|
Григорий Сковорода и харьковские фантастыГригорий Сковорода по праву может считаться первым харьковским писателем-фантастом. Его короткий рассказ "Сон" - едва ли не первій образец "фантастики ужасов" в украинской литературе. Философские произведения "Пря бесу со Варсавой" и "Брань архистратига Михаила со Сатаною" близки к жанру фэнтези, а в "Разговоре пяти путников об истинном счастии в жизни" и "Жене Лотовой" есть элементы социальной утопии. Живое влияние Сковороды явно выступает и в произведениях современых харьковских писателей-фантастов. Образ Сковороды появляется в замечательном фэнтезийном романе "Рубеж", созданном (уникальный случай!) пятью авторами: тремя харьковчанами - Д.Громовым с О.Ладыженским (псевдоним - Г.Л.Олди) и А.Шмалько (псевдоним - А.Валентинов), и двумя киевлянами - М. и С.Дяченко. Здесь изображена Украина - гоголевская, казачья. И при этом "альтернативная" - сохранившая казачью автономию и в конце XVIII в. На этой Украине и живет "блаженный муж Григор Варсава", обучавший в Киево-Могилянской академии Хведира Еноху, сына валковского сотенного писаря. "Варсава" - "сын Саввы": так передавал свое отчество на древнееврейский лад Григорий Саввич. В Киевской академии он учился, но не преподавал (его и из Харьковского коллегиума выжили церковники). Еноха очень уважает своего учителя и даже подражает ему - то-есть читает книги, бродит, играя на сопилке, и готовится учиться дальше на философа. Надо сказать, однако, что взгляды Григора Варсавы (в передаче бурсака Енохи) далеко не всегда соответствуют взглядам Григория Сковороды. "Без просвещения народного обречены мы прозябать среди диких суеверий, подобных суевериям ефиопов или индийцев заморских". Сковорода, действительно, известен как великий просветитель и враг суеверий (не только дикарских). "Если и есть что-то необычное, то это не черти и не призраки, а тонкие энергии, которые наш мир окружают". "Тонкие энергии" - это из лексикона современных мистиков (подводящих "научную базу" под всякую чертовщину), а не подлинного Григория Варсавы. Он, при всем своем идеализме, полагал, что дух без тела существовать не может, а бесам и ангелам находил место лишь в человеческой душе. "Разве можно сквозь тонкие энергии, как говаривал учитель мой, блаженный Григор Варсава, тела плотские сугубо провести?" - вопрошает Еноха, когда ему с товарищами предстоит пройти из нашего мира в параллельный через пространства, охраняемые ангелами-малахами. Сковорода признавал множественность миров, но понимал ее материалистически, в духе Коперника, материю же считал вечной и бесконечной. "Музыка есть гармония сфер". С этим пифагорейским учением Сковорода, несомненно, был знаком, но на его творчестве оно существенно не отразилось. Словом, Сковорода в романе получился "альтернативный", хотя и соответствующий своей давней, но не вполне заслуженной репутации мистика. Впрочем, Украина ведь здесь фэнтезийная и альтернативная. А в таком мире народный мудрец Сковорода вполне может быть не только мистиком, но и волшебником (ходила о нем и такая слава). Заметим, что Григор Варсава появился в книге стараниями соавторов-харьковчан. В других книгах харьковских фантастов Сковорода не присутствует, однако они проникнуты его идеями. Это прежде всего роман Олди "Нопэрапон", основанный на сковородинской теории "сродного труда". Согласно ней, основа человеческого счастья и социальной гармонии - труд, соответствующий призванию. Достоин уважения человек самого скромного общественного положения - лишь бы он трудился по "сродности". Действие романа разворачивается параллельно в средневековой Японии и современном Харькове. Нопэрапон - это демон, способный принять любое обличье, но не имеющий собственного лица. Его случайно убивает посредственный актер Мотоеси. И вдруг обретает удивительные способности. На сцене играет лучше всех. На базаре торгуется не хуже купцов. Взяв меч, бьется лучше самурая. Но за это расплачивается - тем, что сам постепенно превращается в нопэрапона. Мотоеси, уже готового убить деспота-сегуна, останавливает странствующий мудрец: "Я не дам тебе сыграть бездарную пьесу". Отказавшись от славной, но "несродной" роли тираноубийцы, герой избавляется от рокового дара. Харьковчанин Владимир Монахов, посредственный каратист, внезапно получает кассету, создатели которой сулят: выполни комплекс упражнений - и ты станешь непобедимым. Он действительно обретает силу - такую, что вынужден прятаться от людей, чтобы ненароком кого-нибудь не убить. В какое же чудовище превратит его завершение упражнений? От участи "боевой машины смерти" Монахова спасают авторы книги (в жизни - опытные каратисты), одолев его в поединке. Да, лучше достичь скромного успеха, но своего, чем рваться в супермены, теряя человеческое обличье.Надо сказать, что Дмитрий Громов следует учению Сковороды не только в своих книгах, но и в жизни. Вполне удачную карьеру ученого-химика он променял на нелегкую и не слишком доходную (особенно поначалу) участь писателя. Потому что понял: химия все-таки "не свое" для него. В результате заслужил вместе со своим соавтором Олегом Ладыженским (режиссером по профессии) славу лучшего фантаста Европы. В русле этой сковородинской теории лежит и другой роман Олди "Шмагия". Как быть, если ты любишь профессию, а она тебя - нет? Особенно если эта профессия - магия. Оказывается, можно, не будучи магом, имитировать волшебство и этим приносить радость людям. Действительно, если тебе не дано, например, стать историком-исследо-вателем, то можно ведь популяризировать историю или учить ей детей. В новом романе Олди и Валентинова "Тирмен" влияние Сковороды проявляется в основном художественном приеме - раскрытии ужасного в повседневном. В рассказе "Сон" автор видит обычные городские сцены: простой люд пьет и торгуется, паны пируют во дворце, попы в церкви дурачат народ. А тем временем в потайной комнате участники пира жарят и пожирают бедно одетого человека… Действие книги вращается вокруг самого обычного харьковского тира, контролируемого самой обычной мафией. Зачем же ей столь скромное заведение? В подвале под тиром бандиты упражняются в стрельбе из боевого оружия. Ярусом ниже - удивительное развлечение для мафиози и их дружков-чиновников: через таинственное "окно" можно убивать людей в "горячих точках" - то ли виртуально, то ли реально. А сами скромные работники тира, оказывается, могут умерщвлять на расстоянии, мысленно стреляя в человека. Таким даром наделяет "тирменов" богиня смерти (Великая Дама), дабы они убивали по ее приказу ни в чем не повинных людей. Страшнее всего то, что и тирмены, и мафиози - не какие-то изверги-садисты, а обычные, даже по-своему симпатичные люди. Тем ужаснее то, что они творят. И Сковорода, и Олди с Валентиновым как бы взывают к читателям: люди, опомнитесь! Вы привыкли, что вокруг царит несправедливость, ложь, эксплуатация, что вами правят бандиты? Это же не "нормально", это - ужасно! Остается добавить, что Сковорода выступает и в неопубликованной "альтернативной" пьесе автора этих строк "Пугачевское царство". Здесь Григорий Саввич - генеральный писарь при гетмане Зализняке и царе Петре Третьем (Пугачеве). Казалось бы, "пойманный" миром, философ остается самим собой - скромным, мудрым и ироничым. "Ех, Савичу! Ти хоч завтра можеш все це кинути і піти в мандри. То мені від цієї булави нікуди", - с сожалением говорит ему гетман, вчерашний повстанец, а ныне аристократ и богач. Так Григорий Сковорода, не веривший в загробную жизнь, обретает бессмертие в творчестве харьковских фантастов. Д.М.Дудко (Дм.Баринов), сотрудник музея Г.С.Сковороды, писатель-фантаст (Харьков)
[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]
РУССКАЯ ФАНТАСТИКА | ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ [ Оргкомитет ] [ Списки ] [ Фотоархив ] [ Статьи ] [ Премии ] [ Доклады ] [ Музыка ] [ Заявка ] [ Форум ]
|