Выберите кодировку: win koi dos mac lat
Харьковский международный фестиваль фантистики  З В Е З Д Н Ы Й   М О С Т
Оргкомитет Списки Фотоархив Статьи
Премии Заявка Доклады Форум
Оргкомитет Оргкомитет Оргкомитет РУССКАЯ ФАНТАСТИКА


Статьи

"ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ" СОВРЕМЕННОЙ ФАНТАСТИКИ


Вас никогда не интересовало, куда деваются роскошные караваи, которые торжественно вручаются на открытиях разных мероприятий? О судьбе одного комплекта "хлеба-соли", врученного на открытии международного фестиваля фантастики "Звездный Мост-2000" писателю Евгению Лукину, я могу сказать совершенно определенно: его немедленно употребили в пищу. Обремененный рушником, хлебом и солонкой, Евгений только рад был такому решению. Участвовали в растерзании каравая коллеги-писатели, литераторы, представители издательских кругов, а также сочувствующие граждане из публики.

Тусовка

Какими бывают писатели-фантасты? Самыми разными - солидными и элегантными, как Андрей Валентинов; шумными и открытыми, как Юлий Буркин; задумчивыми и мечтающими о возможности уединиться - как Василий Головачев. Второй ежегодный фестиваль фантастики оказался, по словам тех, кто побывал на первом, еще удачнее. Во-первых, собралась действительно "звездная" писательская тусовка; во-вторых, фестиваль дал возможность сблизиться читателям и писателям, творцам и издателям, а начинающим авторам удалось пообщаться с фантастическими мэтрами.

Единственными людьми, которые могли быть не очень довольны непринужденной атмосферой фестиваля, были журналисты. Ну сами посудите: вот перед вами человек, у которого вы всегда мечтали взять интервью. Только-только подкрадешься к нему, как он исчезает буквально на глазах, самым фантастическим образом. У тусовки какие-то свои течения и водовороты - и вот объект вашего внимания возникает в противоположном конце помещения... Но даже если удается мягко, но настойчиво взять знаменитость под руку и отвести подальше от тусовки, немедленно рядом возникает десяток-другой поклонников: с вопросами, разговорами, с просьбами дать автограф. Сергей Лукьяненко, кумир любителей книг о виртуальных мирах, так и простоял всю презентацию новых изданий у стены, в окружении почитателей. Группу поклонников не распугали даже клубы дыма, время от времени выпускаемые писателем из любимой трубки.

Вообще, открытие "Звездного Моста-2000" (который, кстати, проходил в стенах Харьковского национального университета), получилось достаточно милым и по-домашнему уютным, хотя для некоторых участников праздничного концерта их участием в мероприятии было сюрпризом. Зато зал очень порадовали писатели Лукин и Буркин, исполнившие свои песни - для кого-то стало открытием, что они еще и поэты, и сами себе композиторы.

"Заповеди" для начинающих

Что есть современная фантастика? Вряд ли кто-нибудь из нас всерьез задумывался над этим глобальным вопросом. А вот писатель Андрей Валентинов посвятил ему свой обширный и интереснейший доклад. Жаль, что нет возможности рассказать читателям "КВ" о нем подробнее, но остановлюсь на одном моменте. Задумывались ли вы, дорогие любители фантастики, почему сейчас мы предпочитаем читать и покупать книги наших, русских и украинских авторов? Да потому, что они нам кажутся гораздо интереснее. Попробуйте определить стиль, в котором написано то или иное произведение - скорее всего, сразу это сделать не удастся. Большинство "наших" книг - на стыке стилей. И этим они разительно отличаются от западных произведений, где разнообразие не приветствуется. Фантастика, по мнению зарубежных издателей, должна быть либо выдержана в виде "космической оперы", либо - "замки, бароны и драконы". Поэтому, пресытившись чужим однообразием, мы убедились: наше - лучше.

Время от времени любители фантастики приходят к выводу, что они тоже могут писать. И не хуже, чем признанные мастера. Дело за малым - убедить в этом издателей и читателей. И в этом начинающим писателям могут помочь советы фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, которые провели семинар молодых авторов.

Итак, первая классическая ошибка начинающих писателей - размах. Автор начинает с романа, или даже серии романов, пренебрегая такой чепухой, как рассказ. А школа рассказа дает много: это как пробег на "короткую дистанцию" - нельзя же сразу начинать с марафона... На рассказе видны все огрехи, которые прячутся в объеме романа. Кстати, молодых авторов с рассказами ждут с нетерпением многие российские и украинские журналы. Нужно воспитывать в себе чувство слова, чтобы одним штрихом, а не двадцатью, нарисовать то, что хочется. Начинающему автору нужна эрудиция, но не переходящая в стремление утонуть в подробностях.

- Однажды я так и сказал одному автору: "Вы вот написали, что герой сел на коня соловой масти с длинной гривой... Почему же вы не указали, какой длины была шерсть на бабках у этой лошади? Это так важно с точки зрения коневодства..." - привел пример такого "познавательного многословия" Олег Ладыженский.

Немаловажно и научиться развивать в произведении два действия одновременно: следить за тем, как меняется внутренний мир героя, и контролировать его географические перемещения. А искусство вычеркивать, по словам ведущих семинара, превращает графомана в писателя.

Встречи в фойе

Думаю, что читатель согласится с утверждением, в фантастическом событии (я имею в виде фестиваль) должна участвовать фантастически красивая женщина. Точно, участвовала! Знакомьтесь: Марина Дяченко, одна половинка известнейшего писательского дуэта, Марины и Сергея Дяченко. Их произведения в стиле "городское фэнтези" хорошо знакомы любителям хорошей фантастики: например, "Пещера", "Скрут", "Ведьмин век". Конечно, банальный вопрос, но все-таки: как оно пишется, вдвоем?

    - Когда мы с мужем (он же соавтор), начинали писать, то договорились: никогда не делить работу, не заострять внимание, что кем сделано. Но работаем мы таким актерско-режиссерским методом: вместе разрабатываем структуру будущей повести или романа, потом составляем приблизительный план. А затем я сажусь писать текст, Сергей его прочитывает - каждую новую порцию, и высказывает какие-то соображения, вносит дополнения, перерабатывает. Поэтому какой эпизод от какого автора, сказать просто невозможно, мы все делаем вдвоем.
    - Ваш взгляд на современную фантастику.
    - Современная фантастика многожанровая, разноплановая, и что самое интересное, в нашем литературном пространстве некоторые стили и методы становятся немножко другими. Ну, к примеру, фантастика в стиле "киберпанк" - родившаяся на Западе и там же скончавшаяся несколько лет назад. У нас она возродилась и перешла в другую разновидность: это книжки о компьютерах, о виртуальности, но без характерного для киберпанка жестокого антуража. По-прежнему жива и оптимистически смотрит в будущее "фэнтези" со своими неизменными героями - магами, эльфами, волшебным оружием. Научная фантастика, безраздельно властвовавшая лет тридцать назад, стала одним из направлений и продолжает развиваться.
    - Какие сюрпризы вы готовите для своих читателей в ближайшем будущем?
    - Недавно две наши с Сергеем книги вышли на украинском языке. Это попытка издателей начать наступление на украиноязычный читательский рынок. Почему человек не может прочитать хорошую фантастику на родном языке? Перевод мы утверждали вместе с Сергеем. Часто приходилось возвращать на переработку отдельные главы - там, где оказались утрачены важные нюансы, влияющие на атмосферу романа. Оказывается, перевод на близкородственные языки - это очень тяжело. При кажущейся легкости очень легко сделать ошибку.
    - Возможно ли в фантастике то, что мы наблюдаем сегодня в детективе: поточное производство низкокачественных произведений, когда используется труд "литературных негров"?
    - Безусловно, в фантастике это тоже есть. Есть все: и поточное производство, и сериальное производство. И потребитель для этого всего тоже есть: огромное количество подростков, детей, усталых от жизни взрослых. Любой жанр имеет свою "низовку" - поток "всеядных" читателей, своеобразный конвейр, и "гурманов", смакующих действительно штучные изделия - по-настоящему хорошие книги...

Итак, прошел второй "Звездный мост". Между прочим, организаторы признали, что именно второе проведение мероприятия говорит о том, будет ли жить фестиваль. Вроде бы прогноз положительный. И поработали, и пообщались, и развлеклись. Чего стоил только один чемпионат по пэйнтболу, когда каждый писатель имел возможность выстрелить прямо в лоб издателю шариком с краской...


Наталья Якимова


Детальный запрос
Рейтинг@Mail.ru

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА  |  ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ

[ Оргкомитет ]   [ Списки ]   [ Фотоархив ]   [ Статьи ]   [ Премии ]   [ Доклады ]   [ Заявка ]   [ Форум ]  



© 2001 Материал: Дмитрий Громов и Олег Ладыженский.
© 2001 Дизайн: Алексей Андреев.
© 2001 Корректор: Владимир Дьяконов
© 2001 Подготовка: Дмитрий Маевский, Алексей Жабин.
© 2001 Сервер "Русская фантастика" Гл. редактор Дмитрий Ватолин.

Звездный мост