|
Толкиен и религия: Средиземье глазами религиеведаПрофессор Толкиен был набожным католиком. Что, естественно, отразилось на его творчестве. Но, создавая фантастический мир Средиземья преимущественно на материале кельто-германской мифологии, он оказался перед той же проблемой, что и создатели хорошо изученного им "Беовульфа" или автор бессмертной "Шахнаме" Фирдоуси. Как воссоздать языческий эпос, сохраняя верность христианству (исламу)? Посмотрим же, как справился с этой задачей профессор романо-германской филологии, глубокий знаток истории религии и культуры Дж.Р.Р.Толкиен. В начале "Сильмариллиона", действительно, много специфически христианских мифологических мотивов. Всемогущий и всеведущий бог-творец Илуватар (Альфедр, "Всеотец", имя Одина); созданные им ангелы-Айнуры; сотворение им "музыки" - идеальной первоосновы мира (это уже не Библия, а католическая теология, основанная на Платоне и Аристотеле); падший ангел, ставший Сатаной (Мелькор). Но вот Арда-Средиземье создана. И тут Илуватар вдруг превращается в типичного (не только для деизма 18 в., но и для первобытной мифологии, например, австралийцев) deus otiosus, бездействующего бога. Создал мир, "запустил программу" - и больше ни во что не вмешивается. Бог исчез. А что же Черт? Христианский Сатана воюет с Богом лишь в начале и конце времен. В остальное же время он - палач и провокатор на службе у Бога, вполне с ним ладящий (см. книгу Иова). Но Мелькор-Моргот - непримиримый враг светлых богов, способный сотрудничать с ними разве что притворно. Управляют же Ардой Валары (бывшие Айнуры) - пантеон типичнейших языческих богов. Илуватара заменил бог неба Манвэ. Он и бог-охотник Оромэ - две ипостаси Одина-Водана, небесного владыки и Дикого Охотника. Бог войны силач Тулкас - это Тор. Но Толкиен не копирует слепо германский пантеон. Бог загробного мира Мандос - скорее греческий Аид. Ну, а Моргот, конечно же, злой и коварный Локи. При этом он … брат Манвэ. Один и Локи, Ормазд и Ахриман, Белбог и Чернобог и т.д. - братья, творцы и владыки мира. Один из них зол или попросту неумел. Потому и Моргот неспособен создать ничего хорошего (по крайней мере, без Валаров). Сатана в качестве брата Бога и сотворца мира? Из христиан до этого додумались (под иранским и славянским влиянием) лишь еретики - богомилы и альбигойцы.Валинор - рай (на западе, как у кельтов, а не на востоке, как в Библии). Но он - только для богов и эльфов, да самых достойных из людей. Остальных же, даже погибших эльфов, ждут после смерти безрадостные палаты Мандоса, подобные Аиду (или ветхозаветному Шеолу). Ни загробных наград, ни наказаний. Но ведь на них держится вся христианская этика! Поняв, видимо, что созданный им мир - слишком уж языческий, Толкиен во "Властелине колец" прибег к тому же приему, что и авторы "Беовульфа" или Фирдоуси: вывел языческих богов "за скобки". В "Беовульфе" есть только герои и чудовища, но не боги, кроме единого Бога, не называемого ни Иеговой, ни Христом, ни Одином. У Фирдоуси есть герои, дэвы, чудовища, Симург, но нет зороастрийских богов. Лишь Йаздан - то ли Ормазд, то ли Аллах. В Средиземье нет уже и Валаров - только люди, "боженята" (эльфы-лешие, черти-орки, гномы, хоббиты ,тролли), чудовища, волшебные животные и деревья. Нет и культа богов (кроме молитвы к богине неба Варде-Эльберет). (В "Шахнаме" зороастрийский культ тоже отсутствует, мобеды - не жрецы, а мудрые советники). Но свято место не бывает пусто. "Вакансии" богов заняли полубоги-майары. Гэндальф: воин и маг, вечный странник, длинная белая борода, серый плащ, шляпа, белый конь… Да это же Один! Саруман - предыдущий и.о.Одина. Не справился, потому и лишен цвета. Радагаст Бурый, опекающий растения и животных, - фигура наподобие Велеса или Пана. С ролью Моргота-Локи успешно справляется Саурон. А Илуватара по-прежнему нет. Не скрывается ли он за "судьбой", то помогающей героям, то наказывающей их? Это тема для особого исследования. Здесь отметим лишь, что у Толкиена судьба - сила безличностная. За ней не стоит никакое божество, которое можно упросить, подкупить или припугнуть. Мораль в мире Средиземья не более христианская, чем мифология. В Библии сосуществуют два логически совершенно несовместимых религиозно-этических комплекса: условно говоря, ветхозаветный ("религия господ") и новозаветный ("религия рабов"). В центре первого - богоизбранный народ. Он вправе и даже обязан завоевывать, порабощать, истреблять народы неизбранные, к которым божьи заповеди не относятся. Бог, избравший его, жесток, ревнив и по сути аморален, но всегда прав, поскольку всемогущ. На Манвэ это совершенно не похоже. Толкиену не была чужда расистско-имперская психология. Узкоглазые орки с ятаганами, темнокожие харадримы, бородатые вастаки… Но орки - это не люди, а черти, нечисть, обитающая там, где люди не живут - в горах и подземельях. К человеческим же племенам, союзникам Моргота и Саурона отношение скорее как к жертвам обмана. Арагорн и не пытается покорить, тем более истребить харадримов или вастаков. Гуманист в Толкиене победил колонизатора. Нет в Средиземье и "истинной" веры, которую нужно насаждать, искореняя "ложные" религии заодно с их носителями.Второй комплекс, наоборот, отвергает всякое насилие, требует не противиться злу, прощать и любить врагов, молиться за них. Такой морали в Средиземье попросту нет места. Любить орков? Прощать Морготу? Молиться за Саурона? На что хоббиты миролюбивы, но даже им такое в голову не приходит. Их можно покорить силой и обманом, и то не надолго, но не превратить в рабов по убеждению. А как же милосердие, проявляемое ими к Горлуму и даже Саруману? Но ведь Горлум в прошлом - карлик, подобный хоббитам, а Саруман - добрый маг и майар. Они - существа изначально добрые и потому способные к моральному возрождению (в отличие от орков). Толкиен, однако, был неоязычником не более, чем те два монаха, что записали "Беовульфа". И Фирдоуси не был тайным зороастрийцем. Но, хотел Профессор того или нет, созданный им на языческом материале мир оказался языческим более, чем христианским. Многое в этом мире с христианством попросту несовместимо. Так что не стоит тянуть к Средиземью руки, измазанные церковным елеем. Чтобы не получить по ним эльфийским мечом. Д.М.Дудко (Дм.Баринов), кандидат исторических наук, писатель-фантаст
[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]
РУССКАЯ ФАНТАСТИКА | ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ [ Оргкомитет ] [ Списки ] [ Фотоархив ] [ Статьи ] [ Премии ] [ Доклады ] [ Музыка ] [ Заявка ] [ Форум ]
|