Инна АЛЕКСАНДРОВА
Без романтики - что за детство?
Иногда, когда тебе совсем плохо и кажется, что нет уже в
жизни просвета, случается невероятное. Становятся реальностью
самые любимые детские сказки. Так случилось и в пятницу. День,
казалось, с утра не задался. Но в полдень в редакцию пришел
человек, которого многие дети 70-х назвали бы богом, ну
полубогом-то уж точно. Владислав Крапивин. Создатель знаменитой
"Каравеллы". Писатель, "ожививший" героев своих книг. Человек,
утверждающий, что без романтики нет детства.
Однако практичные журналисты были ближе к реальности, чем
к романтике. Они все искали суть и корни движения "Каравеллы".
Пытались услышать ответ на вопрос: "Создание отрядов
"Каравеллы" - это попытка два раза войти в одну и ту же,
пионерскую, воду?"
- Дело не пионерском галстуке, - отвечал
писатель. - Хотя традиция сама по себе не так уж и плоха.
Дело в организации. А в пионерской организации было много
хорошего. Были правила, которым ребенок мог следовать вместе со
взрослым, было товарищество, было единство, было ощущение прочной
стены за спиной, опоры, дружеского плеча. Все это разрушили. А
что ребенку дали взамен? Вот и оказались они на улице
неприкаянными.
Мы создали коллектив, где подростки смогли почувствовать себя
полноценными людьми. Это главное достижение "Каравеллы".
Равноправие - это наше правило. Когда никто и ни на ком не
испытывает, не демонстрирует силу, то человек распрямляется,
словно крылья расправляются у него за спиной.
Хотя не надо идеализировать "Каравеллу". Были у нас и провалы, и
неудачи. Мы не искали рецептов счастья на все случаи жизни, не
стремились найти панацею от всех бед. Мы просто жили. И работали -
строили парусники. "Каравелла" воспитывала ощущение
требовательности к себе, к жизни, к товарищам - в этом ее главное
отличие от многочисленных двойников. Песни у костра, галстуки,
походы - это лишь внешний антураж. Чувство товарищества рождается
в совместном труде. Хотя без романтики нельзя. Без романтики что
за детство?
- Не считаете ли вы, что из гнезда "Каравеллы" подростки выходят
в мир незащищенными, неадаптированными к реальности. Может быть,
мир "Каравеллы" - это иллюзия?
- Не надо адаптироваться к реальности. Надо ее менять. Что может
дать она сегодня массе детей? Пикассо? Балет "Щелкунчик"?
"Маленькие трагедии" Пушкина? Какую ценность увидит в них
ребенок, если он не знает радости творчества, радости душевной
работы? Этому надо учиться.
И иллюзии сами по себе не вредны и не опасны. И театр, и
живопись, и поэзия - все иллюзия. Каждый выбирает иллюзию по себе.
Люди со слабой душой выбирают просто кайф. Он не требует никакой,
в том числе и душевной, работы.
- Последние ваши книги стали несколько жестче и менее романтичны.
Что произошло в вашей жизни?
- Произошла жизнь. Творения всегда определяются жизнью. Для всех.
Конечно, если ты не сидишь изолированный от мира в башне из
слоновой кости и видишь все ее горести. Даже если ты пишешь
розовые сказки, они все равно про жизнь.
Иногда не находишь слов. Как объяснить молодым, что наркотик для
них - чума? У них своя железная логика. Они говорят, что
виртуальный мир лучше настоящего, но серого. Какие слова можно
этому противопоставить? Не знаю таких слов. Знаю, что живой
мир лучше.
- Что такое для вас счастье?
- Согласен с высказыванием, что счастье - это когда "все дома и все
спят". Когда хорошо твоим родным и близким. И нет тревог. Самому
мне не так уж много и надо. Основа для счастья - семья - у меня
есть. И человек я, наверно, счастливый.
Некоторые итоги - серьезные и не очень - визита Владислава
Крапивина в наш город. Писателю и организаторам поездки
(межрегиональное общественно-политическое движение "Западная
Сибирь") поступило несколько интересных предложений:
1. Написать историко-художественный путеводитель по Тюмени
(Наталья Решетникова, телекомпания "Паралакс").
2. Поставить спектакль по мотивам книг В.Крапивина (ребята из
театральной студии клуба "Дзержинец").
3. Создать видеофильм - неспешный и подробный - о старой Тюмени с
комментариями В.Крапивина (Виктор Немчинов, директор СШ N 25).
Будет здорово, если действительно удастся реализовать эти
интересные идеи.
Впервые, по признанию Владислава Крапивина, он выступил в роли
экскурсовода; встречался с читателями в подростковых клубах,
библиотеках, школах и на берегу Андреевского озера; раздал более
ста автографов и один раз получил по шее - это скауты спасали
писателя от комаров, используя всевозможные подручные средства, в
том числе и книги. Писатель не обиделся, но заметил: "Догадывался,
что книжки у меня тяжелые, но не думал, что до такой степени".
И еще несколько слов от Владислава Крапивина:
- Я приехал, к сожалению, на очень короткое время. Жизнь
суматошная, ощущение вечного цейтнота. Но с какими добрыми и
талантливыми людьми судьба дала возможность познакомиться в эти
два дня! Я говорю о молодых журналистах, с которыми мы ездили на
экскурсию по городу, встречались в редакциях, на телестудиях. Я
увидел удивительное, по-новому интересное, талантливое поколение
людей, преданных своей профессии, людей, которым интересна жизнь
во всех ее проявлениях. Дома буду смотреть видеопленку, смотреть
газеты и вспоминать наши встречи. Я рад, что есть новое, отличное
от нашего и по-своему замечательное поколение журналистов, на
которое все мы можем возлагать самые крепкие и светлые надежды.
Спасибо вам!
"Я снова дома." Снимок сделан на том месте, где стоял дом писателя
|