![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
Благодарности и извинения.
Я хочу поблагодарить Никитина Юру, Ахметшина Равеля и Ватолина Диму за проявленные терпение и настойчивость в обсуждении вопросов, связанных с дальнейшей судьбой клуба. Без их участия и помощи данная статья не появилась бы.
Я заранее прошу прощения у тех, кого ненароком обижу в своём изложении.
Я предвижу большое количество откликов на эту статью. Все отклики присылайте в редакцию "Той Стороны".
Валентин Веснин,
май-июнь, 1994 г.
Маленький обзор темы статьи:
Принятые сокращения:
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ.
Дорогие члены клуба "Лоцман"! Здравствуйте!
Прошло совсем немного времени со дня основания нашего клуба. Настала пора осознать нам, что мы есть и зачем мы существуем. Позвольте мне выразить свои, весьма спорные подчас, мысли по этому поводу. Я не претендую "на истину в последней инстанции", поэтому очень жду обсуждения этой статьи (и, может, осуждения меня) в нашем печатном органе - ТС.
Во-первых, хочется отметить, что мы всё-же собрались! Люди, уважающие, чтящие и любящие Крапивина - особые, необычные в чём-то люди. (Спасибо нам всем! Кто не любит комплиментов?)
Но я прекрасно понимаю, что критерий отбора (как сказали бы программисты, ключевое слово) - "Крапивин" [Ведь именно объявление Юры в "КО" послужило прямым толчком к созданию клуба.] - не очень совершенен.
Творчество ВП очень многогранно, и каждый находит в нём что-то своё. Подчас новое обнаруживается при повторном прочтении, и тогда замечаешь - ты становишься взрослее... Ты "открываешь" ещё один штрих творчества Крапивина для себя.
На сегодня самая главная цель нашего клуба - быть ориентиром, "Лоцманом". Помочь одному человеку найти другого. Потому что иногда очень хочется найти Друга, найти приятного собеседника, просто человека, мысли, душа, характер которого тебе интересны и (может быть) небезразличны. Хотя клуб решает и другие, более прозаические вопросы. Например, самая полная на данный момент библиография всех произведений ВП скоро "выйдет в свет", и каждый сможет посмотреть её и... обрадоваться - сколько ещё ему предстоит прочитать.
Был такой момент, когда я почувствовал полное отчаяние - клуб есть, список адресов в нём есть, а людей... не видно. Казалось бы - протяни руку, и... Но ТС - единственное видимое проявление работы клуба - являлась печатным органом не клуба, но его "главного координатора" [Отчаяние моё достигло своего пикового состояния в феврале этого года, и я подавал "прошение об отставке" из клуба.].
[Ю>> Я же как раз не
хотел этого. На первых порах это было неизбежно.
По-моему, несправедливо ставить мне это в упрёк:
ведь если бы первые выпуски не были бы "моим" (и
Равеля, кстати, - без его участия или одобрения не
обходился ни один материал), то их вообще не было
бы. Откуда бы они взялись? Но теперь люди уже
начали присылать материалы... В твоей
формулировке получается именно упрёк.
В>> Согласен, Юра, но это и есть именно
упрёк "стандартного" человека, который, как я,
надеялся на альманах и клуб, и не получил
желаемого. Я согласен, что, если объективно, то
лучше "плохо", чем совсем никак. (У меня бы точно
не получилось.) Но ещё лучше "хорошо", и на это не
хватило тебя...
Ю>> М.б....]
Можно было бы самому - взять и "протянуть руку", написав письма всем. Но на это не каждый способен... [Существующая система адресов, т.о., мало помогает человеку, решившему найти единомышленников.] Моя статья - это и попытка протянуть руку - к вам, к тем, кто написал в клуб не просто так, от скуки [Один человек, написавший мне, пишет, что писал многим, но "по некоторым письмам видно, что многие просто по инерции вступили в клуб".]; к тем, кто ждал чего-то от клуба...
Я попытаюсь предложить свою модель дальнейшего функционирования клуба. Этой статьёй я постараюсь охватить всё поле деятельности, связанное с именем ВП. Наметить ориентиры, в которых может (и должен?) развиваться клуб.
Может быть (я надеюсь на это, я в это верю!), эта статья вызовет больше откликов в сердцах (и письмах) членов клуба, нежели скромное объявление Юры в одном из выпусков ТС: "Почему никто не присылает материалы для ТС?". Пишите, не бойтесь, что получится коряво и не для печати - ведь это же мы все - такие же люди! И нас не так много...
Итак,... Кто мы? Зачем мы существуем? Чего мы хотим?
"Лоцман". Подклубы.
Я повторю свою главную здесь мысль, что тема "Крапивин" очень обширна, чтобы её смог координировать один человек, или даже группа (2, 3, 5) людей (например, в Новосибирске). Потому что у них не будет сил, времени и... желания.
Мне видится, что самым оптимальным оказалось бы условное деление клуба на подклубы. Люди, объединённые более тесно общим интересом к какой-нибудь одной "грани" творчества К, развивали бы её более профессионально в рамках одного клуба, т.е. взяли бы на себя часть работы Юры; и, возможно, объединились бы более тесно - по интересу.
Подклубы - это реальная необходимость для:
а) поиска людей, близких по духу, по
интересам, по кругу интересующих проблем;
б) уменьшения объёма информации, проходящего
через руководство клуба;
в) увеличения её (информации) качества и наиболее
полного охвата всего, что связано с именем ВП и
близкими темами.
[Ю>> Здесь и в других местах твои
формулировки создают впечатление, что смысл
деятельности клуба - только в изучении и
осмыслении творчества ВП, а остального можно
касаться лишь попутно и лишь постольку,
поскольку данная тема имеет отношение к этому
творчеству, отражена в нём. Может быть, ты этого и
не имел в виду, но такое складывается
впечатление. Ты, вроде, предлагаешь разные дела,
но у тебя получается, что эти дела - лишь грани
творчества ВП, и сами по себе не существуют.
А я бы сказал, что клуб призван, прежде всего,
объединить людей определённого, редкого, к
сожалению, склада. Одним из свойств этих
людей является то, что души их имеют струны,
которые входят в резонанс с крапивинскими
книгами, с крапивинским миром (и действительно, у
разных людей струны отзываются на разные
"грани" этого мира). Поэтому эти люди
отзываются на пароль "Крапивин". Так их
можно находить. Но это не значит, что они
интересуются всем остальным только в той
степени, в какой это "остальное" задевается
творчеством ВПК. Конечно же, мы обязательно будем
заниматься всем, что связано с Крапивиным, потому
что всем нам это действительно интересно и важно,
потому что ВП сильно повлиял на нас и продолжает
влиять, потому что ему есть, что сказать, а нам
есть, чему у него поучиться, потому что это самая
явная область пересечения наших интересов и
потому что некоторыми "прозаическими"
делами кроме нас просто некому заняться...
Но неправильно утверждать, что любая сфера наших
интересов, любое направление возможной
совместной деятельности обязательно связаны или
должны быть связаны с творчеством К, должны
отталкиваться от него. Я не прав?
В>> Ты совершенно прав. Я думаю, что после
твоего комментария для стороннего читателя
станет более очевидной мысль о том, что "охват
творчества ВП" - не главное для клуба. Мне
кажется, что анализ творчества ВП - это лишь
следствие определённой ментальности людей,
собранных в клубе.
Переиначив старую пословицу, можно совершенно
справедливо заметить: "Скажи мне, какие у тебя
любимые книги, и я скажу тебе, кто ты."
Посмотрите списки Ю. Кривенкова. Как удачно
заметил Равель, "их интересно просматривать на
совпадения и антисовпадения [со своим
выбором]". А Юра сказал, что "Кривенков хотел
сказать о книгах, а получилось - о людях..." И эти
совпадения и антисовпадения тоже могут многое
рассказать. В том числе и о струнах, "которые
задеваются в душе читателя" (Дима Ватолин),
которые "отзываются на разные грани этого
[Крапивинского] мира" (Юра Никитин).]
...Все мы разные. Вам может нравиться всё-всё-всё, связанное с Крапивиным. Могут нравиться отдельные произведения. Но, если даже нравится всё, наверное, что-то конкретно нравится больше - может даже неосознанно, подсознательно. Всё зависит, конечно, от пристрастий и наклонностей людей.
Два года назад я сделал подшивку из пяти повестей ВПК. Неожиданно для меня она явилась своеобразным тестом для тех людей, которым я давал её читать. А повести были следующие: 4-я и 5-я из повестей про Джонни, "Сандалик", "Оранжевый портрет" и "Флаг-капитаны". Очень интересны результаты этого "теста":
- Одному человеку понравились больше всего "Сандалик" и "Флаг-капитаны". Почему? В них действует сам писатель. Автобиографичность. В них наиболее хорошо показано, как завязывается тоненькая ниточка между мальчишкой - маленьким человечком - и взрослым. Взрослый и ребёнок. Командорство. (Очевидно, что командорство и автобиографичность очень сильно связаны.)
- Другой, по натуре весёлый и общительный, добрый и отзывчивый человек, правда, из-за этого (?) немного безответственный, выбрал повести про Джонни. Безусловно, они в чём-то похожи.
- Третий высказался за "Оранжевый портрет". Впрочем, сам того не понимая, он похож на Фаддейку - с той же мечтой в сердце.
...Но нас объединяет одно - мы неравнодушны к творчеству Крапивина. Чтобы помочь вам найти друг друга, я попытался выделить нечто общее в людях, которым нравится творчество ВП. Я попытался проанализировать, чем оно может нравиться тем или иным людям. Наверное, несколько наивно я выделил "грани" творчества - наиболее яркие на мой взгляд, более-менее независимые пласты. Конечно, анализ мой несовершенен, очень многое не сказано (например, в силу ограниченности объёма статьи) и, видимо, будет сказано на страницах ТС позже (если вам это будет интересно).
Чтобы наиболее понятно изложить свои мысли, я буду описывать иногда типажи - людей, у которых наиболее отчётливо выражено понимание той или иной "грани". Может быть, этих типажей и нет в чистом виде на свете - ведь в каждом человеке "всего понемногу замешано". Творчество нельзя расчленить на отдельные кусочки; нравится оно, конечно, во взаимосвязи. Но мне кажется, что человек индивидуален, и у него, наверное, бывают свои какие-то индивидуальные струнки. Может быть, тогда совсем не имеет смысла говорить о "типажах" - потому что все мы разные. Я думаю, что такое (чисто условное!) деление позволяет найти друг другу человека, более близкого, чем взятый наугад человек из клуба "Лоцман" (Который, быть может, написал в клуб просто от скуки [Скука и одиночество - разные вещи!], от нечего делать и т.д). Я железно уверен, что многих типажей я просто не заметил - я общался только с маленькой частицей людей, знающих творчество К.
"Грань" - это возможный подклуб, где объединятся люди с близкими интересами.
...Может быть, подклубы и не возникнут.
Я только хочу сказать, что Юра и Равель вдвоем не справятся со слишком обширной темой и, во-вторых, они сами заведомо отбирают информацию, интересную только им, и никак не уделяют внимания информации, связанной с отражением других граней творчества ВП, не интересных им, но интересных другим.
Я только хочу сказать, что если кто-то чувствует особый интерес к какой-то отдельной области, если таких людей набирается много и они объединяются , то это было бы здорово. Если кто-то чувствует в себе силы взять руководство(?), координацию(?) этой области на себя, это замечательно. Подклуб - это лишь формально, условно, т.к. все мы - члены одного клуба. Но без вашей поддержки клуб просто развалится!..
Подклубы могут устраивать собственные сборы. По моему мнению, именно в подклубах люди найдут именно то, что им интересно, что им нужно, и шансов собраться вместе у подклуба больше, чем у всего клуба. Может быть, общение с другими членами клуба будет менее интенсивным (например, за отсутствием необходимости).
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
Русская
фантастика -> Писатели
-> Владислав Крапивин
->
Журналы -> Альманах "Та сторона"