Выберите кодировку: win koi dos mac lat
Харьковский международный фестиваль фантистики  З В Е З Д Н Ы Й   М О С Т
Оргкомитет Списки Фотоархив Статьи
Премии Заявка Доклады Форум
Оргкомитет Оргкомитет Оргкомитет РУССКАЯ ФАНТАСТИКА


Доклады

Что нужно Богу? Попытка разговора о пределах счастья.

Тезисы выступления

1) В последнее время в фантастической литературе участилось обсуждение темы о возможных пределах человеческих желаний. В частности, в романе Сергея Лукьяненко "Спектр" и в рассказе Виктора Пелевина "Фокус-группа" (книгa "Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда") предельно остро ставится вопрос о том, что может пожелать человек от некоего Высшего Разума (или Бога), если этим его желаниям не ставится никакого предела: "Проси что хочешь - и все просимое получишь". В романе С. Лукьяненко главный герой действительно получает неограниченное всемогущество, но практически сразу же отказывается от него, решив самые насущные проблемы (в частности, восресив любимую). У Пелевина это в итоге вообще оборачивается неким сатанинским розыгрышем. Но подобную проблему ставили еще братья Стругацкие в романе "Волны гасят ветер". Вывод, который Стругацкие и Лукьяненко навязывают читателю - всемогущему Сверхчеловеку (подобному языческим богам или даже самому Богу-Творцу) нечего делать среди людей, Ему со смертными будет невыносимо скучно, так что превращение человека в такого Сверхчеловека обязательно приводит к исчезновению из нашей реальности, по сути равносильно его гибели для нас. А эта иная реальность абсолютно чужда для обычных людей - настолько чужда, что не может представлять для них интереса. Причина этого указанным авторам видится в принципиальной ограниченности и бедности обычных человеческих желаний. При этом писатели даже не ставят вопроса о том, что у сверхлюдей желания и эмоции тоже могут быть сверхчеловеческими.

2) Встречается в фантастической литературе и иной, более оптимистический сюжет. Он представлен такими известыми работами, как роман Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", рассказ Альфреда Ван Вогта "Чудовище" и повесть Дмитрия Громова "Путь проклятых". В них есть некое глубинное сходство с книгами Карлоса Кастанеды. Речь идет о пути приобретения личного бессмертия и почти неограниченного "шаманского" могущества, полной неуязвимости и способности мгновенно передвигаться в пространстве. Причем в этом случае (Сверх)люди (у Баха - аллегорическая Сверхчайка), напротив, в психологическом плане остаются полностью людьми. Все их могущество - следствие неустанного физического и в особенности духовного самосовершенствования. Они обретают душевное благородство и стремятся помочь другим людям (а у Громова - и нелюдям) стать на этот же путь добровольного самосовершенствования. У Ван Вогта один случайно оживленный злыми пришельцами совершенный человек будущего похищает у них тайну "воскресителя" и затем провоцирует их на коллективное самоубийство. Предполагается воскрешение всего человечества. Но по сути психика у этого сверхчеловека не сильно отличается от психики агрессивных пришельцев. Такой себе божок... Веселый и могущественный, но в отличие от идеала Ницше еще и гуманный. Убивает только плохих - как и герои Громова.

3) Общий недостаток всей фантастической литературы - недостаток фантазии. Реальная история всегда оказывалась намного богаче и фантастичнее самых смелых прогнозов фантастов. Тут философы иногда оказывались прозорливее писателей. И вопрос о пределе человеческих желаний - это тоже скорее глубочайшая философская проблема. Собственно, это разновидность вопроса "Что такое счастье?". Заслугой писателей здесь является острая постановка вопроса о том, что есть предел мечтаний человека. И что будет с человеком, когда он достигнет этого предела. Это не столь уж абстрактный вопрос: психологам прекрасно известно мучительное состояние "фрустрации достижения цели". Как писали когда-то американские газеты по поводу успешного полета на Луну: "Теперь мы здесь. Ну и что дальше?". Многие миллионеры совершенно не в состоянии потратить свои состояния: воображения не хватает. Основное их удовольствие - сам процесс "бескорыстного" зарабатывания все больших денег. Получается, что фантасты предсказывают, что с универсальным могуществом будет то же самое: либо "бескорыстное" самосовершенствование, либо тоска в прямом смысле смертная.

4) Фантасты не учитывают два момента. Во-первых сама способность чувствовать тоже является бесконечной. Даже сейчас среди людей есть такие, кто способен испытывать подлинное наслаждение от боли, унижения и даже поедания экскрементов. А если чувствительность можно варьировать бесконечно, если можно чувствовать как угодно и как кто (и что) угодно, то само это создает совсем не скучную бесконечность целей. Во-вторых, фантасты совершенно зря думают, что Богу было бы скучно творить новые Вселенные. И дело тут вовсе не только в бесконечной чувствительности. Здесь еще и возможность реализации той задачи, которую ставили средневековые схоласты: "Может ли Бог создать такой камень, который Он будет не в состоянии поднять?". Самая интересная из задач - создание Богом равного ему Бога самым сложным путем - путем постепенного "воспитания материи". При этом Бог задает только некие общие "правила игры", а сама материя обладает свободой выбора. Наблюдать за этим непредсказуемым процессом с неограниченной возможностью участвовать в нем и ощущать его - довольно нескучное занятие.

5) Бог как шоумен. С этой точки зрения главное, в чем в людях проявляется образ и подобие Божие - это способность к игре. Мы и сами развлекаемся как умеем: Show must go! Но главное: каждый из нас вправе сказать Господу подобно римским гладиаторам: "Идущие на смерть приветствуют Тебя!". Однако Бог в отличие от древних римлян добр и в общем не любит лишних страданий (хотя совсем без них Ему было бы скучно). Например, разрываемая хищником добыча не испытывает боли: шок анестезирует. А люди как самые богоподобные получили от Бога три неоценимых подарка, являющихся предметом рассмотрения эстетики (а следовало бы - теологии). Это чувство прекрасного, чувство смешного и катарсис. Чувство прекрасного - это радость от созецания мира как Божьей Игры. Чувство смешного - это удовольствие от неопасного плохого. А катарсис - еще более парадоксальное чувство удовольствия и просветления от переживания чужих и даже своих страданий.


Рассоха Игорь Николаевич. Кандидат философских наук, доцент Харьковского экономико-правового университета.


Детальный запрос
Свидетельство о Боге что такое христианское свидетельство.

[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА  |  ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ

[ Оргкомитет ]   [ Списки ]   [ Фотоархив ]   [ Статьи ]   [ Премии ]   [ Доклады ]   [ Музыка ]   [ Заявка ]   [ Форум ]  



© 2001 Материал: Дмитрий Громов и Олег Ладыженский.
© 2001 Дизайн: Алексей Андреев.
© 2001 Корректор: Владимир Дьяконов
© 2001 Подготовка: Дмитрий Маевский, Алексей Жабин.
© 2001 Сервер "Русская фантастика" Гл. редактор Дмитрий Ватолин.

Звездный мост