Статьи

Валерия КАБАКОВА

Путеводитель. Тюмень Владислава Крапивина

Тюменцы проходили мимо толпы людей с фотоаппаратами, видеокамерами, даже не подозревая, что среди журналистов, ничем особенным внешне не выделяясь, - детский писатель Владислав Крапивин.
Наверное, это детская романтика - увидеть "живого" писателя; есть в этом своя радость, как будто узнаешь какую-то тайну, приобщаешься к ней, становишься ее частью. Да и сам писатель удивлялся: "Разве мог я, будучи пацаном, думать, что меня здесь будут возить, как историческую личность?"
"Мне иногда снится Тюмень - в сказочной ауре со множеством башен. Во сне я видел старую Тюмень, где все колокольни стоят на своем месте", - делился Владислав Петрович. Это сказочное, фантастическое восприятие родного города отражается даже в разговорной речи. "Я бы хотел оказаться..." - так Владислав Петрович сообщал следующий пункт остановки.
Писатель показывал журналистам свою Тюмень - это была поездка по исторической части города. Почти с каждым домом и переулком связаны воспоминания детства: у того дома была плоская крыша - удобно змея запускать; библиотека, что находилась в Спасской церкви, пахла подвалами средневековых замков, а ее белая башня напоминала маяк; помнятся пленные немцы, которые просили во дворах "тополя" для щей - так они называли крапиву...
Угол Герцена и Дзержинского. "Там я начинался как человеческое существо". А появился - в родильном доме N 1, в День Покрова, когда падал снег и звонили колокола. С того времени сохранился уникальный документ - меню роддома, подписанное главным акушером.
Остановились у городской администрации, на улице Герцена, Владислав Петрович наводит камеру на автомобильную стоянку (прямо напротив окон нашей редакции) и рассказывает: "Здесь стояли два дома, в одном из них, в желтом, я обитал семь лет, по густой траве мы гоняли в футбол. А на месте тополя стоит вон тот фонарь белый. Точнее не скажешь, даже пня не осталось. Голубятня была, ее держал Игорь Протасов. А наш двор упирался в забор пекарни. Запах хлеба был просто пыткой для нас". Однажды мальчишки решили отомстить сторожу пекарни за красные уши одного из товарищей: выбили все стекла, осколки попали в тесто. Испуганные родители попрятали чад в чуланы и сарайчики - детское хулиганство могли расценить как диверсию. (Уже в автобусе Владислав Петрович скажет, что знакомого в городе осталось немало, но "дома любимого старого нет").
Пешком доходим до деревянного дома N 60 на улице Герцена: "Раньше я ходил мимо и ежился. Сначала там был детский сад, откуда я несколько раз убегал, потом - детская инфекционная больница, куда я загремел со скарлатиной и оттрубил там целый месяц".
Едем к пешеходному мосту через Туру - с рекой связано все. Здесь писатель рассказывает о своих детских прозвищах, их было много: "Моряк" - за подаренную отцом черную форму ("Еще я всегда рисовал на листочках корабли"), в 5 классе - "Офицер" - наверное, за фуражку, в 9 классе - "Папа Карло N 2" - за такой же рост, как у "Папы Карло N 1", соседа по парте. Однажды отчим подарил плоскодонку на одного человека. "Мы сделали мачту с парусом и плавали втроем по реке туда-сюда. Все с великим нетерпением ждали, когда вода немного прогреется. Моя мама отважно отпускала меня купаться с 9 лет, хоть я не умел плавать. Было развлечение - прокатиться на плоту".
Журналисты просят показать, где находилась банька со ржавыми ведьмами. Владислав Петрович говорит водителю, что нужно ехать на улицу Нагорную. Подходим к дому N 21, по соседней крыше гуляет черная кошка. "Вот она, ведьма", - улыбается. В доме N 21 семья Крапивиных два года снимала квартирку, поэтому Владислав Петрович вспоминает имена и фамилии хозяев и соседей. Бывший жилец показывает рукой в сторону лога: "Вон там далеко и стояла банька, где жили ведьмы, хотите верьте - хотите нет". Пока идут съемки на фоне старого покосившегося дома, к нам подходит пожилая женщина, она живет в домике рядом. Сомневается, не узнает в писателе своего соседа. "Я маленьким был, вот таким", - показывает рукой Владислав Петрович. Разговорились, нашли общих знакомых, оказывается, "все поумирали".
По дороге назад прямо в автобусе устраиваем пресс-конференцию. На вопрос, как изменились лица людей, Владислав Петрович отвечает, что и быт, и люди его детства - все жило воспоминаниями о войне. "Кажется, что было теплей, уютней в городе. Люди добрее были, а может быть, это идеализированное прошлое. Война заставляла жить спокойнее, дружнее. А сейчас быт стал индивидуалистичнее".
Последняя книга - "Мальчик девочку искал" - написана на компьютере, это первое "компьютерное произведение", раньше писатель работал карандашом или ручкой. Об экранизации своих произведений Владислав Крапивин вспоминать не любит. "Мне не везло с режиссерами. Каждый хотел самоутвердиться, от автора ничего не оставалось. Три с плюсом можно поставить только единственному фильму - "Колыбельная для брата".
"Спасите детей России" - так, по мнению писателя (Юрий Коростелев кивает головой в знак солидарности), должна звучать национальная идея. Владислав Петрович частенько встречается со своими читателями, знает, что во многих городах есть клубы поклонников, бывает и там. Но в Москву ехать не собирается до тех пор, пока тамошний мэр не отменит свое распоряжение о регистрации приезжающих россиян. Журналисты расходятся. Жаль, они почти поверили в существование ржавых ведьм.
 
Материал опубликован в газете "Тюменский курьер" 10 июня 2000 г.
 

Русская фантастика => Писатели => Владислав Крапивин => Статьи => Рецензии
[Карта страницы] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Интервью] [Статьи] [Иллюстрации] [Фотоальбом] [Командорская каюта] [Отряд "Каравелла"] [Клуб "Лоцман"] [Творчество читателей] [Поиск на сайте] [Купить книгу] [Колонка редактора]


© Идея, составление, дизайн Константин Гришин
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2000 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив
Использование любых материалов страницы без согласования с редакцией запрещается.
HotLog