Крапивин остается Командором
Учительская газета 33 от 18 августа 1998
О.В.Мариничева:
Одно из открытий детского писателя Крапивина состоит в том, что в своих книгах он создал совершенно особый, очень часто фантастический образ Взрослого, который способен пересекать миры, переходить из одной реальности в другую только потому, что его вызывают терпящие бедствие дети.
И словно в подтверждение этого непреложного закона тексты и образы Крапивина
воплотились, материализовались в самой жизни, в судьбах реальных детей - отрядом
"Каравелла" в Екатеринбурге Крапивин руководит уже почти сорок лет. Командором
его назвали сами ребята. Его книги расходились миллионными тиражами, когда у
детских журналов еще были такие тиражи. И, что самое удивительное,
"тиражировался" его собственно педагогический опыт в десятках аналогичных
"Каравелле" объединениях по всей стране. Я знаю всего лишь три примера такого
воплощения, прорастания художественного текста в жизнь, когда сам текст
становится уже не просто текстом, но моделированием жизни. Вот имена этих
авторов: Аркадий Гайдар, породивший своей повестью "Тимур и его команда"
многомиллионное детское движение. Джон Роналд Толкиен, на основе книг которого
возникло массовое молодежное движение толкиенских игр и у нас, и на Западе. И
- Владислав Крапивин, по книгам которого вот уже четвертое десятилетие
энтузиасты создают "крапивинские" отряды. Парусный спорт, фехтование, журналистика,
морская форма с аксельбантами и высокие барабаны - вот чисто внешние атрибуты
этих объединений. Ну а внутри -отвага, совесть, честь. Законы чистые и звонкие,
как клинок.
Но методисты всех времен и мастей зря бились в поисках какой-то особой методики
Крапивина. Может, потому, что тут мы имеем дело не просто с педагогической
практикой, а неким новым явлением: сцепкой, симбиозом текста и жизни. ...А
может, просто потому, что это - тайна. Мой первый очерк о Крапивине десять лет
назад в "Комсомолке" так и назывался: "Тайна Командора". Но и тогда, и сейчас
первое впечатление от встречи с ним было... горьким разочарованием. Я просто
забыла тот давний урок.
У памятника на площади в центре города меня ждал вполне респектабельный мэтр с
тросточкой, знаменитый детский писатель, почетный гражданин города, лауреат и
прочая, прочая... Весь путь к его дому мы вежливо томились в светском
разговоре
о здоровье, о недавнем его переезде, даже (о ужас!) о погоде... Было похоже,
что вся его романтика куда-то выветрилась, испарилась, выродилась, что вполне
созвучно "новому времени"... Лишь со временем, прокручивая в голове
"видеозапись" нашей встречи, я откопала какие-то детали, случайные словечки,
интонации, которые привели меня к мысли, что Командор, как всегда, лишь хитро
замаскировался под "своего" в нашем обыденном, взрослом мире.
На стенах его кабинета, вполне замаскированные под обычный интерьер, висели
изумительные полотна его друга-художника с косо летящими парусами и мерцающим,
фантастически разноцветным морем. Тут же - коллаж из детских рисунков, а рядом
-
фотоколлаж с множеством пацанячьих лиц - с той особой светлой печатью на них,
по которой сведущие люди сразу же распознают "крапивинских детей", есть в
природе такая порода. Оказалось - это прототипы всех главных героев книг
Крапивина. Они с ним рядом и в тексте, и в жизни.
Так вот, Крапивину и впрямь, как одному из взрослых его героев, - "всегда
двенадцать". Возраст его мальчишек в "Каравелле", возраст героев его книг и -
его самого. Оттого-то скрытность, сдержанность Крапивина - это не сакральное
умолчание посвященного, мага или колдуна, а скрытность именно мальчишеская,
когда о самом главном предпочитают молчать друг с другом и даже сами с собой.
Куда важнее просто, к примеру, стругать доски для мачты и крепить парус, чем
языком болтать. (В отличие от обычных яхтклубов, все парусники в "Каравелле"
сделаны своими руками по чертежам Командора). Философствование, запойное
общение придут позже -к 15-17 годам. Вот и от Крапивина никаких откровений вы
не дождетесь. (Хотя он как-то и проговорился, что верит в существование и
параллельных миров, и в то, что все, происходящее в его фантастических книгах,
"так и есть на самом деле"). Я веду речь о реальном, личностном, а не
биографическом возрасте. У каждого он свой и практически, как я заметила, не
меняется всю жизнь. Кому-то "всегда двенадцать", а кому -и в детстве "всегда
сорок".
...Ну вот, а теперь, когда я, как могла, хоть немного распутала "тайну
Командора", я готова просто включить запись нашей беседы. Но я считала своим
долгом предупредить читателя, что этот степенно размышляющий о социальных
проблемах мэтр детской литературы не так-то прост, и вовсе не шестьдесят лет
ему исполняется нынешней осечью, а, "как всегда, двенадцать". Поздравляем!
(ОМ) Владислав Петрович, с нашей первой встречи прошло десять лет. Сменился строй. Мы очутились в какой-то другой стране. Есть ли у вас читатели уже в новом, постсоветском поколении ребят? Существует ли вообще у вас сейчас обратная связь с читателем? И каковы ваши личные творческие перспективы?
(ВК) Ну какие сейчас перспективы... Я ведь, к сожалению, не Михаил
Афанасьевич Булгаков, чтобы пятнадцать лет писать один роман, зная, что его не
напечатают. Я когда пишу, то должен видеть перед собой перспективу публикации.
Не потому, что мне надо обязательно напечататься и получить деньги, нет -
просто необходимы выход к читателю, общение с ребятами. А перспектив таких
фактически сейчас нет. Журнал "Пионер", по сути, прекратил свое существование.
"Уральский следопыт", где я также постоянно печатался, имел тираж почти
полмиллиона, и сейчас у него тираж три с половиной тысячи.
(ОМ) А какие изменения произошли в "Каравелле", как на жизни отряда сказались новые времена?
(ВК) Я вообще удивляюсь, что нам уже тридцать семь лет. Ни империя Наполеона, ни третий рейх столько не жили. И живем мы вроде нормально. Ребята постоянно ездят в "Орленок", в "Артек" на юнкоровские смены, публикуются очень активно в "Пионерской правде", в том же хиреющем "Пионере", в агентстве "Юнпресс". Ну а от чиновников отбиваться нам не привыкать - что в советские времена, что в постсоветские. Я, кстати, сделал открытие: жанр склочных жалоб абсолютно не зависит от политического строя. Те же лексика и стилистика. Они что, на курсах особых учатся? По-прежнему идут "сигналы", что дети в отряде хулиганят, на газоны льют химикаты (сроду их у нас не было), мусорят в подъезде... Но осложнилось дело тем, что я больше на свои гонорары не могу содержать отряд. "Каравелла" вошла в объединение детских организаций Кировского района "Социум", нам выделили ставки инструкторов, но в ответ требуют всякую дурацкую отчетность -например, по наполняемости кружков. Мы им говорим: у нас вообще нет кружков, у нас совсем другая методика, а они твердят: "у вас неправильная методика!" Я им объясняю, что неправильная методика эта разработана
тогда, когда, простите, вас еще на свете не было, а вы нас сейчас будете учить, как строить парусники, как проводить летнюю парусную практику, как спортивное фехтование организовать... Или заявляют: "Вы должны быть платной организацией, дети, которые к вам приходят, должны платить деньги". Ну тут уж приходится открытым текстом говорить, куда эти методисты должны идти... Ибо это уже полнейшее извращение. Выходит, что членство в детской организации зависит от толщины папиного кошелька, а не от личных моральных качеств.
(ОМ) Вы всю жизнь боролись с формализмом в пионерской организации, с муштрой и шагистикой. В этом году школу закончили последние из могикан - те, кого приняли в пионеры в последний год существования Всесоюзной детской организации. Как вы оцениваете факт ее отсутствия в жизни нынешних ребят?
(ВК) Дело в том, что пионерскую организацию нельзя было оценивать однозначно. Это ведь сейчас принято изображать пионеров, как совершенно деревянных мальчиков и девочек с оловянными глазами, которые маршировали под барабан, салютовали, ходили с речевками и смотрели в глаза завучу. Но это ведь была очень сложная организация. Где-то - просто часть школьной структуры для повышения успеваемости, но где-то были и прекрасные отряды, акции интереснейшие, масса всяческих дел, столкновение мнений... Был же "Орленок", тот же журнал "Пионер", были походы, лагеря, костры и это ощущение товарищества внутри отрядов, когда ребята чувствовали, что за ними есть прочная стенка, на которую можно опереться, есть друзья, есть локоть, есть сообщество, где тебя не обижают, где не будут дразнить, не будут третировать за то, что ты беднее, слабее, некрасивее...
Абсолютной безграмотностью было счесть пионерскую организацию "политикой". Я не помню, честно говоря, отрядов и дружин, где искренне и на всю катушку ребята горели бы "преданностью коммунистической партии и делу Ленина". Эти декларации были чем-то декоративным, как вывеска. А за ними стояли обычные ребячьи дела - игры, сборы, походы, вечера, интересные встречи, ребячьи спектакли, ребячьи газеты, и, между нами говоря, до лампочки им был Владимир Ильич с его идеями. Сейчас это все похоронили, в силу неумения и глупости, а то, может, и сознательно. Ведь когда вместо сообщества ребячьего растет быдло, то им управлять легче. Растет криминальное поколение - что ж, его можно пересажать в тюрьмы. А зачем столько людей держать на свободе? Безработных и так хватает. Кто сейчас нужен властям? Сама власть и обслуживающий ее персонал. Остальные-то
не нужны, от них только забастовки и неприятности. Зачем властям столько грамотных? Гораздо проще сделать их болванами и невеждами. Грамотными станут ее мальчики и девочки, которых папы и мамы заблаговременно отправили в английский колледж или престижный лицей...
(ОМ) Вспоминаю теперь уже классических героев ваших книг в 60-80-е годы, которых так и называли: крапивинские мальчики, маленьких рыцарей и бунтарей, отважных и благородных, бросавших вызов "тем, которые велят", причем не только злым и агрессивным взрослым, но и всей Вселенной, самому мировому злу... Так вот, мне часто приходится слышать, что эти образы устарели, что вообще на место романтичных "Мальчишей-Кибальчишей" пришли юные "буржуины", "Мальчиши-Плохиши", юные изнесмены и торговцы, с цепкими корыстными интересами, с младенчества мечтающие только об обогащении... Что вот они-то и есть настоящие герои нового времени, теперь ведь вся жизнь другая и требует совсем других героев.
(ВК) Эта "другая жизнь"-то - в основном сейчас поганая, а в том, в чем стала она лучше, - так это заслуга как раз тех вот героев, которые якобы "устарели". Кто считает, что этот тип героя устарел? Те, видимо, которые его боятся. А какой тип героя нужен сейчас? Образ мальчика, который начинает успешно торговать булавками и становится миллионером? А совесть, честь, товарищество? Преданность друзьям, я уж не говорю о преданности стране. Но хотя бы тому сообществу, в котором ты живешь. А высший-то смысл жизни какой? Задумаются об этом прежде всего те, кто читает. А не только просиживает дни напролет за компьютерными играми.
(ОМ) Боюсь, многие сочтут вас банальным идеалистом. Я-то и приехать к вам решила после того, как в центральной печати, а также в Интернете появились материалы, молодые авторы которых разоблачали ваш романтизм - теперь уже, в отличие от партийно-официальной критики советских времен, с новых позиций, которые я бы назвала "просвещенным бюргерством", с точки зрения все того же обываетля, только получившего в в новые времена статус прогрессивного, спасительного для Отечества представителя идеологии "среднего класса", почему-то тождественного в наши глазах победному, наступательному, агрессивному мещанству. В глазах этих авторов вы - весьма опасный представитель ненавистного им "совкового" подвижничества, постыдного альтруизма бескорыстия... И детей настраиваете на эту обреченную, несчастную судьбу...
(ВК) Ну а что тут удивительного? Если сам Макаренко объявлен маньяком и педофилом - читали в "Комсомолке" Сергея Рыкова статью? Человек жизнь положил, чтобы спасти тысячи пацанов, оказывается, за этим стояли какие-то порочнье склонности?! Знаменательная фраза автора: "...даже простой текстологический анализ позволяет с высокой степенью вероятности утверждать, что вся его система воспитания строилась именно на этих основаниях..." Где, какой "анализ"? Я перечитываю тома Макаренко десять раз... В общем-то, "текстологический анализ" любой книжки может позволить сделать все, что угодно если тебе надо. Можно и Пушкина так объявить каким угодно "маньяком". Кстати, недавно в той же "Комсомолке", нами с вами когда-то любимой, была заметочка "Кто как живет, тот так и умирает" - о разных исторических личностях, и в ней опять: "Антон Макаренко - педагог, создатель системы перевоспитания детей-правонарушителей в колониях, фактически тюрем для подростков, скончался, торопясь на собрание, где его должны были принять в партию"... Не знаю, когда он туда так уж торопился, знаю, что он умер на платформе электрички от сердечного приступа. Но ничего себе
"тюрьмы" он создал, главным наказанием в которых было... изгнание из этой "тюрьмы"! В статье из Интернета, которую вы мне показали, небезызвестный мне молодой педагог Дима Кертес (это, кстати, его вымышленное имя), выгнанный когда-то, и за дело, из "Каравеллы", сводит с отрядом счеты теми же
бездоказательными методами. Так же, как и неизвестный мне Дима Быков разоблачает в "Новой газете" ненавистных ему подвижников в педагогике, обозвав их всех скопом "сектантами". Ну что делать-судиться с ними? Всерьез вступать в полемику в печати? Да недостойно это, они ведь только того и ждут: заработать пусть скандальную, но славу. У меня складывается впечатление, что
преднамеренно, хоть, может, и на уровне подсознания, растет кампания дискредитации детского, подросткового, юношеского движения и их лидеров. Если человек работает с детьми, не получая за это зарплату, значит, что-то с ним не то, какая-то скрыта в нем порочность... Быков пишет, что эти одиночки, подвижники "опаснее, чем мунисты" (члены секты Муна. - О.М.). Естественно, для вас, которым комфортно в нынешней жизни, они опасны. Потому что умеют порождать чувство коллективизма, а это повышает способность личности к протесту.
Те люди, которые сейчас вершат судьбы страны - я имею в виду даже не правительство, не президента, а именно ту олигархию, которая пытается создать общество, комфортное только для себя и своих деток, - видимо, они боятся возрождения этих детских юношеских движений, потому что на их основе может возникнуть социальный протест очень сильный, и тогда подрастающие поколения не будут колоть себе наркотики и шастать по вокзалам, выпрашивая гроши, а потребуют себе вполне законно часть социальных благ, предъявят свои права. То есть сделают то, к чему готовит ребенка жизнь в собственной, детской организации.
Беседовала Ольга Мариничева
© "Учительская газета", 18 августа 1998 г.