![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() ![]() ![]() "ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ" НАД ПРОПАСТЬЮКонвенций на Украине не случалось уже давно -- едва ли не с памятного "Фанкона", с истинно одесским размахом организованного Львом Рэмовичем Вершининым, тогда еще депутатом городской думы. Украинские фэны словно впали в спячку. Нет, конечно же, писатели и любители фантастики из Киева, Харькова, Николаева и других городов Малороссии продолжали регулярно посещать российские конвенты, слушать доклады и получать премии, но... До лета нынешнего, 1999 года, не делалось даже попыток организовать конвенцию на украинской земле. Летом 99-го наметилось некоторое оживление в Киеве: Марина и Сергей Дяченко стали инициаторами краткого фестиваля совместного творчества "Кентавр". Увы, о конвенте было заявлено слишком поздно, и подавляющее большинство потенциальных участников просто не успели подготовиться за отпущенные организаторами полторы-две недели. Харьковчане, устроители фестиваля "Звездный мост", учли урок, полученный коллегами. Возможно, именно поэтому конвент, начавшийся 7-го и закончившийся 9-го октября, собрал свыше полусотни писателей и фэнов из самых разных городов России и Украины -- от Сергея Лукьяненко, Юлия Буркина и Александра Громова, давно ставших завсегдатаями подобного рода мероприятий, до мало кому знакомых лично Константина Бояндина или Ген Мов Чана (псевдоним Геннадия Молчанова). Конвент собрал и весь цвет украинской фантастики. Из Одессы прибыл Лев Вершинин, из Киева -- как всегда очаровательная Марина Дяченко, из Николаева -- Владимир Васильев с веселой компанией земляков... Не остались в стороне и гостеприимные хозяева: Дмитрий Громов с Олегом Ладыженским (они же -- Генри Лайон Олди), Андрей Шмалько (он же А. Валентинов), Григорий Панченко, Алексей Бессонов и другие. Одним словом, если судить по количеству популярных писателей и известных фэнов, собравшихся в Харькове в начале октября, фестиваль просто обязан был удасться. Так оно в целом и получилось. Фантазия организаторов, оригинальные конкурсы (чего стоили только инсценировки боевых эпизодов из разных фантастических романов -- гости фестиваля были очарованы энтузиазмом исполнителей из группы каратистов, которой руководит Олег Ладыженский; ребята и девчата умудрились во время сценки по роману "Мягкая посадка" в боевом азарте переломить черенок швабры о спину одного из своих коллег, чем буквально сразили присутствующих) в сочетании с неожиданным академизмом общей атмосферы кона ("Звездный мост-99" проводился под крышей Харьковского Университета) создали весьма своеобразную смесь. Возможно, не все пока сложилось идеально -- например, многие из докладов, сделанных на конвенте, явно готовились людьми, в повседневной жизни весьма далекими от фантастики, и грешили излишней наукообразностью, -- но если у конвенции с первого же раза складывается свое, неповторимое и узнаваемое лицо, это не может не радовать. Пожалуй, самыми примечательными событиями "рабочей части" конвенции стал доклад Андрея Валентинова "Нечто о сущности криптоистории" на секции "Фантастика и история", а также вызвавшая оживленную дискуссию серия докладов, подготовленных Алиной Немировой, Кэтрин Кинн и другими видными представителями ролевого движения СНГ на секции толкиенистики. А вот проведенный Д. Громовым и О. Ладыженским (при участии Г. Панченко) так называемый "семинар молодых авторов" на деле свелся к своеобразному "напутственному слову молодым", в котором маститые харьковские авторы убеждали своих начинающих коллег никогда, ни при каких обстоятельствах не подписывать с издателем договор на еще не написанное произведение. Особенно если сам договор предварительно не изучен в подробностях. Иначе раньше или позже, но автор становится заложником собственного контракта. Весьма достойная позиция, но увы -- при нынешнем сложном положении как у издателей, так и у творцов нашей фантастики, придерживаться ее в состоянии только единицы... Обнадеживает одно: по крайней мере, сами Олди (вместе со своими земляками А. Валентиновым, А. Дашковым и другими...) пока входят в число этих немногих. Ну и, разумеется, ярчайшим событием кона стал телемост Харьков-Днепропетровск, в котором приняли участие и писатели, и фэны, и критики,-- как приезжие, так и местные,-- и всякий прохожий люд. В России и даже в Москве давно уже не случалось таких размашистых официальных акций, связанных с фантастикой! Вручались на "Звездном мосту" и премии -- как же без этого! Причем присуждались они по результатам голосования всех зарегистрированных участников конвента -- то есть тех, кто уплатил 15 (без питания и поселения) либо 50 (с полным пансионом) долларов в рублевом эквиваленте. Похоже, организаторы заранее позаботились, чтобы никто из именитых гостей "не ушел обиженным", и потому каждый из занявших первые три места в любой из многочисленных номинаций становился обладателем как минимум диплома конвента. В номинации "Циклы, сериалы и романы с продолжениями" места распределились следующим образом (харьковские авторы свои произведения с номинирования по первым трем разделам сняли заранее, из этических соображений):
В номинации "Крупная форма" (романы):
В номинации "Дебютные книги":
В номинации "Мастер Фэн-До" (боевые искусства в фантастике; эпизоды демонстрировались группой специалистов Харьковской школы каратэ-до, стиль "Годзю-Рю"; голосование проходило анонимно):
В номинации "Портрет Дориана Грея" (за неопубликованные иллюстрации к произведениям отечественной фантастики последних лет):
Премия творческой мастерской "ВТОРОЙ БЛИН" (Харьков) досталась журналу "Порог" (Кировоград) и его бессменным руководителям Ирине Саенко и Алексею Корепанову -- за то, что они есть, несмотря на все Армагеддоны, и на страницах их журнала всегда есть место фантастике. Специальную премию от Харьковского Института Чудаков получил Василий Головачев (Москва) -- за выдающиеся заслуги перед научной фантастикой. Премию журнала "МОЕ ЗДОРОВЬЕ" (Харьков) "За лучшее отражение в фантастике темы целительства и пограничных возможностей человеческой психики и организма" вручили Марине и Сергею Дяченко (за повесть "Горелая башня" и роман "Пещера"). ...Хотя хозяева и отрицали это в один голос, но фестиваль в очередной раз подтвердил давно сложившееся ощущение, что в Украине фантастика и фантасты пользуются если не государственной поддержкой, то по крайней мере глубочайшим уважением со стороны официальных лиц, сравнимым с уважением российских чиновников к соплеменным "классикам" постмодернизма, разнообразным радовым, приговым и сорокиным. Хотя я и не припомню, чтобы кто-нибудь из лауреатов, например, "Букера" удостоился в нашей стране специального телемоста. А предоставление любых помещений в здании Университета в самый разгар занятий? А искусственные рубины невероятной величины в качестве призов? А активное участие в околофантастических дискуссиях профессуры этого самого Университета? Впору позавидовать фэнам Украины, страны, где фантастику вполне официально изучают на кафедре культурологии и украиноведения. Пожалуй, только ради того, чтобы окунуться в подобную атмосферу, стоило пересечь границу России и вытерпеть все связанные с этим неудобства. Будем надеяться, что в следующем году нам распахнет свои объятия "Звездный мост-2000"! Ник Ример
![]() ![]()
РУССКАЯ ФАНТАСТИКА | ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ
![]() [ Оргкомитет ] [ Списки ] [ Фотоархив ] [ Статьи ] [ Премии ] [ Доклады ] [ Заявка ] [ Форум ] ![]() ![]() ![]()
|