|
Д.М.Дудко (Дм.Баринов) Огненное золото скифов и Сильмарили Посвящается памяти академика Бориса Александровича Рыбакова и моего учителя Дмитрия Сергеевича РаевскогоОбычно считают, что профессор Толкиен, превосходный знаток германских, кельтских и даже финских древностей, мало интересовался славянами и совсем не интересовался скифами и вообще иранцами. Что это не так, можно убедиться, сравнив "Сильмариллион" со скифским мифом о священных золотых дарах, сохраненным Геродотом (IV, 5-7). Первым человеком на земле был Таргитай, сын Зевса-Папая и Земли-Апи. Было у него три сына: Липоксай ("Гора-царь"), Арпоксай ("Глубь-царь") и Колаксай ("Солнце-царь). Упали с неба три золотых дара: плуг с ярмом, секира и чаша. Подошел к ним Липоксай - они вспыхнули огнем. Подошел Арпоксай - вспыхнули снова. И только младший брат смог их взять. Он и стал первым царем скифов. От старшего брата пошло племя авхатов ("благих"). От среднего - племена катиаров ("держащих плуг") и траспиев ("прекрасноконных"). От Колаксая же - царское племя паралатов ("предназначенных"). Оно и хранит поныне священные дары. Каждый год скифы справляют праздник. Тот, кто на нем переспит одну ночь с дарами, не проживет и года. Потому ему дают столько земли, сколько он за день объедет на коне. Этот миф исследовали выдающийся индоевропеист Ж.Дюмезиль, советский иранист Э.А.Грантовский, крупнейший знаток скифской мифологии Д.С.Раевский и великий славист Б.А.Рыбаков. Было установлено, что золотые огненные дары - не что иное, как фарн. Это - сила, солнечно-огненная по своей природе, дает царю удачу и право на власть, но только царю законному и праведному. Фарн связан с артой - солнечно-огненной силой, правящей миром. Арта (индийская рита, славянская рота, правда) - космический и моральный закон. Только царь, следующий ему, праведен. Царь неправедный не может завладеть фарном. Отступившего же от арты фарн покидает. Три сына Таргитая символизируют не только три мира (подземно-подводный, земной и небесный), но и три сословия (социальные функции): жрецов-мудрецов, воинов-царей и общинников-тружеников. Эти же сословия-функции символизируют и племена, происшедшие от троих братьев. А главный участник скифского праздника - это "священный царь", воплощающий самого Колаксая. Как показал Б.А.Рыбаков (Д.С.Раевский, впрочем, с ним не согласился), Геродот записал это предание от скифов-пахарей - иранизированных праславян лесостепи. Таргитай - это Сварог (Кузьма-Демьян), бог неба, отец Огня и Солнца, первый человек, первый кузнец и пахарь. А Колаксай - Даждьбог, сын Сварога, Солнце-Царь. Скифский миф сохранился у восточных славян в виде сказки "Три царства". Ее герой - младший из троих сыновей, носящий солярное имя (Световик, Зоревик и др.) и рожденный на утренней заре. Он проникает на вершину горы или в подземный мир, побеждает там змеев и добывает три яйца-царства (медное, серебряное и золотое) вместе с их царевнами. Ему и достается главная, золотая царевна, и ее царство. Обратимся теперь к "Сильмариллиону". Финвэ, король эльфов-нолдоров, имеет троих сыновей. Черноволосый Феанор ("огненный дух") - искусный ремесленник, кузнец, оружейник и ювелир. Среди его потомков - Куруфин и Целебримбор, также искуснейшие мастера. Но Феанору и Феанорингам свойственна алчность (считавшаяся типичным пороком третьего сословия). Ради Сильмарилей они идут на любые преступления. Финголфин - сильный и отважный воин, верховный король нолдоров в Белерианде (земном мире). Его потомки столь же отважны и также были верховными королями. Златоволосый Финарфин мудр и прекрасен. Он остается в Валиноре (т.е. на небе) и правит там нолдорами, не ушедшими за Феанором. Потомки Финарфина отличаются умом и рассудительностью. Как видим, мифологическая схема Толкиена сродни скифской (и общеиндоевропейской). Но старший брат здесь - труженик, средний - воин, а младший - мудрец. Однако царями становится именно воин и его род. Феанор удивительно напоминает Сварога. Дух его действительно огненный - настолько, что тело Феанора по смерти сгорает само собою. В то же время темные волосы его указывают на связь с нижним миром. А золотые волосы Финарфина - солярная черта. Так что младший брат - все же солнечный и небесный; он и царствует, только не на земле. Главное же - он наиболее праведен. Среди индоевропейцев, не исключая иранцев и славян, издавна шла борьба из-за того, какое же сословие станет царским: воины или жрецы. Вместо солнца и луны Валинор освещают два дерева: серебряный Тэльперион и золотой Лаурелин. Их свет и вселил Феанор в созданные им три чудесных самоцвета - Сильмариля. Но Мелькор-Моргот (соответствующий иранскому Ахриману и славянскому Чернобогу) погубил деревья и похитил самоцветы. Но их пламя обожгло руки владыки Тьмы, и ожоги эти было невозможно исцелить. Данная Феанором клятва вернуть Сильмарили любой ценой стала источником раздоров, кровавых усобиц и злодеяний. Сильмарили явно напоминают солнечно-огненные Колаксаевы дары и вообще иранский фарн. Последним, однако, никакой злодей завладеть не может. Явной связи с тремя сословиями у Сильмариллей нет. Зато у них есть космические черты. Подобно Колаксаевым дарам или яйцам-царствам они представляют собой "действующую модель" трехчастного мира. В Сильмарилях заключена судьба Арды (земного мира), моря, земли и воздуха. Такое деление космоса свойственно мифологии греков (Зевс, Посейдон и Аид) и славян ("царь водяной, царь земляной, царь небесный"). Подобно скифскому золоту, Сильмарили обжигают руки всякого недостойного владеть ими. В то же время Толкиен придает Сильмарилям черты "проклятого сокровища", несущего всем его владельцам несчастья, влекущего их к преступлениям и гибели. Это тема характерна для германской мифологии (золото Нибелунгов, кольцо Андвари). Колаксаевы дары не несут в себе зла. Однако они губят самого Колаксая, убитого завистливыми братьями (этот миф был восстановлен Д.С.Раевским на основании ряда письменных и археологических источников). Зоревика братья оставляют в подземном мире; в других сказках ("Бой на калиновом мосту", "Царь-девица") аналогичного персонажа братья покидают в бою или убивают. Моргот носит Сильмарили в своей короне, но они ничем ему не помогают. Оплот Моргота (Утумно, Ангбанд) - полуподземная крепость в северных горах. Стерегут ее чудовища - орки и балроги. У южных иранцев (зороастрийцев) север - обитель Ахримана. В скифском же (и общеиндоиранском) мифе высокие северные горы (Рипеи) труднодоступны и опасны. Здесь обитает в пещере злой бог ветра и смерти (Ваю, Борей). В недрах гор сокрыто золото, но его стерегут грифоны. Здесь же обитают злые великаны (вайюги, аримаспы) и другие чудовища. Из подобного же места и добывает Зоревик три яйца-царства. В "Сильмариллионе" Зоревику соответствует воин-человек Берен. Вместе со своей возлюбленной, эльфийской принцессой и чародейкой Лучиэнь, он проникает в Ангбанд и овладевает одним из Сильмарилей. Руку героя вместе с самоцветом откусывает чудовищный волк Кархарот. Но Сильмариль жжет его изнутри. Взбесившегося от боли зверя убивает пес Хуан, и Берен вручает самоцвет Тинголу, отцу Лучиэнь и владыке лесного царства Дориаф. (Здесь соединены эддические мифы о волке Фенрире и Тюре и о волке, пожирающем солнце). Берен, подобно солнечному богу или солярному герою русских сказок (Ивану Царевичу), проходит через смерть и воскресение. Почему же "судьба" не дает ему овладеть всеми тремя самоцветами? Берен - великий воин, но он совершенно лишен способностей правителя, да и не стремится им стать. Он - не Колаксай, и потому Сильмарили - не для него. Тингол же оказывается попросту не достоен владеть солнечным самоцветом. Он не только не желает вернуть его Феанорингам, но и велит гномам вставить Сильмарилль в ими же сделанное ожерелье Наугламир. Тем самым король Дориафа вместо того, чтобы сплотить обитателей Белерианда против Моргота, провоцирует усобицы среди них. Отлично зная алчность гномов и сыновей Феанора, он сам проявляет такую же неразумную алчность. Сильмариль в этом виноват или сам Тингол? Как говорил Григорий Сковорода, зло - это когда кто-то вещь, созданную для добра, употребляет недолжным образом. Гномы убивают Тингола и разоряют Дориаф. Но Наугламир с Сильмариллем достаются не им, а Берену и Лучиэнь, а затем переходят к их сыну Диору. Он оказывается способным правителем и возрождает Дориаф. Но теперь лесное царство разоряют, и уже окончательно, Феаноринги. Диор гибнет, а Сильмарилль достается, через его дочь Эльвинг ее мужу Эарендилю, полуэльфу и потомку Финголфина. Это - никто иной, как германский Аурвандил (Эарендиль) - воплощение утренней звезды (Венеры). На своем корабле он добирается до Валинора и призывает небожителей на помощь Белерианду. Войско валинорских нолдоров побеждает Моргота. Эарендиль же отныне плавает по небу, и на его челе сияет Сильмариль. Вот он, Колаксай-Зоревик! Два оставшихся самоцвета, наконец-то, захватывают (украв их у победителей Моргота) уцелевшие Феаноринги - Маэдрос и Маглор. Но Сильмарили обжигают руки недостойных. Маэдрос бросается вместе с камнем в огненную расселину, а Маглор, не выдержав боли, бросает самоцвет в море. Так все три светоносных камня возвращаются к трем мирам, которые они воплощают. Как видим, Сильмарили (в отличие от кольца Саурона) - вовсе не источник зла. Они не могут испортить тех, кто бескорыстен и чист душой (Берен, Диор, Эарендиль). Алчность же возбуждают у тех, кто и так алчен и неспособен на самоотдачу во имя общества. Таковы Феанор с его сынами, Тингол, гномы. Все они охотно рассуждают о своих частнособственнических "правах". Но закон арты-правды гласит: не может владеть воплощением власти тот, кто не достоин властвовать. Профессор Толкиен, безусловно, знал Геродота. Наверняка знал он и труды Дюмезиля. Мог знать и работу Грантовского (1960 г.). Но книг Раевского и Рыбакова, вышедших в 1977-1981 гг., Профессор (умерший в 1973 г.), разумеется, не читал. Но он мог знать использованные этими исследователями иранские мифы о фарне или восточнославянские сказки. Главное же - ему помогала интуиция прекрасного знатока мировой мифологии, чувствовавшего самый дух древних мифов.
[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]
РУССКАЯ ФАНТАСТИКА | ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ [ Оргкомитет ] [ Списки ] [ Фотоархив ] [ Статьи ] [ Премии ] [ Доклады ] [ Музыка ] [ Заявка ] [ Форум ]
|