Рецензии на произведения

Сергей КАЗАНЦЕВ

Барабанщики, вперед!

 
Обычно не принято в предисловиях раскрывать секреты книги. Но здесь сразу хочется сказать о том, как в эпилоге этого романа собрались на перекличку барабанщики. Издалека собрались — с разных планет, даже из разных галактик. И в то же время живут и действуют они совсем рядом — в параллельных мирах. А миры стоят в одном тесном ряду на книжной полке. Потому что миры эти — книги, созданные, сотворенные одним человеком — писателем Владиславом Крапивиным.
Если бы старели барабанщики вместе с возрастом своих книг, то старшим по годам, наверно, стал бы Василек Снегирев из рассказа "Палочки для Васькиного барабана". Но не стареют юные герои повестей и рассказов В. Крапивина, как не старятся его книги, из которых пришли барабанщики к своим сверстникам-читателям. Л навсегда останется для нас отважным октябренком Василек Снегирев, не испугавшийся один в лесу у ночного костра и спасший от сырости затухающий огонь, пожертвовав очень для себя дорогим — палочками от своего барабана.
А его тезка — Василек Иту Дэн, может быть, еще вырастет в новых, будущих книгах В. Крапивина, ведь он прожил славные дни уже в трех повестях: "Далекие горнисты", "В ночь большого прилива" и "Вечный жемчуг". Спасая город от захватчиков, прославился этот маленький сигнальщик, а в битве с черным Канцлером он едва не погиб, как погибли у Серой Стены его друзья — шестеро мальчишек-барабанщиков. Василек победил, помогая старшему брату, а лет победителю было и есть немногим более девяти.
Он, пожалуй, ровесник Данилке Вострецову, хотя Данилка вместе с романом "Мальчик со шпагой" появился в нашей жизни значительно раньше. Они даже родные братья — не только потому, что родились под одним пером, но и по духу, по общей борьбе за справедливость. Именно это — честность, отвага, беззаветное стремление защитить несправедливо обиженных — объединяет, роднит и нашего современника и земляка Данилку Вострецова, и путешественников во времени и пространстве, жителей и патриотов параллельного нам мира братьев Иту Дэн, и — при всей внешней непохожести — обитателя новой "летящей сказки" Владислава Крапивина "Возвращение клипера "Кречет" маленького стеклянного живого человечка Тильку.
Как много барабанщиков в произведениях В. Крапивина... А на недавней (по этой книге) перекличке звенели еще голоса серьезного Вальки Бегунова из повести "Валькины друзья и паруса", отважного Митьки-Мауса из повести "Колыбельная для брата", барабанщиков Утреннего поля из баллады Глеба Вяткина — писателя и борца Глеба Дикого из заключительной части романа "Голубятня на желтой поляне", командира барабанщиков Володьки — вообще легендарной личности из нескольких песен, звучавших в рассказах и сказках Крапивина... Кстати, автор этих песен и баллад, скромно скрывающийся за именами своих литературных героев,- все тот же Владислав Крапивин, уже двадцать пять лет известный как прозаик, а в душе по-прежнему мальчишка, барабанщик и поэт. Чем привлекают его, чем близки ему барабанщики, если он пишет о них такие песни — гордые и тревожные...
 
...Раскатилось и грохнуло
Над лесами горящими,
Только это, товарищи,
Не стрельба и не гром —
Над высокими травами
Встали в рост барабанщики.
Это значит — не все еще.
Это значит — пройдем.
 
Барабанщики в книгах Крапивина — не военный оркестр, а воины; не парадные сигналисты, открывающие пионерские смотры, а пионеры в истинном значении этого слова и звания: пионер — значит первый. В первой шеренге, впереди наступающей за правое дело армии поднимаются в рост в атаку крапивинские барабанщики. Их враг — все Зло, что творится еще на нашей Земле и в параллельных, придуманных их литературным отцом мирах.
...Зло сильно не громадою — силой. Добро и Правда гораздо выше, но Зло многолико, и можно нечаянно не распознать его под смеющейся клоунской маской, а можно и злонамеренно скрыть изуверские планы под той же нарисованной улыбкой. В. Крапивин во всех своих книгах, и в новом романе, учит друзей, единомышленников, сверстников душою, как различить Зло и как его побороть — в себе, в друге, в противнике, на далекой планете, в иной галактике, во Вселенной. Учит жестко порой, не раскрашивая правду розовым цветом, ведь обмануться в оценке врага — значит, лишь затупить оружие. Учит, словно сражаясь за души, за характеры ребят, вызывая испуганное кудахтанье ханжей и мещан. Учит, словно ведет бой за наше с нами будущее. Ясно, что именно с него берут пример барабанщики — и придуманные им, и реальные, живые и живущие с ним, с нами рядом — это прежде всего барабанщики "Каравеллы".
Пионерский отряд "Каравелла" работает в Свердловске вот уже четверть века. Все эти годы отрядом руководит писатель Владислав Крапивин. Сложились, закрепились и окрепли отрядные традиции, буквально выстрадан первыми годами отрядной биографии устав "Каравеллы", в котором одним из главных пунктов сформулирован принцип такой:
"Я вступлю в бой с любой неспранедливостью. подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня".
Барабанщики "Каравеллы" по праву и на равных участвуют в перекличке литературных героев (впрочем, они и впрямь стали таковыми: их отряд-главный герой двух документальных книг, выпущенных в Свердловске и в Москве; книги эти созданы самими ребятами). "Каравелла" стала прообразом пионерского отряда, действующего в трилогии В. Крапивина "Мальчик со шпагой". Зато Данилка Вострецов наверняка многие годы отлично служит образцом для разных поколений "Каравеллы". И опять же явно из реальной "Каравеллы" шагнул в песню "командир барабанщиков Володька" (почему-то часто гвардией отряда командуют именно Володьки).
...Тесно переплелись в крапивинских книгах реальность н вымысел, сказка н наше, человечье, бытие. Есть в "Каравелле", гордо носящей свое корабельное имя потому, что отряд является одновременно и пресс-центром журнала "Пионер", и самодеятельной киностудией, и спортивным клубом, и — настоящей флотилией, у которой девять яхт, построенных своими руками, свой морской флаг, форма и морские звания,- так вот, есть в отряде капитан Женька — комсомолец, типичный отличник в очках, добрый, мягкий, но становящийся до бледности на скулах стальным, когда дело касается защиты чести и справедливости. Может быть, я чуточку домысливаю, но, читая новый роман В. Крапивина, я узнал в Чите Женьку...
Все это не значит, однако, что В. Крапивин списывает своих героев из своего окружения, как "трудный" ученик на контрольной заглядывает в соседские тетрадки. Жизнь не подсказывает писателю решение его "контрольной", а строго проверяет его. И если мы даже в фантастическом облике узнаем знакомое лицо, это означает лишь и прежде всего, что писатель метко распознал в нашей реальной, повседневной жизни самые характерные черты и вынес их на всеобщий суд или всеобщее восхищение.- как показывает клинышек, вынутый из арбузной глубины, его действительную спелость.
В романе В. Крапивина реальны подвиги ребят, попадающих в фантастические ситуации. Но не значит ли это, что так же реально и Зло, против которого борются крапивинские герои? Да, В. Крапивин во всех своих книгах не превращает зло в абстрактную категорию, окутанную туманом истертых морализмов,- он смело к жестко называет его конкретные проявления, его конкретных носителей-даже если они, как в этом романе, облечены в аллегорические одежды. В романе носителями зла выступают грубо раскрашенные манекены, халтурные гипсовые статуи, но это — образ. маска, маскировка. Когда "манекены" оживают, они ведут себя узнаваемо, как люди... нет, как нелюди в человеческом обличье, которые — увы — еще живут на нашей Земле, вынашивают фантастические в своем изуверстве планы... А внутри нас самих, когда мы вдруг становимся равнодушными к боли других людей — разве не каменеет душа, не начинает ли стягивать кожу лица холодная маска бесчеловечности?..
Вроде бы сокрушающей Зло победой заканчивается роман. Дорогою ценой доставшейся, на-победой. Гелька разрывает замкнутый круг, и банды "манекенов" оказываются отрезанными друг от друга в разных мирах. Но они еще живы! Они еще могут воспрянуть в каждом из миров, и на нашей Земле, как разбросанные по поляне подернутые пеплом угли могут выпустить на лес губительное пламя...
Так, выходит, не для веселья и праздника собрались на перекличку крапивинские барабанщики. Они готовы продолжить борьбу со Злом. С разных планет, из разных галактик, из разных времен — они сильны своим единством. Они победят. Но это впереди. А пока...
 
Мальчики в алых испанках,
В черных морских бескозырках,
В пыльных зеленых пилотках
Встали шеренгою плотной.
И барабанщик Володька,
Маленький и загорелый,
Снова зовет в дорогу.
Слышите? Бьет тревогу!
 

Русская фантастика => Писатели => Владислав Крапивин => Критика => Рецензии
[Карта страницы] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Интервью] [Критика] [Иллюстрации] [Фотоальбом] [Командорская каюта] [Отряд "Каравелла"] [Клуб "Лоцман"] [Творчество читателей] [Поиск на сайте] [Купить книгу] [Колонка редактора]


© Идея, составление, дизайн Константин Гришин
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2000 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив
Использование любых материалов страницы без согласования с редакцией запрещается.
HotLog