Выберите кодировку: win koi dos mac lat
Харьковский международный фестиваль фантистики  З В Е З Д Н Ы Й   М О С Т
Оргкомитет Списки Фотоархив Статьи
Премии Заявка Доклады Форум
Оргкомитет Оргкомитет Оргкомитет РУССКАЯ ФАНТАСТИКА


Статьи

16 сентября 2002 года "Звездный Мост" - отчет


Вернулся с поездки в Харьков на "Звездный мост" - ежегодный международный конвент писателей-фантастов. По идее, надо бы написать большой и хороший отчет, но, увы, не смогу - просто не хватает времени. Расскажу вкратце. Как я уже писал в прошлом году, Харьков - прекрасный город. Там замечательные люди. Там чисто и красиво. Там на станции метро "Госпром" стоят специальные столики - пенсионеры играют в шахматы. Там вкусная еда. Там бывает кофе рагуста "Ява-Стронг" и горилка "Nemirovskaya". "Звездный мост" - отличный, великолепно организованный конвент. Единственное, чего не хватало в этом году - не было чемпионата по пейнтболу между фантастикой и фэнтези: что-то случилось с пейнтбольным клубом в последний момент; то ли пожар, то ли ограбление. А теперь, за отсутствием складного повествования, перейдем к обрывочным рассказам и случаям:

* * *

Едем в Харьков на поезде. Московская группа писателей и участников фэндома - это с полсотни человек. То есть занимаем весь вагон, который автоматически превращается в вагон-ресторан, разделенный на столики-купе. Входит милиция и заглядывает в первое же купе. Там вовсю идет пирушка. Я объясняю милиции, что это вагон писателей, все едут на конференцию, выпивают культурно, беспорядков и поножовщины от этого вагона следует ждать в самую последнюю очередь. Но милицию совершенно не интересует, какого рода пассажиры здесь едут, у милиции свои интересы - штраф за распитие спиртных напитков. Поэтому они отбирают парочку паспортов и идут оформлять штраф. Все бы нормально, штраф 100 рублей - и все дела. Но тут в дело вступает Бай, который требует пояснить, с какой стати, и покажите мне кодекс, на основании какой статьи... Обстановка в тамбуре накаляется.

Милиция грозится ссадить весь вагон в Туле. Выходит на подмогу Синицын - старший группы. Так и представляется: старший. Пытается оттеснить Бая и поговорить с милицией нормально. Бай не оттесняется. Выходит на подмогу Вася Шмыков - юрист-профессионал. На ухо объясняет Баю, что судебная практика считает штраф за распитие законным, поэтому ругаться не надо. Бая срочно уводят пить дальше в одно из купе. Милиция ругается ему вслед и настаивает на штрафе. Синицын полностью (и с самого начала) одобряет эту меру и предлагает милиции побыстрее оформить штраф на него, как на старшего, чем и завершить инцидент. Вася меланхолично замечает в пространство, что, на всякий случай, посмотрит на заполнение... Милиция нервничает и сомневается - не выйдет ли боком такой штраф? И в этот момент на шум наконец протискивается в тамбур рослая фигура писателя Романа Злотникова. Он аккуратно спрашивает, что тут вообще происходит?

Милиция интересуется, кто он такой, и Злотников вынимает свое удостоверение подполковника милиции. Милиционеры в шоке, спрашивают у Злотникова - кто же тогда такой Синицын? Злотников пожимает плечами: "Синицын? Так это ж наш старший. "Старший?!!"

Милиционеры смотрят на Синицына, затем на подполковника Злотникова, затем снова на Синицына... И говорят Синицыну, что в общем-то все в порядке, никто никого не штрафует, вагон может продолжать движение!

* * *

Получив бэйджик, я обнаружил внутри записку: "Встреча писателя Каганова с читателями 15:00 Экономический университет". Оказалось, все писатели распределены по графикам встреч в разных концах города. Мне еще повезло с местом встречи - например, Брайдеру с Чадовичем предстояла поездка в колонию несовершеннолетних. Единственное что настораживало - ехать одному. Но все сложилось удачно - Саша Бачило случайно пропустил свою встречу и согласился составить компанию. А затем к нам присоединился и Вася Шмыков. После обеда нас встретила девушка и повезла в Экономический.

    - Что там планируется? - спросил я.
    - Встреча с читателями и нашей командой КВН, - сказала девушка.
    - Хм... - подумал я, - видимо, ребята из Экономического хотят показать приезжим писателям свои сценки. Что ж, интересно.

Мы пришли в Экономический. На лестнице нас встретила другая девушка:

    - Здравствуйте, мы вас давно ждем! Сейчас начнем брейн-ринг!
    - Брейн-ринг?!!
    - Ну конечно! Вы же сейчас устроите брейн-ринг писателей-фантастов? У нас так записано...
    - Э-э-э... Мы не знали, что здесь брейн-ринг. Знали бы - захватили бы с собой брейн...

Вместо актового зала нас привели к двери аудитории. Из нее вышла преподавательница, выслушала объяснения девушек про встречу писателей с читателями, и сказала загадочно: "Понимаю. Еще пара минут - и я их отпущу." Читателей или аудиторию?

Мы постояли под дверью еще минуту, затем нас пригласили в класс, где сидела группа студентов, которая уже собирала ручки и тетрадки, готовясь улизнуть.

    - А сейчас, - сказала сопровождающая девушка, - мы начинаем встречу... с писателями-юмористами!!!
    - От те номер! - удивились мы. Но делать было нечего, пришлось начинать. Слава Саше Бачило - как опытный шоумен, он сразу повел дело в нужном русле, с первых же слов дав понять, кто мы вообще, как сюда попали, и чего от нас ожидать.

После этого студенты расслабились, беседа пошла живо и непринужденно. Нам задавали вопросы, мы рассказывали, вместе смеялись и обсуждали. Конечно, ни моей книги, ни Сашиной, ни, тем более, Васиной, ребята не читали более, васиной, ребята не читали, но кому это мешало беседовать о фантастике?

Особенно запомнился один момент: милая девушка, восторженно хлопая глазами, спросила:

    - Скажите! А ведь правда, ведь правда, что писатели-фантасты - они как дети, воспринимают все ярко и красочно?

Мы подтвердили, что, в общем и целом, конечно, живость восприятия необходима в нашей профессии... После этого девушка произнесла вторую восторженную фразу - без всякой задней мысли, своими словами. Но смысл, если разобраться, был таков: "Не тяжело ли вам, детям, жить в нашем мире среди взрослых?" В общем, было смешно.

* * *

Состоялся диспут в магазине "Books" на тему: ""Девяностики" и "молодая шпана": кто кого?!" Который сразу окрестили "Молодые подонки против старых пердунов". Собственно говоря, видимо, планировалось обсудить как и почему опытные профи не дают дороги молодым, а издатели неохотно берутся раскручивать неизвестные имена. И даже выходили отдельные молодые авторы (лет под 50), которые кричали, что, дескать, нас - молодых - зажимают: издательство издало мою первую книгу тиражом 15000, вторую 4000, а третью, четвертую и пятую - вообще отказались издавать... Лично я не понимаю проблемы "зажимания" молодых талантов. Взять хотя бы номинационные списки. За год маститые авторы отечественной фантастики опубликовали новых романов - 86. За тот же год появились новые молодые имена (я в том числе), которые опубликовали своих дебютных книг в количестве... 70 штук! Блядь, да просто геноцид какой-то! Я за то, чтобы отстреливать молодых дебютантов! Куда их столько! Должна же быть хоть малейшая дедовщина?!

* * *

Видел много интересных людей. Впервые пообщался со Шкуровичем, редактором фантастики в "ЭКСМО",

поговорили об издательской политике и прочих приколах. Оказалось, ему уже знакома фамилия Каганов, что приятно. Мало ли как будущее повернется? Видел впервые Ника Перумова. Очень приятный молодой человек. Молодой - в смысле, я представлял его почему-то седым и могучим дядькой типа Святослава Логинова. Может, по ассоциации с богом Перуном? А он оказался похож на Фореста Гампа - молодой, энергичный, в бейсболке. Интересно излагал генетическую теорию неизбежного появления красивых девушек в крупных городах (помимо писательства, по основной профессии он биолог, весьма авторитетный в научных кругах, как я понимаю).

* * *

Состоялось традиционное мероприятие "Телемост" в парке. Фургончик, экран, камера - на связи другие города, а все это транслируется по Украинскому ТВ. Со стороны писателей выступали, в основном, мэтры - Олди, Головачев, Перумов. Вопросы задавали разные - порой и странные, что-нибудь вроде: "Какие были бы ваши творческие планы, если бы у вас не было тех планов, которые у вас есть сейчас?" На связь выходил Донецк - там только что окончился матч, где победил "Шахтер", поэтому на экране прыгали счастливые фанаты с шарфами, а вопросов о фантастике было немного. На связь выходил Киев - там задавал вопросы все время один и тот же молодой корреспондент с микрофоном, он надменным тоном вопрошал: "То есть, вы хотите сказать, что вас читают?", "А что, разве сегодня фантастика кому-нибудь еще нужна?" И только в конце он полностью раскололся, спросив робко: "Скажите... где можно напечататься молодому автору?.." В общем, все как в сети :)

* * *

На церемонии награждения меня, к моему удивлению, вызывали на сцену трижды. Первый раз - наградили "Золотым кадуцеем", поскольку "Коммутация" и на харьковском конвенте заняла первое место в номинации "Дебют". Сам поражаюсь, выходит, я собрал все "дебюты" этого года на всех трех конвентах! Второй раз меня вызвал на сцену оргкомитет, наградив глиняной копилкой с надписью "Грошей багато не бувае" - за полюбившийся оргкомитету "Вий-98". У оргкомитета в этом году было много смешных призов: Семецкий получил пластиковый автомат - отстреливаться от убийц-писателей, Воха - пластиковую каску и гранату, Лукьяненко - обалденный шматок сала... Третий раз - вышел на сцену казацкий атаман и вызвал к себе из зала немало авторов (и меня в том числе). Всем налили настоящей горилки, дали на закуску хлеба с салом и цыбулей (сало было обалденное!). Мы выпили, и атаман сообщил, что принимает нас в настоящие казаки, повелев служить Родной Украине! Я с радостью - и сало люблю, и вообще у меня мать с Полтавы. Но дуже подывився, як швидко теперя жидив та москалив в казаки принимають!

* * *

После церемонии ко мне подошла корреспонденка украинского радио и попросила дать интервью. Мы сели в уголочке, она вынула свой профессиональный диктофон, достала микрофон, открыла рот, и... К стыду своему, я не знаю украинского... Поэтому то, что она говорила, звучало для меня примерно так: "Шановни радиослухатели! Ми... швидко... це дуже... здиздный мост... фантастична литературу... нехай це вона... и як... дуже... не треба прогнозив... та фантастичных прогнозив... немае трохи... як вона... та що... нехай каже Лэоныд Каганов!" - и передает микрофон мне. Эта пытка продолжалась минут двадцать. Я сформулировал четыре тезиса на чистом русском языке, и отвечал ими наугад в случайном порядке: 1) Да,

мне очень понравился Харьков, "Звездный Мост" - отличный фестиваль. 2) Нет, я уверен, фантастика ничем не отличается от остальной литературы. 3) А вот, кстати, у меня скоро выйдет вторая книга: "Харизма".

* * *

Вместе с листками голосования всем раздали листочки конкурса на лучшее одностишие о "Звездном Мосте" в стиле Вишневского. Обсуждая с Сашей Бачило это дело, мы пришли к выводу, что одностишие сильно сковывает творца, и надо придумать новый жанр - ОДНОРИФМИЯ. Это такие стихи, в которых используется одна и та же рифма. Почему? ДА ПОТОМУ, ЧТО ЛУЧШЕ ВСЕГО СЛОВО РИФМУЕТСЯ ТОЛЬКО САМО С СОБОЙ!!! Шутки ради, мы достали тетрадку и, быстренько начав в номере и продолжая в метро, оформили "Дембельский альбом Звездного Моста", исписав ее стихами, рисунками и обклеив открытками с видами Харькова и со своими комментариями. Эту тетрадку мы положили в ящик голосования с пометкой "в оргкомитет", но, видимо, она все-таки утерялась, так как более о ее судьбе нам ничего не известно. А может, чем-то обидела оргкомитет? Жаль. В любом случае стишки остались, вот они:

у Марины у Дяченко Есть мужик Сергей Дяченко, Результатом их романа Стали 32 романа!

не поехал в Харьков Громов, Заявил об этом в лоб. А его коллега Громов Получил за это в лоб!

лимонадов и "Байкалов" Никогда не пьет Байкалов - Сразу, без подводочки, Требовает водочки.

симпатяга, просто зайчик, Литератор Хольм Ван Зайчик Чтобы не сидеть без дела Он на всех заводит дело

песни пел Владимирский Про Централ владимирский Ревом контрабасовым Вместе с Колей Басовым

"не перелететь синице Широту байкалову" - Так цитировал Синицын Гоголя Байкалову.

что такое, вот те нате, Лазарчук и Андронати? Нету номинации Для подобной нации!

зоек, Маш, Наташ и Юлей Обожает Буркин Юлий Вот такой эротоман Этот старый битломан!

словно в Ленина Каплан, В Харьков не попал Каплан.

не приехал Завгородний На конвент междугородний.

мы зато приехали. Вот и все. Приехали.

(с) однорифмия сочиняли: Александр Бачило, Леонид Каганов

Ну вот и все. Надо же, а ведь получился вполне содержательный отчет!


Леонид Каганов


Детальный запрос

[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА  |  ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ

[ Оргкомитет ]   [ Списки ]   [ Фотоархив ]   [ Статьи ]   [ Премии ]   [ Доклады ]   [ Музыка ]   [ Заявка ]   [ Форум ]  



© 2001 Материал: Дмитрий Громов и Олег Ладыженский.
© 2001 Дизайн: Алексей Андреев.
© 2001 Корректор: Владимир Дьяконов
© 2001 Подготовка: Дмитрий Маевский, Алексей Жабин.
© 2001 Сервер "Русская фантастика" Гл. редактор Дмитрий Ватолин.

Звездный мост