![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() ![]() ![]() "ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ" СОВРЕМЕННОЙ ФАНТАСТИКИВас никогда не интересовало, куда деваются роскошные караваи, которые торжественно вручаются на открытиях разных мероприятий? О судьбе одного комплекта "хлеба-соли", врученного на открытии международного фестиваля фантастики "Звездный Мост-2000" писателю Евгению Лукину, я могу сказать совершенно определенно: его немедленно употребили в пищу. Обремененный рушником, хлебом и солонкой, Евгений только рад был такому решению. Участвовали в растерзании каравая коллеги-писатели, литераторы, представители издательских кругов, а также сочувствующие граждане из публики. ТусовкаКакими бывают писатели-фантасты? Самыми разными - солидными и элегантными, как Андрей Валентинов; шумными и открытыми, как Юлий Буркин; задумчивыми и мечтающими о возможности уединиться - как Василий Головачев. Второй ежегодный фестиваль фантастики оказался, по словам тех, кто побывал на первом, еще удачнее. Во-первых, собралась действительно "звездная" писательская тусовка; во-вторых, фестиваль дал возможность сблизиться читателям и писателям, творцам и издателям, а начинающим авторам удалось пообщаться с фантастическими мэтрами. Единственными людьми, которые могли быть не очень довольны непринужденной атмосферой фестиваля, были журналисты. Ну сами посудите: вот перед вами человек, у которого вы всегда мечтали взять интервью. Только-только подкрадешься к нему, как он исчезает буквально на глазах, самым фантастическим образом. У тусовки какие-то свои течения и водовороты - и вот объект вашего внимания возникает в противоположном конце помещения... Но даже если удается мягко, но настойчиво взять знаменитость под руку и отвести подальше от тусовки, немедленно рядом возникает десяток-другой поклонников: с вопросами, разговорами, с просьбами дать автограф. Сергей Лукьяненко, кумир любителей книг о виртуальных мирах, так и простоял всю презентацию новых изданий у стены, в окружении почитателей. Группу поклонников не распугали даже клубы дыма, время от времени выпускаемые писателем из любимой трубки. Вообще, открытие "Звездного Моста-2000" (который, кстати, проходил в стенах Харьковского национального университета), получилось достаточно милым и по-домашнему уютным, хотя для некоторых участников праздничного концерта их участием в мероприятии было сюрпризом. Зато зал очень порадовали писатели Лукин и Буркин, исполнившие свои песни - для кого-то стало открытием, что они еще и поэты, и сами себе композиторы. "Заповеди" для начинающихЧто есть современная фантастика? Вряд ли кто-нибудь из нас всерьез задумывался над этим глобальным вопросом. А вот писатель Андрей Валентинов посвятил ему свой обширный и интереснейший доклад. Жаль, что нет возможности рассказать читателям "КВ" о нем подробнее, но остановлюсь на одном моменте. Задумывались ли вы, дорогие любители фантастики, почему сейчас мы предпочитаем читать и покупать книги наших, русских и украинских авторов? Да потому, что они нам кажутся гораздо интереснее. Попробуйте определить стиль, в котором написано то или иное произведение - скорее всего, сразу это сделать не удастся. Большинство "наших" книг - на стыке стилей. И этим они разительно отличаются от западных произведений, где разнообразие не приветствуется. Фантастика, по мнению зарубежных издателей, должна быть либо выдержана в виде "космической оперы", либо - "замки, бароны и драконы". Поэтому, пресытившись чужим однообразием, мы убедились: наше - лучше. Время от времени любители фантастики приходят к выводу, что они тоже могут писать. И не хуже, чем признанные мастера. Дело за малым - убедить в этом издателей и читателей. И в этом начинающим писателям могут помочь советы фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, которые провели семинар молодых авторов. Итак, первая классическая ошибка начинающих писателей - размах. Автор начинает с романа, или даже серии романов, пренебрегая такой чепухой, как рассказ. А школа рассказа дает много: это как пробег на "короткую дистанцию" - нельзя же сразу начинать с марафона... На рассказе видны все огрехи, которые прячутся в объеме романа. Кстати, молодых авторов с рассказами ждут с нетерпением многие российские и украинские журналы. Нужно воспитывать в себе чувство слова, чтобы одним штрихом, а не двадцатью, нарисовать то, что хочется. Начинающему автору нужна эрудиция, но не переходящая в стремление утонуть в подробностях. - Однажды я так и сказал одному автору: "Вы вот написали, что герой сел на коня соловой масти с длинной гривой... Почему же вы не указали, какой длины была шерсть на бабках у этой лошади? Это так важно с точки зрения коневодства..." - привел пример такого "познавательного многословия" Олег Ладыженский. Немаловажно и научиться развивать в произведении два действия одновременно: следить за тем, как меняется внутренний мир героя, и контролировать его географические перемещения. А искусство вычеркивать, по словам ведущих семинара, превращает графомана в писателя. Встречи в фойеДумаю, что читатель согласится с утверждением, в фантастическом событии (я имею в виде фестиваль) должна участвовать фантастически красивая женщина. Точно, участвовала! Знакомьтесь: Марина Дяченко, одна половинка известнейшего писательского дуэта, Марины и Сергея Дяченко. Их произведения в стиле "городское фэнтези" хорошо знакомы любителям хорошей фантастики: например, "Пещера", "Скрут", "Ведьмин век". Конечно, банальный вопрос, но все-таки: как оно пишется, вдвоем?
- Ваш взгляд на современную фантастику. - Современная фантастика многожанровая, разноплановая, и что самое интересное, в нашем литературном пространстве некоторые стили и методы становятся немножко другими. Ну, к примеру, фантастика в стиле "киберпанк" - родившаяся на Западе и там же скончавшаяся несколько лет назад. У нас она возродилась и перешла в другую разновидность: это книжки о компьютерах, о виртуальности, но без характерного для киберпанка жестокого антуража. По-прежнему жива и оптимистически смотрит в будущее "фэнтези" со своими неизменными героями - магами, эльфами, волшебным оружием. Научная фантастика, безраздельно властвовавшая лет тридцать назад, стала одним из направлений и продолжает развиваться. - Какие сюрпризы вы готовите для своих читателей в ближайшем будущем? - Недавно две наши с Сергеем книги вышли на украинском языке. Это попытка издателей начать наступление на украиноязычный читательский рынок. Почему человек не может прочитать хорошую фантастику на родном языке? Перевод мы утверждали вместе с Сергеем. Часто приходилось возвращать на переработку отдельные главы - там, где оказались утрачены важные нюансы, влияющие на атмосферу романа. Оказывается, перевод на близкородственные языки - это очень тяжело. При кажущейся легкости очень легко сделать ошибку. - Возможно ли в фантастике то, что мы наблюдаем сегодня в детективе: поточное производство низкокачественных произведений, когда используется труд "литературных негров"? - Безусловно, в фантастике это тоже есть. Есть все: и поточное производство, и сериальное производство. И потребитель для этого всего тоже есть: огромное количество подростков, детей, усталых от жизни взрослых. Любой жанр имеет свою "низовку" - поток "всеядных" читателей, своеобразный конвейр, и "гурманов", смакующих действительно штучные изделия - по-настоящему хорошие книги... Итак, прошел второй "Звездный мост". Между прочим, организаторы признали, что именно второе проведение мероприятия говорит о том, будет ли жить фестиваль. Вроде бы прогноз положительный. И поработали, и пообщались, и развлеклись. Чего стоил только один чемпионат по пэйнтболу, когда каждый писатель имел возможность выстрелить прямо в лоб издателю шариком с краской... Наталья Якимова
![]() ![]()
РУССКАЯ ФАНТАСТИКА | ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ
![]() [ Оргкомитет ] [ Списки ] [ Фотоархив ] [ Статьи ] [ Премии ] [ Доклады ] [ Заявка ] [ Форум ] ![]() ![]() ![]()
|