Альманах "Та сторона"
С. Уткин. Фрегат Штандарт Содержание выпуска 14 А. Корягин. Музыка "Рыцарей Сорока островов"

Мнения

Крис Акаяки
(г. Москва)

Нам песня плакать и ныть помогает

 

Речь у нас пойдёт о песенной культуре комунарских и т.п. кругов. Необходимо заметить, что всё, что будет написано в этой статье, есть сугубо моё личное мнение, которое, как я предполагаю, вызовет массу несогласий, но тем не менее не высказать его не могу, потому что наболело.

Ни для кого не секрет, что песня всегда была верным другом и попутчиком людей, уходивших в походы, экспедиции, собиравшихся вместе, будучи связанными какой-то единой целью. Многие песни на сборах и слётах звучали как пароль. Известно всем также и то, что наиболее соответствующими по тематике, наиболее близкими по духу для таких людей были песни, которые принято причислять к разряду авторских (бардовских). Но, к сожалению, всё чаще ловишь себя на мысли, что уровень песенной культуры в наших кругах существенно опустился, и процесс дальнейшего опускания продолжается. Попробую эту мысль пояснить.

Первый аспект, может быть, несущественный, но всё же достойный упоминания. Довольно низок профессионализм людей, исполняющих песни на кругу. Чего там, профессионализм - дело наживное, и мешают его нажить обычные человеческие пороки: лень и упрямство (а чё это он мне тут указывать пытается, что самый крутой, что ли; я и сам-сусам). Я вовсе не пытаюсь сказать, что человек, у которого проблемы со слухом, голосом и чистотой извлечения звука на инструменте, должен выпасть в осадок, и навсегда забыть, что такое гитара. Нет, и ещё раз нет. Но мне совершенно непонятны люди, которые принципиально не хотят учиться играть и петь лучше, чем они это сейчас делают.

Впрочем и пусть бы не хотели, если бы не лезли со своим "умением" на круг. По-моему, если человек взялся за что-то, то нужно стремиться достигнуть в этом определённого уровня. Я вовсе не утверждаю, что каждый поющий в кругу должен обладать голосом Иосифа Кобзона и играть на гитаре, как Алексей Иващенко или Константин Тарасов, но определённая минимальная планка тоже быть должна.

Я также вовсе не призываю, как это делают в ЦАПе, чморить всех, кто не умеет хорошо исполнять песни. Обычно моё отношение к таким людям обратно пропорционально их самооценке. Тем, кто уверен, что медведь им наступил на ухо на всю жизнь, и лучше будет, если они будут петь для себя, заперевшись в ванне, хочется объяснить, что и слух и голос можно развить, а научиться нормально играть на гитаре вообще раз плюнуть. Совершенно по-другому относишься к человеку, который выучил 3-4 песни и уже рвётся продемонстрировать свою "крутость" на круг. Ещё раз подчёркиваю, что это, конечно, не главное, но всё-таки плохо исполненная песня воспринимается совершенно по-другому, тем более, что среди слушающих и подпевающих людей с нормальным слухом обычно немало.

Второй аспект, уже более существенный, хотя тоже не главный. Очень часто людям из разных отрядов, клубов, тусовок трудно петь многие песни вместе из-за того, что у них они поются по-разному. Абсурдны, конечно, те случаи, когда отряды разругивались из-за того, что у них по-разному поют "Вечер бродит по лесным дорожкам...". Что значит "поют по-разному"?

Как человек, занимающийся авторской песней почти профессионально, считаю, что нормально, когда варианты различаются манерой исполнения, какими-то гитарными ходами, на худой конец, гармонией, но совершенно ненормально, когда они различаются по собственно мелодии и ритму. Но тогда неизбежно возникает вопрос, а какой же вариант считать правильным. Предлагаю правильной считать мелодию и ритм, предложенные автором, выразив таким образом уважение к последнему. Если вы исполняете песню, написанную человеком, по-моему, проявить уважение к нему было бы правильным.

Третий аспект, уже куда более существенный. Не всякая песня хороша в данный момент, и не во всякий момент хороша данная песня. Уже давно в системе стало актуальным такое понятие, как "запевание" песен. Ну посудите сами, могут ли песни "Колыбельная для брата", "Предательство", "Нас осталось мало" и т.п. восприниматься по-старому, будучи исполняемыми по несколько раз на дню, на каждом углу, включая автобусы. Особенно страдают от этого мемориальные песни, которые просто-таки ни в коем случае нельзя петь слишком часто ("Голубая стрела", "Поверь мне, в таверне...", "Растаяла жизнь, как маленькая снежинка..." и пр.).

Убогость же текстов многих песен, постепенно входящих если не в общесистемный, то по крайней мере в репертуар некоторых играющих и поющих.

Ты ведь знал, ты ведь знал,
Что мне надо, что мне надо,
Но не дал, но не дал,
Что я хошь...

Ёжен фиг!!! И это поёт филолог!!! Даже если оставить в стороне вопрос о тематике подобных песен, возникает чувство глубокого сожаления за "великий и могучий" русский язык.

Впрочем, сама тематика песни тоже заслуживает критики. Мишка Кожаринов не раз повторял, что испытывает некоторые затруднения при ответе на вопрос: "А считаешь ли ты себя коммунаром?", и что его ответ зависит от того, кто, собственно, его об этом спрашивает. Перед теми "коммунарами", преимущественно женского пола, которых коммунарство наградило прежде всего синдромом "розовых очков", хочется от коммунарства откреститься. Это я к тому, что тематика вышеприведённой и им подобных песен привносится как раз такими людьми.

И вообще, среди неформально-педагогических кругов дофига моральных мазохистов (опять-таки преимущественно женского пола), которым для нормальной жизнедеятельности просто необходимо ощущать страдания. Вот они и пытаются выражать их через песни, полные слюней и инфантильной слащавости.

Впрочем, процесс этот довольно объективен и на более глобальном уровне. Авторская песня, которая ещё несколько лет назад могла восприниматься как движение, теперь вырождается в массовую культуру и тем самым сближается с эстрадой. Мне подчас бывает интересно, слыша какую-нибудь незнакомую песню в системе, а это что эстрада, или таки тоже авторская песня?

Четвёртый аспект, последний и наиболее спорный. Ещё раз подчёркиваю, что высказываю своё личное мнение, совершенно не претендуя на истину в последней инстанции. Всё чаще в репертуарах клубов, отрядов и т.д. появляются песни из других стилей: "underground", "heavy metal" и пр. Грустно это. Понятно, что для определённой категории людей рок является гораздо более близким способом выражения своих мыслей и излияния своей пассионарной энергии, но как поёт один малоизвестный бард:

Важно, чтоб для души,
А не только для горла.

Впрочем, стиль - это ярлык. Многие песни могут восприниматься, в зависимости от исполнения, как относящиеся к тому или иному стилю. Например, бывший гимн киевского "Лунного пламени" Т.Кертиса в исполнении Вани Иостмана или, извиняюсь, в моём - вряд ли может быть воспринят как рок. В свою очередь, "Солдатов Киплинга" Кукина в исполнении того же Кертиса непосвящённый человек никогда не воспримет как авторскую песню. Однако, всё чаще слышимые в нашей среде песни Егора Летова и иже с ним вызывают исключительно чувство бешенства, так как являются символом и без нашей помощи прогрессирующей панк-культуры, с которой я лично в силу своих педагогических способностей буду активно бороться...

Эх, не всё я написал, что хотел. Жаль, но когда тобой двигают эмоции, очень трудно грамотно уложить их в слова. Но пожалуй, больше я из себя связных мыслей выжать не смогу.

 

С пламенным приветом, КРИС,
(или, если хотите, С. Тишин)

 

 

К началу страницы
С. Уткин. Фрегат Штандарт Содержание выпуска 14 А. Корягин. Музыка "Рыцарей Сорока островов"

Русская фантастика -> Писатели -> Владислав Крапивин
                                       -> Журналы -> Альманах "Та сторона"


Русская фантастика -- Премии и ТОР | Писатели | Фэндом | Журналы | Календарь | Книжная полка | Ссылки

(c) Ю.Никитин (гл. ред.), Р.Ахметшин, Д.Ватолин, О.Логачев, 1999
(c)Рисунок Е.Стерлиговой, 1985
(c) HTML-версия К.Гришин, 1999
Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещается.