Скоро лето. Это — паруса
С распадом СССР мы потеряли часть "красных" дней календаря. Приобрели новые, можно сказать, "белые". А в екатеринбургском подростковом отряде "Каравелла" весной есть свой праздник. Он не отмечен красным ни в одном календаре, но "каравелловцы" в этот день выстраиваются на торжественную линейку, под гулкий барабанный марш вносят свои знамёна. В високосном 1996 году этот праздничный день весеннего равноденствия пришелся на 20 марта. Еще пару дней солнышко раскачивалось в равновесии дня и ночи, а затем уверенно стартовало к лету. А лето — это... Лето — это паруса. В день весеннего равноденствия "Каравелла" празднует начало подготовки к летней парусной практике. Как солнцу с этого момента уж не повернуть к зиме обратно, так юные яхтсмены твердо держат курс на белокрылый полет парусов над волнами Верх-Исетского водохранилища. За 35 лет жизни отряда никакие политические бури ни разу не сбили их с избранного курса: "Каравелла" верна парусам. Эту любовь к летящим над волнами судёнышкам, всегда сделанным своими руками, передал ребятам их почетный Командор, писатель Владислав КРАПИВИН. С ним моя беседа.
— Итак, что для вас, Владислав Петрович, паруса?
— Если каждая эпоха имеет свои символы, то в новых условиях символы традиционные, которым верен всю жизнь, всё-таки изменяются, хотя бы меняют эмоциональную окраску. Для меня паруса сегодня — это уход из нынешнего... кхм, такого-то мира, это в нём последнее светлое пятно. А вообще-то паруса для меня всегда были и остаются символом романтики, бескорыстия, молодого восприятия жизни.
У меня на подоконнике стоит метровая модель парусного судна. Мне нравится смотреть на неё на фоне заката, лёжа на диване (люблю, грешным делом, это общественно полезное занятие). В темнеющем небе между снастями пробирается молодой месяц, похожий на кораблик, а иной раз на верхушку мачты сядет белая звезда Юпитера, похожая на топовый огонь... И я уношусь в воспоминания о детстве, когда складывал бумажные кораблики, и вспоминаю молодые годы, когда в "Каравелле" строил с ребятами первые настоящие яхты; грезятся и недавние лета с двухмачтовыми кечами, на которых "каравелловцы" ходят по сей день...
— Наша флотилия (для незнакомого читателя: автор сей беседы вот уже ровнёхонько 15 лет числится в "Каравелле", имея морское звание "флагман" — почти "адмирал"), так вот, наша флотилия всегда привлекает внимание, выделяясь на верх-исетской воде; но не кажется ли вам, В.П., что в окружающем нас горноуральском пространстве всё больше становится и других парусов?
— Не кажется. В смысле — не мерещится. Это не привидения — паруса в екатеринбургских водах, и число их растёт. Только на Верх-Исетском водохранилище ходят под парусами детские флотилии "Каравелла", "Бригантина", "Цунами"; рассекают волну большие, "взрослые" крейсерские яхты городского яхт-клуба... Радует и греет душу то, что наш город, расположенный в середине Европейско-Азиатского континента, становится морским.
А в окрестностях Екатеринбурга уже не первый год проводится международная парусная регата "ЯВА-Трофи". Я вообще-то не спортсмен, и на озеро под Верх-Нейвинском (Новоуральском), где проходит регата, как-то не удалось выбраться ни разу, но с удовольствием смотрю по телевизору, всей душой там и болею за наших, уральцев, что заявляют о себе в соревнованиях высочайшего класса. Насколько я знаю, Международный парусный союз включил "ЯВА-Трофи" в Мировой перечень рейтинговых соревнований, присвоив нашей регате уже вторую категорию — выше в России нет, выше только чемпионат мира и Олимпийские игры. И ничего, что уральские экипажи пока не входят в первую десятку, — посоревновавшись наравне с чемпионами мира — австралийцами (которые, говорят, приедут к нам в августе), наши яхтсмены, я верю, еще поднимутся на мировой пьедестал почёта.
— Ваши бы слова да Богу в уши... Что ж, будем надеяться на победный финиш земляков. Тем более что настроены они по-боевому: президент Уральской яхтенной ассоциации Юрий Крюченков пообещал непременно выиграть регату-96. Если она, конечно, состоится. Ведь её дальнейшая судьба как любого сегодня благого начинания зависит от успехов в работе спонсора — для регаты это екатеринбургская корпорация "ЯВА", породившая эти соревнования и оплачивающая все расходы, — ведь ясно, что тощий областной бюджет не раскошелится на такую дорогую "игрушку". Есть, правда, оригинальный способ, которым наше областное правительство может помочь: не мешать корпорации "ЯВА" зарабатывать средства на регату.
— Я думаю, в большей степени, чем от областного руководства, судьба регаты зависит от руководителей корпорации "ЯВА". В конце концов никто не обязывал их оплачивать эти высокие, но и дорогостоящие соревнования. Вспоминаются прошлые разговоры яхтсменов с некоторой ноткой зависти: мол, наиграется Язев — и бросит, два года подряд не вытянет. Я смотрю, пятый год Валерий Афонасьевич удерживает на своих плечах этот груз материальной и моральной (за марку всего Урала!) ответственности.
— Похоже, президент корпорации "ЯВА" В.А.Язев заслужил медаль "300 лет Российского флота", не так ли?
— Не знаю, утешит ли его такая медаль, но считаю, что не надо освящать парусную регату юбилеем, который связан в основном с ВМФ. Яхты — не военный флот, а "ЯВА-Трофи" вообще олицетворение мирного содружества разных стран. Хотя, если говорить о юбилеях, то Пётр Первый вместе с военным создал и яхтенный флот. Был такой его указ: всем богатым людям строить малые суда, приучаться к плаваниям. И строили, и называлось это — Невский флот. И ботик его, Петра, используемый на юбилейных картинках, можно считать яхтой: по-современному он — парусный тендер, т.к. имеет гафельный грот, а также стаксель и кливер. У меня на полке, рядом со старинными морскими книгами, стоит точнейшая модель петровского ботика, исполненная Георгием Александровичем Архиповым, отставным морским офицером. Смотрю я на эту модель (лёжа на диване, естественно), любуюсь, как весеннее солнце играет на лаковых бортах, и мечтаю: скоро лето, скоро — паруса...
“Уральский рабочий” (Екатеринбург), 1996, 9 апреля.
[Рубрика “Интервью с мечтой во взоре…”]
Беседовал Сергей КАЗАНЦЕВ
© "Уральский рабочий", 9 апреля 1996 г.