь под ногтями или во рту трупа, разинутом в последнем крике. А если гроб открывали, когда тело еще подавало признаки жизни, все показатели вампиризма были налицо. Не забудем и анемию, признаки которой включают бледность, слабость, усталый вид и проблемы с пищеварением - общество легко верило в то, что эти симптомы являются следствием посещения вампира, а не болезни. Многие вещи связанные с вампиром соотносятся с симптоматикой чумы - из-за высокой температуры больной большую часть времени лежит пластом не сильно отличаясь от трупа, а способность передвигаться происходит только при уменьшении температуры тела, которая обычно происходит ночью. В состоянии горячки больной часто царапается и кусается- при этом укус больного чумой особенно лёгочной формы влечёт за собой заражение. Добавим к этому уродства вызванные воспалением лимфатических узлов, и мы получим нечто похожее на носферату. Тем более, что пики вспышек вампирской истерии пришлись как раз на пики эпидемий чумы. Легенду о вампирах можно объяснить и болезнью бешенства, как это сделал один из испанских неврологов Хуан Гомес Алонсо после изучения антропологических данных и старинных медицинских рукописей. Так, приблизительно 25 % страдающих бешенством кусают других людей, многие из них не выносят зеркал и сильно пахнущих веществ. Вампиры, как известно, не выносят дневного света, и страдающие бешенством также нередко бродят по ночам. Вампиры имеют ненормальную тягу к представителям противоположного пола, а бешеные из-за поражения болезнью мозговых центров, контролирующих эмоции и поведение, имеют повышенную сексуальную активность. Изо рта людей, умерших от бешенства, кровь может идти еще долго после смерти. А если закопать тело в холодном и влажном месте, то оно может сохраниться в хорошем состоянии еще на протяжении многих месяцев или даже лет.
Теперь о маньяках К болезням отчасти относится и "клинический вампиризм" или гемосексуальность, которая определяется как получение сексуального возбуждения и удовольствия от вида (и вкуса) крови и может сопровождаться актом пития крови из объекта (обычно объекта любви). Подобное извращение было характерно для целого ряда сексуальных маньяков нашего времени. Россиянам в первую очередь известны Андрей Чикатило, который (напомню) не насиловал свои жертвы, а получал оргазм, онанируя над истерзанным телом, и людоед Николай Джумагалиев, считавший, что поедание человеческого мяса и питие крови помогает ему сохранить силу и молодость. В одном ряду с ними стоят Фриц Хаарманн, Ричард Чейз, Александр Хейг и Петер Куртен. Про людоеда императора Бокассу тоже, скорее всего, читали все. Самый ранний известный случай свидетельствует о человеке по имени Зоргель, который в XIX веке встретил в лесу человека и выпил всю его кровь, пытаясь излечить себя от эпилепсии. В результате он помещен в приют для душевнобольных. После казни мозг Зоргеля был исследован патологоанатомами. Известнейший случай касался и сержанта Франсуа Бертрана (1824-1849), который был арестован в 1849 году в Париже за то, что разрывал могилы и поедал плоть трупов. Фриц Хаарман (1879-1924) - самый знаменитый в Европе убийца-вампир, получил эту известность во многом из-за своей сексуальной ориентации. Он специализировался по молодым людям, которых заманивал на квартиру, насиловал и убивал - часто перерезая или перегрызая горло и испытывая в этот момент состояние близкое к трансу. На завершающем этапе своей преступной деятельности он даже продавал мясо убитых жертв в мясной лавке. Ко времени своего ареста и казни в 1924 году в Ганновере, он убил и съел более 20 человек. В одно время с Хаарманом действовал Питер Кюртен (1889-1931), также в Германии. В Дюссельдорфе Убивал он в основном молодых женщин и детей, также выпивая горла. Его возбуждение во время убийства, фиксировалось не на насилии, а на виде крови. Он начал пить кровь своих жертв, продолжая даже тогда, когда его уже тошнило от употребленной крови. В одном случае, он откусывал кусочки мяса и пил кровь из раны. Свою потребность в питии крови он сравнивал с алкоголизмом и дурной наследственностью - его отец был алкоголиком. Ричард Чейз (1950-1980) действовал в Сакраменто, штат Калифорния, в декабре 1977 года, когда он застрелил человека. Он убивал животных и выпивал их кровь в надежде, что ему удастся поправить свое физическое состояние. Для нас же самым интересным примером является Александр Хейг, который убил десять женщин и пил их кровь. Хейг был выходцем из набожной семьи, принадлежащей к ультрафундаменталистской протестантской секте Плимутских Братьев. Кстати, к этой же общине вырос и небезызвестный Алистер Кроули. Молодой Хейг был человеком впечатлительным, с большим успехом выступал перед членами религиозной общины и даже опубликовал в 18 лет статью "Об упадке человечества".Фантазии, связанные с кровью страдающего Христа и дающей жизнь крови, беспокоили его давно, но до 1944 года Хейг мог контролировать свое подсознание но в это время он с одной стороны получил травму головы, а с другой, впервые почувствовал вкус собственной крови, облизывая пораненный палец. По словам самого Хейга, "Тот случай, отбросив века цивилизации, возвратил меня к легендарным временам, когда в человеческой крови черпали силу. Я понял, что принадлежу к роду вампиров". Идея крови как основы жизни окончательно подчинила его, и создав дома тайную лабораторию, он стал пить кровь для того чтобы продлить свою жизнь в ходе самопридуманного обряда, напоминающего религиозный ритуал. Заманивая жертвы в свой лондонский дом, он убивал их, выпивал их кровь, а затем бросал тела в чан с серной кислотой. За день до казни Хейг писал о том, что стоит неизмеримо выше всех людей, что он движим божественной силой, что с детства ощущал в мистических и кровавых снах свое мессианское предназначение. Как правило большинство гемосексуалов стали таковыми НЕ под влиянием вампирского мифа и не занимались осознанной имитацией образа. Там, где эта тема присутствовала, маньяками были несовершеннолетние. История Сальваторе Агрона, 16-летнего жителя Нью-Йорка, который в 1959 был приговорен к смерти за несколько убийств, которые совершал по ночам, одевшись в костюм от Бела Лугоши, и заявил в суде, что является вампиром, менее типична. Похожий пример - случай Джеймса П. Рива, который в 1980 застрелил свою бабушку, пил кровь, текущую из раны, а на следствии показал, что несколькими годами ранее о начал слышать голоса вампиров, которые, в конечном итоге, сказали ему, что делать, и обещали вечную жизнь. Тресси Виггинтон из Брисбейна, Австралия(1991), осужденная за убийство человека, чью кровь она затем выпила, постоянно утверждала, что она вампир, и регулярно пила кровь у своих друзей.
"Образ крови" и ее потребление в ритуальных целях История Хейга заставляет нас вспомнить о том, какую роль играет кровь в оккультной традиции вообще. Связи крови с жизненной силой очень наглядна - при ране она вытекает из человека как бы вместе с силой и здоровьем. Именно потому в качестве "ценного магического сырья" кровь использовалась в очень многих магических традициях - от кельтов (вспомним песню "На берегах Ярроу") до китайцев. Кровью активизировали некоторые руны и магические талисманы, писали колдовские книги и подписывали договор с дьяволом, она является компонентом магических зелий и элементом жертвоприношения - еще души в Аиде надо было поить кровью, чтобы они говорили. Смешивание крови считалось сильнейшей клятвой дружбы. Поедание сердца, печени, крови поверженного врага или раскрашивание себя его кровью - частым способом заимствования его силы. А корейский полководец Квак Чеу, прозванный "полководцем в красном одеянии", звался так потому, что носил одежду, пропитанную менструальной кровью, которая считалась настолько ярким воплощением Инь, что должна была отражать пули, которые воспринимались как средоточие Ян. Именно потому чудовище, похищающее кровь, считается таким страшным. Естественно, с распространением христианства те, кто вместо крови господней потребляли кровь иных существ воспринимались как язычники и чернокнижники. Например, знаменитый Жиль де Ре (кстати, современник Дракулы) обвинялся не только в зверских убийствах, но и тем, что, будучи магом, он использовал кровь и внутренности жертв. Более того, питие крови или использование ее стало одной из неотъемлемых черт образа европейского колдуна - на этом основывается и классический слух о злобных жидомасонах, добавляющих в мацу кровь христианских младенцев, и патологическая любовь авторов фэнтези к крови девственниц как ценному сырью для производства маткомпонентов... Пользоваться кровью рекомендовали самые различные оккультисты. Известный итальянский философ Марсилио Фичино, живший в XIV веке, настоятельно рекомендовал "отсасывать кровь у молодых девушек или юношей, как делают пиявки". Фичино утверждал, что это помогает предотвратить наступление старости и болезней. Некоторые каббалисты считали, что в крови растворены два низших уровня души и тот, кто ее пьет, потребляет жизнь в жидком виде и обретает новые свойства. Например, его сны становятся четкими, и он может "входить" в них по желанию. Наконец, можно просто вспомнить все русские словосочетания типа "родная кровь", "кровная месть", или "кровопийцы-помещики" чтобы окончательно понять, какое место она занимает в мифологическом сознании. Очевидно, верой в чудодейственную силу крови объясняется и наличие в национальных меню многих народов кушаний, приготовленных из крови животных, сырого мяса, а также полупрожаренных бифштексов. Самый известный пример ритуального потребления крови - венгерская графиня Эржбет (Элизабет) Батори, наиболее близким аналогом которой является наша Салтычиха (вплоть до любви к серебряным пыточным щипцам). Об этой жестокой помещице известно, что в своем стремлении омолодиться она принимала ванны из крови специально убитых для этого случая молодых девушек, - образ, потом неоднократно использованный многими - от ведьм темных эльфов ВарХаммера до некоторых деталей "Крови на Снегу" А в более позднее время питие крови в ритуальных целях приписывали такой одиозной и небезынтересной личности, как барон Унгерн фон Штернберг. Белогвардейский офицер, считавший себя реинкарнацией Чингисхана, потомок очень древнего рода, "знавший час своей гибели", человек, на короткое время ставший правителем Монголии, был назван за жестокость "безумным бароном". В апреле 1911 года в стремлении к бессмертию "недозволенными средствами" был уличен один из великих магистров ложи "Золотой Рассвет" - Сэмуэль Мазерс. Лондонский суд счел доказанным случай потребления человеческой крови с его участием. Юрий Воробьевский в своей статье "Пир Вампиров" упоминает о том, что психиатры, проверявшие Джумагалиева определили, что на его представления серьезное влияние оказал перевод древней инкунабулы "Черный туман". В ней говорится, что кровь девственницы наделяет мужчину магическими возможностями и дает ему продолжение жизни. Питие крови поверженного врага в качестве жеста устрашения тоже практиковалось достаточно часто по всей Европе. Разбойник и кондотьер Гаэтано Маммоне, описанный у Дюма в "Луизе де Сан-Феличе", пил в целях устрашения кровь побежденных врагов. В России это встречалось вплоть до середины 19-го века (у украинских казаков), хотя на ум пастух Махаз из рассказа Фазиля Искандера, описавшего ситуацию 30-х годов ХХ века. Убив соблазнителя своих дочерей, он выпил крови негодяя в качестве подтверждения совершенной мести. В определенных кругах специфические проблемы крови изучались. В начале века огромную популярность среди европейской интеллигенции приобрели лекции мистика Рудольфа Штайнера. В своей работе "Основы оккультной медицины" автор утверждал, что в крови есть некие пластины, записывающие информацию о внешнем мире и работе самого организма. Они несут ее к сердцу. Именно в нем перерабатываются информационные потоки, формирующие индивидуальное человеческое "Я", которое меняется с каждым ударом сердца. Сейчас эти пластины соотносят с эритроцитами и соглашаются с тем, что кровь несет гораздо больший заряд информации, чем принято считать. Среди слушателей Штайнера были Максимилиан Волошин, Владимир Ульянов, Феликс Дзержинский... С особым вниманием лекции о магической медицине слушал Александр Богданов, который, явно под влиянием услышанного, написал в 1908 году роман-утопию "Красная звезда". В нем рассказывалось о марсианской цивилизации, где построен своего рода биологический коммунизм. Каждый там делится капелькой крови с каждым. Так достигается всеобщее братство и всеобщее бессмертие.После революции, когда в Москве был создан первый в мире Институт переливания крови, Богданов возглавил его и проводил там небезынтересные эксперименты типа полного переливания крови от одного человека другому, после которого реципиент вроде бы заимствовал какие-то черты сложения или характера донора. Умер Богданов, проводя загадочный эксперимент над самим собой.
Гематомания по Стефану Каплану В завершение темы пьющих кровь в реальной жизни и тех, кто ее изучает, отметим специальный научный центр, занимающийся изучением жизни "вампиров", а также их переписью. Он называется Vampire Research Center, находится в Нью-Йорке и является детищем покойного университетского профессора Стефана Каплана. Каплан изучал вампиров не столько как культурологический феномен, сколько искал проявления вампиризма в реальной жизни. Путем долгих изысканий в разных странах он выявил слой людей, страдающих отклонениями психики, которые просто не могут жить без "живой крови". При этом речь идет не о повернутой крыше, а о расстройствах физиологического порядка, - в психическом отношении эти люди абсолютно нормальны. Каплан ввел даже специальное название этой болезни - гематомания. Как ученый, Каплан стремился отделить настоящих гематоманов от психов, притворщиков и шарлатанов, и составил специальный вопросник, позволяющий их отсеять - например, если заполняющий анкету пишет, что ему несколько сотен лет, такой кандидат сразу же отпадает. Также отсеиваются те, кто в ответ на вопрос"Как часто вы подпитываетесь и какова ваша обычная доза?" пишут, что им просто необходим целый литр теплой красной жидкости в день. Настоящим гематоманам нужно совсем немного - граммов 20 - 30, да и то два-три раза в неделю. Отпадают и те, кто, согласно своей профессии, работает на свежем воздухе. Например, каменщик не может быть вампиром - ему непременно приходится проводить много времени под прямыми лучами солнца. Те, кто работает ночами, тоже отпадают: это время суток настоящие вампиры любят проводить в одиночестве или с себе подобными. Сотрудники института Каплана не проявляют никакого интереса к военным и вообще ко всем тем, кто должен находиться в непосредственном контакте с другими людьми круглые сутки. Согласно анкете, чрезвычайно важно учитывать соотношение между весом и ростом. Вампир не может быть толстым, он должен быть прям и поджар, молчалив и бледен. Часто обладает красивыми чертами лица, привлекает женщин магнетическим взглядом выразительных глаз. Бережет свое здоровье, не принимает лекарств - химия вредна. Не курит, не потребляет наркотиков. Обычно выглядит значительно моложе своих лет - живая кровь помогает не стареть и предохраняет от болезней. Естественно, гематоманы не боятся ничего, связанного с религией и совершенно нормально относятся к чесноку. Хотя на три сотни претендентов только один проходит тест на вампиризм, утверждается, что Капланом выявлены полторы тысячи " природных вампиров". Их имена есть в картотеке института, но доступ к этой информации закрыт во избежание возможных осложнений в отношениях этих людей с соседями или местными властями. "Последователем Дракулы" невозможно стать в результате контакта или по желанию: им надо родиться. Кровь обычно берут из пальца, прокалывая его иглой, или делают аккуратный надрез бритвой. Чтобы обеспечить нужную дозу, гематоманы никогда не прибегают к насилию. Иногда расплачиваются с "донорами" деньгами, но чаще обращаются к друзьям и знакомым, которые в курсе их пристрастий. Сама процедура возбуждает обоих, доставляет физическое наслаждение, но не сопровождается сексуальным контактом. Гематоманы лишены зова пола. Желающие проверить себя могут ответить на краткий тест, составленный на основе анкеты центра:
Если вы ответили "да" на 12 вопросов, то, по мнению Каплана сотоварищи, вы хорошо замаскированный вампир! В следующей статье (http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1272) мы расскажем об эволюции образа вампира. К. В. Асмолов (Makkawity)
[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]
РУССКАЯ ФАНТАСТИКА | ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ [ Оргкомитет ] [ Списки ] [ Фотоархив ] [ Статьи ] [ Премии ] [ Доклады ] [ Заявка ] [ Форум ]
|