|
Дмитрий Бадаевстар. науч. сотр. ХИМ Происхождение и границы fantasy Секция «Просвет. традиция» (Беспалов), 2003Проблемы:
Истоки и происхождение fantasy освещены в двух трудах: «О волшебных сказках» Дж.Р.Р. Толкиена и «Нет золота в Серых горах» Анжея Сапковского. Толкиен выступил не только как первопроходец, но и как теоретик жанра, обращающегося к мифологическому сознанию и фольклорно-эпической традиции. Именно узнаваемость их символов и образов вызывает позитивную реакцию читателей. «Англия – страна традиций», но с народной традицией они имеют мало общего. Британские традиции родились в изначально замкнутой и противопоставленной народной культуре субкультуре норманнского замка. Свое продолжение она нашла при королевском дворе, в поместья джентри в Новое время и особняках «среднего класса» в 20 веке. Традиционная (общинная) народная культура в Англии целенаправленно уничтожалась 300 лет, с 16 по 18 век – куда там нашим 70-и годам! – вместе с крестьянством в ходе рыночной реорганизации аграрных отношений: огораживаний, реформации, буржуазной и промышленной революций. Так Добрую Старую Англию сменила Британия и британцы – «титульная нация». Идею возрождения народной традиции создали в начале 19 века уже не англичане, а шотландцы, которых к тому времени спешно начали «британизировать». Так родились романтический стиль и приключенческие жанры. А к середине 20 века, когда стало очевидно, что колониализм и «британство» выпили из Англии все соки и превратили империю, стоявшую на пороге мирового господства, в сателлита её недавней колонии, то возникла нужда в пересмотре «национального мифа».Но английский «мифо-эпос» составлен из лоскутков неанглийских традиций: Беовульф пришел из Скандинавии, Артур из Уэльса и даже Робин Гуд – из Франции, из «Игры о Робэне и Марион»! И на смену Старой Англии пришло Средиземье. Еще нужнее оно оказалось Америке, у которой не было рыцарей и королей, а лишь флибустьеры и ганстеры: «Гэндальфа в пезиденты!» А что же другие страны? Французская литература Нового времени началась с Рабле – и Пантагрюэля из народных баек. Преемники традиции «философско-приключенческой сказки» Рабле – и Вольтер, и Анатоль Франс; вплотную к ней стоял Свифт. «Романтическа готика» и «мифо-история» играют огромную роль в польской традиции, а с ней тесно связаны Н.В.Гоголь, А.Грин и В.Короткевич. Здесь нет нужды создавать Средиземье – «страну зеленого солнца», ибо мифологические образы и сознание, сама традиционная народная культура вполне живы и здравы. Если fantasy как жанр – это бегство в иные миры, то метод fantasy – возвращение в живой мир из «персональных ячеек» Цивилизации. В нашем народе традиционная культура тоже жива, хоть и в андеграунде, куда ее 1000 лет заталкивали все реформаторы - поборники Цивилизации и иноземных Царьградов. Мы ближе героям Толкиена, чем ему самому. Вспомним: для рохирримов Галадриэль была не «литературной» Королевой Фей, а «реальной» лесной ведьмой – вроде нашей Бабы Яги. И отсюда же специфика отечественных «Толкиеновских» ролевых и литературных игр, стремление «прожить» текст по-своему – альтернативно!
Дмитрий Бадаев
[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]
РУССКАЯ ФАНТАСТИКА | ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ [ Оргкомитет ] [ Списки ] [ Фотоархив ] [ Статьи ] [ Премии ] [ Доклады ] [ Музыка ] [ Заявка ] [ Форум ]
|