Рецензии на произведения

Ольга СЛАВНИКОВА

Неисправимый романтик

 
Новую книгу Владислава Крапивина "Взрыв Генерального штаба", выпущенную издательством "Детская литература" (1998), не все смогут найти на книжных прилавках. Мало сегодня везут из Москвы в провинцию не самых коммерческих книг. А эту почитать стоит. Потому что речь идет не только и не столько о "детской литературе" - о том, что лучше чувствуется в детстве, но сопутствует человеку всегда: о не стертых повседневностью таинственных вещах.
В одной из статей для газеты "Книжный клуб" я уже сравнивала Владислава Крапивина со Стивеном Кингом и находила много ярких точек соприкосновения. Новая книга нашего знаменитого земляка подтверждает, что русский и американский писатели творчески близки. Стивен Кинг - вовсе не тот творец ужасных монстров, каким его упрощенно увидела российская критика. Герои у него, как и у Крапивина, - подростки либо взрослые, сохранившие в себе подростков. Каждый сюжет и Кинга и Крапивина - это прыжок веры в необычайное. Свобода человека понимается как свобода его воображения. Буквально за углом может открыться пространство, обладающее неэвклидовыми свойствами. Оно вступает с человеком в странный контакт и порой таит род зеркала: образ вошедшего. Человек, попавший в четвертое измерение, внезапно заглядывает в себя и узнает о себе такое, что не могло ему открыться в повсе-дневной житейской пестроте.
В новой книге Владислава Крапивина четвертое измерение - это Безлюдные Пространства. Два задушевных приятеля из повести "Самолет по имени Сережка" - инвалид Ромка и его друг Сережка, необычный пацан, умеющий превращаться в самолет, - находят странную, заброшенную, заросшую цветами и травой железную дорогу, неизвестно куда ведущую. Там в каменной будке сам собой качается огромный, очень старый маятник, а сквозь бетонную трубу среди солнечного дня видно звездное небо с летающей тарелкой.
В отличие от Кинга, работающего с темной стороной воображения, Владислав Крапивин пишет добрую сказку. Не ужасы, но замечательные подарки ожидают друзей в солнечном "нигде". Безлюдные Пространства у Крапивина не содержат Зла. Наоборот, они и стали "закрытыми", чтобы очиститься от человеческих и от собственных злых проявлений. Туда может попасть только тот, кто нуждается в помощи и утешении. Там он найдет что-то очень важное, необходимое для счастья. Наверное, никто еще не превзошел Владислава Крапивина в убедительности всего того магического, странного, старинного, что я бы назвала "волшебными научными приборами". Их много в каждом произведении Крапивина, в новой книге к таким приборам приобщен и компьютер, расположенный в подвале башни маяка, обрабатывающий сигналы из дальнего Космоса.
Бессмысленно анализировать прозу Крапивина без учета его романтической мистики, утекающей между пальцев у того, кто попытался бы искать в текстах писателя привычные "символы" или "метафоры". Между тем эта мистика порождает своеобразную, никому, кроме Крапивина да еще Стивена Кинга, не присущую художественность. В повести "Самолет по имени Сережка" Крапивин "открывает" новые свойства перспективы. Даже очень большой предмет на расстоянии кажется маленьким - это известно всем. Но герои повести особенным усилием воли умеют сделать видимое - настоящим. Могут, например, взять в руки маленькую, как мячик, Луну. Или вырасти во время превращения (в самолет, например), но оказаться на расстоянии от пораженного зрителя. Эта игра пространством и перспективой отчасти освоена только поэзией (например, стихами Иосифа Бродского). У Крапивина эта игра отнюдь не самоцель: ее сам собой "придумывает" текст. Может быть, это и есть признак настоящего в современной литературе.
В то же время новая книга Крапивина, как и предыдущие его работы, сопротивляется чисто эстетскому подходу. Она очень "больная" и во всей придуманности своей - актуальная. Сам писатель определяет ее важнейшую тему как тему "Дети и "горячие точки". Повесть "Взрыв Генерального штаба" (тоже вошедшая в сборник") переносит "горячую точку" в условную страну, где идет нескончаемая война Империи и йосских сепаратистов. Война настолько ожесточенная, что даже дети становятся солдатами. Тринадцатилетний Лен и совсем еще маленький Зорко принадлежат к разным лагерям. Каждый идет с тайным заданием в "свой" Генеральный штаб: несет записанную в подсознании сложнейшую информацию. Но оказалось, что Генеральный штаб один, общий. Тот, кто заправляет войной, считает ее закономерным и даже полезным явлением, чем-то вроде кровообращения в организме человечества. Маленькие курьеры с самого начала были обречены на расстрел...
В произведениях Владислава Крапивина нет "инопланетного" Добра и Зла: все человеческое. Сам писатель всегда стремится быть старшим братом своему читателю: утешителем, защитником, проводником в необычайный, романтический мир - во взрослый мир, каким он представляется подростку в мечтах о времени, "когда он станет большим".
Я думаю, новая книга писателя, появись она на прилавках в достаточном количестве и при достаточном рекламном обеспечении, существенно прибавила бы ему читателей. Но, к сожалению, у нас не Америка. Да что говорить! Хорошо, что книга Крапивина "Взрыв Генерального штаба" выдвинута на губернаторскую премию в области литературы и искусства за 1998 год.
 
Опубликовано в газете "Уральский рабочий" (Екатеринбург),
15 января 1999 г.
 

Русская фантастика => Писатели => Владислав Крапивин => Критика => Рецензии
[Карта страницы] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Интервью] [Критика] [Иллюстрации] [Фотоальбом] [Командорская каюта] [Отряд "Каравелла"] [Клуб "Лоцман"] [Творчество читателей] [Поиск на сайте] [Купить книгу] [Колонка редактора]


© Идея, составление, дизайн Константин Гришин
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2000 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив
Использование любых материалов страницы без согласования с редакцией запрещается.
HotLog