|
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Октябрь 2004
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
Уважаемый Борис Натанович! Вадим Зеленков < libelli@narod.ru> Плятт был великим актером и мог бы сыграть кого угодно. Но прототипом Горбовского (ни в каком смысле) он, конечно, не был. Авторы имели в виду совсем другого человека, своего близкого знакомого. Дорогой Борис Натанович! Давно хочу задать Вам один вопрос, но все было как-то неловко. Как Вы относитесь к Достоевскому? Именно не как к психологу, социологу, а как к Литератору, Беллетристу, Стилисту, если угодно? margo < yamara@yandex.ru> Достоевский – «трудный» писатель. Я и сам могу перечитывать у него только «Бесов» и «Игрока». Попробуйте и Вы. Уважаемый Борис Натанович! shoihet < shoihet@mail.ru> Ответа на Ваш вопрос у меня нет. Тут работают, видимо, какие-то сходные у разных людей механизмы воображения, отвечающие за построение не существующих в реальности миров. Не знаю. В конце концов, и Дантов «Ад» можно подверстать сюда, и мифическую Валгаллу древних скандинавов. «Миры, которых нет, но в которых мы могли бы как-то жить». Глубокоуважаемый Борис Натанович, прошу извинить за, возможно, чрезмерное обилие вопросов за столь краткий срок. Тигран Закоян < tigran@tigran.am> Наверное, можно трактовать этот образ и так. Но Воланд – величественен и страшен, а источник зла в человеке, как правило, мелок и гадостен. Борис Натанович! Вот какими соображениями хотел бы поделиться: в старости мыслящие люди по иному начинают смотреть на мир. Эта мысль пришла ко мне после прочтения нескольких последних публикаций Воннегута. Он говорит, что к концу жизни и Твен, и Эйнштейн разочаровались в человечестве, и что он сам (Воннегут) близок к этому. Мне думается, это от того, что в старости человеку уже не приходится врать самому себе. Это в молодости просто жизненно необходима надежда на то, что мир может измениться к лучшему. А ведь у Воннегута всегда хватало и Жалости и Иронии. С иронией он рассказывал о самых ужасных вещах. И за это я его люблю. Вопрос: верите ли Вы в то, что человечество может измениться к лучшему? Вашкевич Максим < mxvs@yandex.ru> Я это ДОПУСКАЮ. 2. Вам никогда не приходило в голову, что Вы (АБС) и Воннегут всю жизнь боретесь за одну идею: «Фантастика – литература!», притом литература высшего класса? Вот что говорит один из героев Воннегута писателям-фантастам: «Только вы по-настоящему говорите о тех реальных чудовищных процессах, которые с нами происходят... Только у вас одних хватает мужества болеть за будущее, по-настоящему понимать, что с нами делают машины, что с нами делают войны, что с нами делают города, что с нами делают простые идеи, что творят с нами потрясающее непонимание друг друга, все ошибки, беды, катастрофы. Вашкевич Максим < mxvs@yandex.ru> То, что АБС всю жизнь боролись за названную (такую очевидную!) идею, – это факт. Судить по поводу Воннегута не берусь, но простым глазом видно, что всем свои творчеством он справедливость этой идеи утверждает. 3. Как Вы относитесь к Воннегуту? Вы встречались с ним? Имели переписку? Вашкевич Максим < mxvs@yandex.ru> Воннегут один из моих любимейших писателей. Но встречаться нам никогда не доводилось. Ни встречаться, ни даже переписываться. Уважаемый Борис Натанович! Лев Кириллин < corrosion707@mail.ru> А я бы и Лема, и Брэдбери отнес к первой десятке. И Воннегута, разумеется. И Гоголя. И Булгакова. И Кафку, пожалуй. А вот Азимов и Кларк не попали бы у меня, наверное, даже в первую двадцатку, хотя выдумщики они замечательные и великие эрудиты. И еще один вопрос. Александр < ilissus@yandex.ru> Уверен, что разомкнется. «Жизнь заставит». Ничего «рокового» в истории России нет, – просто сложилось так, что великое государство отстало в развитии от «Европы». (Может быть, кстати, именно из-за того, что – великое.) Отставание это преодолевается на глазах, хотя, как водится, ценою умножения бед и спасибо, что хоть невеликой кровью. Еще пара поколений, и все будет ОК – Португалию во всяком случае догоним. Ваше творчество стало весьма пессимистичным довольно рано. Начиная с «Трудно быть богом» или раньше? Думаю, не случайно такой проницательный и тонкий художник как Герман все же взялся реализовывать свой давний замысел. «Падение» СССР не лишило его иллюзий, как это произошло со многими достойными людьми в конце 80-х – начале 90-х. Александр < ilissus@yandex.ru> «Падение СССР» продемонстрировало нам, на самом деле, важнейшую «теорему» современной истории: тоталитарные государства не выдерживают соревнования с государствами демократического типа. «Побеждает более высокая производительность труда», как говорил еще Ленин, не понимая, наверное (а может быть, уже подозревая?), что произносит приговор той тоталитарной системе, которую пытался построить сам. Ув. Борис Натанович! Я – Ваш, ещё с Пути на Амальтею. Владимир Дубисский < vladimir@novuscom.net> У жены АНа была такая блузка: синий ворот, синий пояс, а между ними – черно-белые полоски. Но Вы, конечно, правы: сказано неудачно. Это один из авторских ляпов, которых было у нас предостаточно, – хотя и на сорок процентов меньше (корень из двух), чем у среднего автора-одиночки. Уважаемый Борис Натанович! Александр < Alan@odessa.uacom.net> Я высказывался на эту тему великое множество раз. Коротко: с утверждением согласен. Причину вижу в том разочаровании в возможностях науки, которое (разочарование) наступило во второй половине ХХ века у широких народных масс. «Радио есть, а счастья – нет». Дорогой Борис Натанович! Василий < vslobodov@yahoo.com> В молодости (до 30 лет примерно), наверное, согласился бы. Сейчас, конечно, нет. Какие эксперименты могут быть в 70 лет? Мой друг, большой любитель Вашего творчества (как и я) утверждает, что в Ваших с Аркадием Натановичем произведениях есть что-то женоненавистническое. Магеррам Зейналов < vinni-pu@mail.ru> Нет, конечно. Наоборот: АБС относились к женщинам трепетно и с восторгом, как к носительницам великих достоинств и непостижимой тайны. Поэтому и не рискнули ни разу сделать женщину главной героиней своих повестей. В связи с последними событиями в своей личной жизни я часто вспоминаю одну фразу из «Хромой Судьбы» – «ничто так не старит, как предательство». Скажите, как разлюбить человека (девушку), который предал? Магеррам Зейналов < vinni-pu@mail.ru> Не знаю. Предательство есть преступление высшего порядка и потому непрощаемое. Впрочем, время залечивает любые раны. «Никогда не говори «никогда». «Все проходит». Забудется когда-нибудь и предательство. Любовь, впрочем, – тоже. У меня есть теория, что в папке, найденной Изей Кацманом, был «рубильник» от солнца. Папка, соответственно, попала в руки к Гейгеру, сыграла ему на руку. Он отключил солнце и устроил революцию. Так ли Это? Магеррам Зейналов < vinni-pu@mail.ru> Нет, не так. Существет целая дискуссия на тему «Что было в папке», полистайте эту страничку. В предыдущем вопросе я писал о слабом поле. С представительницей данного пола, нехорошо со мной поступившей, я начал встречаться после того, как ей понравилась повесть «Трудно быть богом», которую я дал ей почитать (тогда по всему городу с книгой этой носился). Ей нравится Ваше творчество и она склонна к анализу. Неужели интеллект и порядочность могут не совпадать в одном человеке? Магеррам Зейналов < vinni-pu@mail.ru> Конечно! Как говорит нынешнее поколение: «легко»! Большинство мировых злодеев были людьми с интеллектом выше среднего. Впрочем, сами себя они считали вполне порядочными. Порядочность ведь понятие относительное. Мы его считаем негодяем, а он себя – твердыней новой, единственно верной морали. И десять миллионов его поклонников-сторонников в этом убеждении его поддерживают. Фраза «ничто так не взрослит, как предательство» почерпнута из личного опыта, связанного со слабым полом? Магеррам Зейналов < vinni-pu@mail.ru> Связана «с личным опытом», но не имеет никакого отношения к слабому полу. Сильный пол, уверяю Вас, тоже не дурак предавать. Простите, что вопросы такие разные. Просто мне очень паршиво, простите. Если Вы ответите на мои вопросы, о чем я Вас очень прошу, это, возможно, поможет мне выйти из депрессии. Магеррам Зейналов < vinni-pu@mail.ru> Желаю удачи. Удача – вот лучшее средство от любой депрессии. Здравствуйте, Борис Натанович! Сергей Алешкин Они, разумеется, «в свободном плавании». Абсолютно свободном. Я только читаю по возможности все, что они печатают. Но уже не как «ученики», а как совершенно самостоятельные писатели. 2. Бывало ли такое, что кто-нибудь из них приходил к Вам за решением сюжетного хода или для Вашей корректуры текста? Сергей Алешкин Бывало, но очень редко. Один-два случая за последние 20 лет. 3. Как Вы относитесь к экранизации книги С.Лукьяненко «Ночной дозор»? Сергей Алешкин Не видел пока. И не тянет. «Ночной дозор» – хороший роман, а по хорошему роману, по-моему, практически невозможно сделать хорошую экранизацию. 4. Кого из писателей Вы могли бы по-настоящему назвать учениками Братьев Стругацких? Сергей Алешкин Я уже отвечал на этот вопрос в том смысле, что избегаю на него отвечать: вдруг названный обидится? Молодого писателя обидеть так легко. 5. Созваниваетесь ли Вы с Вашими учениками, делитесь ли впечатлениями по поводу их новых книг, их выступлений по ТВ и прочее? Сергей Алешкин С большинством из них я встречаюсь на нашем Питерском семинаре молодых фантастов, который собирается зимой и осенью раз в месяц (как правило). Там мы и общаемся. 6. С чем связан Ваш полный отказ от выступления на ТВ? Сергей Алешкин Это – старинная традиция, основанная еще в самом начале 60-х и которую мне сейчас просто жалко нарушать. Кроме того, я тер-рпеть не могу «выступать» – в любом смысле этого слова. 7. И еще, Борис Натанович, очень хотелось бы знать, а у Вас уже есть какие-нибудь идеи относительно Вашего следующего произведения? Сергей Алешкин Идеи есть – «понта нет, начальник»! Увы. Уважаемый Борис Натанович! Костыря Михаил < kostyryam@yandex.ru> Вопрос не по адресу. На самом деле я ничего не знаю о воспитании. Я подозреваю, что основой его должно быть раскрытие «главного таланта» ребенка, и я твердо уверен, что до тех пор, пока Высокая Теория Воспитания не будет создана и внедрена в практику, – до тех пор человечество не сойдет с пути «кровавых проб и традиционных ошибок» и не изменит своей сущности. Вот и все, вполне скромные, представления мои о воспитании. Вы же предлагаете мне вопрос очень специальный, вопрос для профессионала. Интуитивно я предпочел бы, наверное, второй подход («жесткий»), но в защиту своей позиции ничего, на самом деле, не имею, кроме расхожих фраз типа «Господь терпел и нам велел» или «Тяжело в учении, легко в бою». Уважаемый Борис Натанович, у меня к Вам такой вопрос: теряет ли свои позиции печатная фантастика перед кинематографической фантастикой? Ведь до 90-х лет многие киноэффекты были невыполнимы либо имели несуразный вид. Но теперь посредством компьютерных технологий возможно воссоздание любого спецэффекта, а из этого получается, что фантастика нужна как сценарий для очередного фильма, а люди читают фантастику только для того, чтобы вспомнить действующих лиц или основные события (хотя я сам не читаю книги с такой целью). Прокопович < prokop21@mail.ru> Конечно, книга проигрывает (уже проиграла?) кинематографу и телевидению битву за «потребителя». Это объясняется вполне простыми вещами: чтение – процесс трудоемкий, «киносмотрение» труда не требует. «Душа (как известно) обязана трудиться...», а она трудиться не желает, она хочет отдыха и наслаждения – так уж мы все устроены, со времен древних римлян. Поэтому поклонников кино – миллиарды, а «книгочеев» – десятки миллионов (в лучшем случае). Что ж, такова данность, и с этим ничего не поделаешь. Да и надо ли «делать»? В конце концов, доля поклонников классической музыки и театра еще меньше. Главное, чтобы доля эта была отлична от нуля и в абсолютном значении исчислялалсь миллионами. Уважаемый Борис Натанович! Лев Кириллин У нас нет ни одной книги, где женщина была бы главным героем, это верно. Но как «герои второго плана», жещины у АБС, на мой взгляд, как правило, удавались: Нава, например (из «Улитки») или та же Гута. Почему только «второго плана»? Мы не считали себя знатоками женщин. И всегда следовали правилу: пиши либо о том, что знаешь хорошо, либо о том, чего не знает никто. Между прочим, у нас и главных героев стариков не было до тех пор, пока не перевалило за 60. Уважаемый Борис Натанович! Я давно собирался об этом спросить, но всё как-то к случаю не приходилось, а тут на вопрос Юрия от 17/08/04: Илья Юдин < idy58@mindspring.com> Придется представить. Во всяком случае, – попытайтесь. Зурзмансор – один из первых пришельцев из будущего, живет «в современности» больше двадцати лет, прославился как философ-футуролог, действительно был женат на Диане и пр. Тут надо только ясно понять, что «мокрецы» – в нашем времени давно, и в контакте с генералом Пфердом не со вчерашнего дня, и на сегодняшней земле их много, легенду о собственной заразности они распространяют сами и с помощью спецслужб, истинная сущность их – тайна за семью печатями («совсекретно, три нуля»), а ГЛ – это повесть о тех днях, когда давно задуманный Великий Проект начал наконец осуществляться. Как Вы многократно писали, залогом прогресса в новом понимании будет Теория и практика Воспитания. Не кажется ли Вам, что сейчас сложились объективные предпосылки по крайней мере для одного из ее элементов (как это описано в Ваших книгах) – к помещению детей в интернаты или аналогичные внесемейные заведения? Ведь именно сейчас падает рождаемость еще и потому, что люди уже не хотят жить для детей, для семьи, хотят жить для себя и чувствовать себя свободными? По-моему, это является предпосылкой вынесения воспитания за рамки семьи (предложите таким родителям: вы рожаете ребенка, видитесь с ним раз в неделю/в месяц, платите деньги/или не платите и он воспитывается по сверхсовременным методикам на благо общества)? Вадим Создать сеть интернатов – не велика сложность. Здесь нужны только деньги, и, в сущности, ничего больше. Где взять Учителей? Понадобятся ведь миллионы Учителей и Воспитателй, да не просто хороших людей и профессионалов-преподавателей, а – вооруженных Теорией Воспитания, которой еще нет и которая, может быть, и вообще не существует. Нужен ведь не Человек Обученный (это мы худо-бедно делать научились), нужен Человек Воспитанный. А ведь мы даже не знаем толком, что это за существо такое – Человек Воспитанный. Здравствуйте, Борис Натанович! Здоровья Вам! Я тут сбежал из больницы на денек, так что очень чувствую, насколько это необходимо... Якубовский Михаил Альбертович < radius@aaanet.ru > Дорогой Миша! «Остров Разочарования» мы очень любили и перечитывали ...дцать раз в первые годы после его опубликования, но, ей-богу, Ваши цитаты были для меня откровением! Видимо, как-то проскользнуло (в свое время) это «ойра-ойра» мимо моего сознания, и существует (для меня) только как цыганский припев. А учитывая отношение гитлеровцев к цыганам, разговоры немцев в «Острове» выглядят вообще фантастикой. Может быть, там у них эти песни распевались в ресторанах с цыганами (еще до 1933 года)? Уважаемый Борис Натанович! Смогли бы Вы сейчас сформулировать своё отношение к Александру Казанцеву? Александр < p188mmx@yandex.ru> «О мертвых либо хорошо, либо ничего». Для меня, восьмиклассника, «Пылающий остров» был ЛУЧШЕЙ и любимейшей фантастической книгой всех времен и народов. «Арктический мост» (уже в новые времена, середина 50-х) я приводил АНу как образец того, как надо писать научную фантастику. Гипотеза о Тунгусском метеорите привела меня, помнится, в восторг. Впоследствии отношения мои с творчеством Александра Петровича значительно ухудшились. И как писатель, и как человек он перестал быть для меня образцом (хоть в каком-нибудь смысле этого слова). Но даже и тогда (уже в 70-х) я отдавал ему должное, когда он боролся за чистоту имени Ефремова, выступая против высокого тогдашнего начальства. Но это уже были времена, о которых я предпочту сейчас не рассказывать ничего. Уважаемый Борис Натанович! Андрей < andenis@mail.ru> Читал когда-то отрывки. Ничего не помню. «Сумма» произвела на меня гораздо большее впечатление. Борис Натанович,как Вы относитесь к таким режисерам как Дэвид Линч, Вим Вендерс, Джим Джармуш, Вуди Аллен? Спасибо. Валентин < oleggoma@navigator.lv> Кроме Вуди Аллена, никого не отождествляю, да и Аллена знаю и ценю, главным образом, как артиста. Я плохой знаток кино. Уважаемый Борис Натанович! Игорь Васильевич < astviv@mail.ru> Выдумка авторов, и не более того. И еще вопрос – по поводу великого исповедника Сольди (ВГВ). Вопрос-то мой был не о том, что делает в атеистическом мире Полдня исповедник, мир Полдня предполагается нравственно свободным и верующие люди в нем допустимы, вопрос в том, как ИСПОВЕДНИК может быть великим? Если я верно понимаю понятие исповеди, это прежде всего возможность выговориться перед внимательным слушателем, облегчить свою душу, получить формальное отпущение грехов. В чем здесь величие? Игорь Васильевич < astviv@mail.ru> Умение выслушать, понять, посочувствовать – великое умение. Сольди – великий врачеватель душ. Он не отпускает грехи, он от них «очищает». У меня вопрос. Сергей < serg530@i.com.ua> По-моему, это слово существут в языке с незапамятных времен. В мои школьные годы оно означало – «хулиган», «безобразник». Сейчас его часто употребляют в смысле «бандит», «отморозок», «беспредельщик». Родом это слово, по-моему, из уголовной Одессы и происходит от воровского выражения «брать на гоп-стоп», то есть, грабить, отбирать собственность насильно. Гопников-хулиганов в моей молодости (сороковые-пятидесятые годы) было предостаточно, уживаться с ними было нелегко, но можно: надо было только знать, где, по каким улицам ходить безопасно, а по каким лучше не стоит, особенно с девочками. Понимаю, что писем на тему «как у них в Мире Полдня устроено то или иное» Вы получаете огромное количество, но не могу удержаться и не спросить. Опять «Жук», уж извините. Так вот, есть ли у них в Мире Полдня такое понятие, как «право гражданина на выбор профессии»? Николай Владимиров < poulmark@mtu-net.ru> Такое понятие, безусловно, есть. Но, как правило, молодой человек делает свой выбор не наобум, как его левая нога захочет, а под сильным влиянием авторитетного специалиста, Учителя, точно знающего, в чем его, молодого человека, «главный талант», и дающего соответствующие советы. Разумеется, бывают и исключения, но они, как правило, приводят к малоприятным последствиям – приходится потом заново искать себя, переучиваться, начинать сначала. «Парень, видимо, прирожденный зоопсихолог. «профессиональные склонности: зоопсихология, театр, этнолингвистика... Профессиональные показания: зоопсихология, теоретическая ксенология...» И тем не менее из парня делают прогрессора». Николай Владимиров < poulmark@mtu-net.ru> Учитель, как известно, был против. Зато КОМКОН-2 был за. Что и оказалось фактором решающим. «Обер давит унтера». «Против органов не попрешь». А Абалкин... Что – Абалкин? Какой молодой парень откажется от перспективы стать прогрессором, спасителем порабощенных душ и тел, защитником слабых, помощником сильных, «конфигуратором исторических процессов»?.. Распределение после окончания работы – дело понятное, ведь Мир Полдня произошел от Советского Союза. Служба прогрессором также имеет свою специфику. Но РАСПРЕДЕЛЕНИЕ на УЧЕБУ, на ПРОФЕССИЮ? Если парня не спрашивают, а просто предписывают, кем ему предстоит стать, то должны быть миллионы таких сломанных судеб. И безо всякого КомКона, Странников, и Сакофага-Инкубатора. Если спрашивают... понимаете, вся эта история получилась так, как она получилась именно, вследствие этого решения. Николай Владимиров < poulmark@mtu-net.ru> Парню ничего не «предписывают». Ему – «советуют». И советует не абы кто, а самые авторитетные, уважаемые знатоки и профессионалы. И, как правило, это наиболее оптимальные, разумные и взвешенные советы. Какие тут могут быть «миллионы сломанных судеб»? Отдельные ошибки – да, возможны, но как в таком тонком и, главное, МАССОВОМ деле, как «настройка душ», можно обойтись совсем без ошибок? Кстати, в случае с Абалкиным никакой, сколько-нибудь существенной, ошибки ведь не произошло: он не стал зоопсихологом, но он сделался отличным прогрессором и работал превосходно, пока не произошел «случай с Тристаном». И все рассуждения героев по поводу «нервного срыва» – это же результат неверного истолкования происходящего. Здравствуйте уважаемый Борис Натанович! АЛЕКСАНДР < zak19@mail.ru> Диктатура диктатуре – рознь. Боюсь, у Вас тут имеет место некая терминологическая путаница. Диктатура социальной группы есть неограниченная власть этой группы над страной, обществом, экономикой, – власть, подразумевающая жесткую борьбу с любым инакомыслием и «инакочувствованием», кроме заданных сверху. «Диктатура разума» есть фигура речи, подразумевающая нечто прямо противоположное собственно диктатуре, – свободу мнений, свободу мысли, конкуренцию идей и прочие прекрасные вещи, без которых РАЗУМНОЕ управление обществом и прогрессом попросту невозможны. Поэтому никакого «конфликта с моралью», органически присущего Миру Полудня, не существует по определению. Что, разумеется, не исключает конфликтов разного рода, проистекающих от различного представления у разных членов общества о понятиях «верно-неверно», «глупо-умно» и т.д. 2) Как Вам понравилась экранизация «Ночного дозора»? Мне, к сожалению, еще не пришлось видеть этот фильм, но все, с кем приходилось его обсуждать, склоняются к мнению, что могло быть и лучше. Тенденция, с которой берет начало новое российское кино, экранизация скороспелых зрелищных (?) произведений, на мой взглядЮ не отвечает реалиям современного фантастического кинематографа, делающего все больший упор на литературную классику, будь то Гомер, Толкиен или Азимов. Не кажется ли Вам, что мы снова отстаем на полшага? АЛЕКСАНДР < zak19@mail.ru> «Ночного дозора» не видел. Ничего особенно хорошего не жду, потому что хорошие книги трудно (и даже невозможно) хорошо экранизировать. Совершенно независимо от того, классика ли это или «новье», получаются в лучшем случае более-менее занимательные движущиеся иллюстрации, а в худшем – пародия, не вызывающая ничего, кроме раздражения и разочарования. Уважаемый Борис Натанович! Спасибо за Ваши книги, с возрастом я обнаружил, что перечитывать их, пожалуй, еще более интересно, чем читать впервые. Прекрасно, что Интернет и Ваши друзья дают возможность сообщаться с Вами напрямую. У меня есть к вам пара вопросов по теме, которая иногда присутствует в некоторых Ваших произведениях (ТББ, ОО, ПИП, ЖВМ, ГЛ, ПП и др.) и ответах этого off-line интервью – теме Прогрессорства. Интересна ли она Вам до сих пор? Помнится, Вы комментировали, что считаете действия Человека (гипотетические) как прогрессора морально оправданными только в том случае, когда высока уверенность в том, что «подшефная» цивилизация гибнет, разрушается. Видимо, миссия прогрессора имеет смысл только тогда, когда потенциал развития цивилизации присутствует, но «прогрессорская социология» диагностирует заболевание «невозможности самостоятельного выхода из неадекватно разрушительного противостояния». Вторая ситуация – человечество хочет в своих интересах побыстрее поднять уровень развития этой цивилизации, направив ее в «нужную» сторону – как СССР Монголию «из феодализма в социализм». Вторая ситуация даже более реальна, чем первая, как Вы считаете? Но смешивать подчинение или завоевание с прогрессорством я не собираюсь – это явно разные доктрины вмешательства. Перед тем, как спросить о теме прогрессорства на Земле, задам Вам вопрос о тайне наличия миссии прогрессора: обязательна ли она, или есть смысл маскироваться и эксплуатировать местные мифы, поверья и религии о сверхъестественных силах? Ведь в последнем случае это «бремя белых» со временем отяготит и структуру сил развития подшефной цивилизации, и будущие потенциальные отношения обеих цивилизаций? И ладно еще, если обе цивилизации гуманоидные – подобные издержки спишутся на «агломерацию при ассимиляции». А как быть с гипотетическим случаем, когда негуманоиды-прогрессоры пытаются спасти земную цивилизацию от взаимоистребления? Им, наверное, придется удалять всему человечеству ген агрессивности, либо регулярно понижать общий технологический уровень землян :-) Дмитрий < mandors@mail.ru> По замыслу авторов прогрессорство есть попытка «спрямить» историю, сделать ее менее кровавой и жестокой, помочь аборигенам преодолевать исторические этапы ценою меньшей крови и с минимум человеческих жертв. Подразумевается, что прогрессоры знают, какие именно этапы истории неизбежны, куда идет история и что для «прогрессируемого» человечества лучше, а что хуже. Только при этом условии сама деятельность прогрессоров получает нравственное и вообще рациональное оправдание. Применение теории и практики прогрессорства к негуманоидным цивилизациям поэтому представляется занятием вполне бесполезным. А что касается тайны, то»тайна» необходима лишь постольку, поскольку открытое вмешательство обязательно усложнит задачу, добавит проблем и, скорее всего, сделает врагами тех, кому прогрессоры пытаются помочь. «Ибо девять из десяти не знают отличия тьмы от света, свободы от рабства, а такоже не ведают пользы своей». Уважаемый Борис Натанович! Дима < saykonx@hotmail.co.il> У Даля «аггел» – злой дух, диавол, сатана. Нам приходилось также встречать и другой смысл этого слова – «падший ангел». Не считаете ли Вы, что Иисус литературный (гуманист и мученик) отличается от Иисуса исторического? Дима < saykonx@hotmail.co.il> Я мало знаю об Иисусе «историческом». (Да и кто о нем знает много?) Думаю, он отличается о литературного самым существенным образом, как всякий прототип отличается от своего художественного воплощения. Не считаете ли Вы, что политика России по отношению к террору лицемерна? Дима < saykonx@hotmail.co.il> Вот уже несколько лет высказывания российских высокопоставленных чиновников не содержат сколько-нибудь резких оценок антитеррористической политики Израиля. И в СМИ об этой политике теперь принято отзываться вполне лояльно. Так что Ваш вопрос несколько устарел. Двадцать лет назад – да: и лицемерие имело место, и «двойные стандарты». Но ведь двадцать лет назад не было Чечни. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Ваша книга «Поиск предназначения» глубоко меня впечатлила и заставила надолго задуматься. У меня к Вам два вопроса: Наталья < nataaoeo@yandex.ru> Нет, конечно. Виконт любил своего школьного дружка, уважал его и благодарен ему был от всей души за помощь. Почему же вдруг – «подлец»? 2. А что, собственно, такого разглядел в Стаке Ведьмак? Что он имел в виду, говоря, чтобы Красногорова «не будили»? Наталья < nataaoeo@yandex.ru> Что-то «увидел». Или ему показалось, что увидел. Темна душа Ведьмака, и темен его талант «видеть» и «угадывать». Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Максим < mmaslakov@pochta.ru> Выдумка, конечно. Какие там «прототипы»... И вот, еще – Вы часто упоминаете копченых миног в своих произведениях. Вы «рыбоед» (вспомнил Ваши пасифунчики)? Вещь-то достаточно специфическая на вкус... Максим < mmaslakov@pochta.ru> Ну, я, положим, не рыбоед, а, скорее, мясоед. Но рыбу, впрочем, тоже люблю. Пресноводную. А «копченых миног», сколько я помню, у нас нет. Есть – маринованные. Как мы с ними повстречались и когда, я уже здесь писал. Полистайте страничку. Уважаемый Борис Натанович, меня очень заинтересовала личность Иосифа Кацмана из ГО. Я хотел бы узнать, был ли прототип у этого персонажа или он был собирательным «евреем-шестидесятником» на момент написания книги? Сайпуллаев Уллубий < ulluby@mail.ru> У Кацмана есть вполне реальный прототип, мой добрый знакомый. Он и сейчас жив-здоров, благополучно пребывает в Израиле. Уважаемый Борис Натанович! Как Вы считаете, можно ли написать компьютерную игру, положительно влияющую на людей (хотя бы немного воспитывающую)? И если да, то как бы Вы построили ее (например, по книге ТББ)? Яков < yashas@mail.ru> Я не умею строить компьютерных игр. Когда-то попробовал и понял, что таланта нет и не предвидится. «Воспитывающая» игра, наверное, возможна, – как и воспитывающая книга, – но это скорее исключение, чем правило. «Обучающую» игру представить себе гораздо легче. Уважаемый Борис Натанович! Михаил < Svalka@hotbox.ru> Отличие было только в эпилогах. Вариант «первого» эпилога, по-моему, увы, не сохранился. 2) Не знаете ли Вы, что случилось с сайтом петербургских писателей http://www.litcenter.spb.ru/? Михаил < Svalka@hotbox.ru> Не знаю ничего. Уважаемый Борис Натанович, меня очень интересует судьба подкидышей. На фоне трагедии Льва Абалкина жизнь остальных не представляет особого интереса? Или их жизнь прошла без каких-либо происшествий? Я думаю, что повесть про Корнея Яшмаа нельзя считать историей подкидыша, мне кажется, на его месте мог быть любой прогрессор. Существовали ли когда-нибудь идеи описать жизнь еще кого-нибудь из подкидышей? Минаев Иван < jserg@inbox.ru> Нет, таких идей не было. Зачем? Ведь подкидыши – все – были вполне обычными людьми. (Только «кроманьонской национальности».) И «Жук» ведь не есть история автомата Странников, – это история о том, как человека ПРИНЯЛИ за автомат Странников. Уважаемый Борис Натанович! Андрес-Эухенио Я не назвал бы АНТИНАРОДНЫМ ни тот, ни другой режимы. Существовать можно было и там, и там. Но у первого режима было будущее (второй режим), а у второго – ничего. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Спасибо за Ваши книги. С ними я рос, и они мне достаточно многое дали. Я хочу задать Вам вопрос, который, возможно, покажется Вам отвратительным. Вот смотрю я на все, что происходит в России, и меня все больше тянет стрелять. Санал < elssnl@mail.ru> Вы и сами понимаете, что это никакой не выход. Иначе не оговаривали бы заключительное условие насчет перегибов. Тут главное определить, что это такое – «большой перегиб». Скажем, если пострадает всего один ни в чем не повинный, это много? А если этот «один» – лично Вы или Ваш отец? «Любой опер сходу назовет не менее десятка преступных авторитетов. Всех – в расход». А Вы уверены, что сам опер – чист и что в список он не вставил своих личных недругов, именно потому, что все они порядочные люди?.. Операцию, предложенную Вами, можно было бы провести, имея в своем распоряжении АБСОЛЮТНО достоверную информацию и десяток сотен АБСОЛЮТНО чистых и бескорыстных «исполнителей». Но где взять эту кристально-чистую информацию? Где найдете Вы тысячу кристально-чистых по сути – палачей? Организованную претупность может победить только организованная преступность под названием ТОТАЛИТАРНАЯ ВЛАСТЬ. Но она вместе с преступностью уничтожит еще десятки-сотни тысяч ни в чем не повинных людей, а при этом – обязательно! – начнет уничтожать сама себя и все мыслимые свободы. И – что замечательно! – уличную преступность она так уничтожить и не сумеет, и Вы в своей парадной, как и сегодня, останетесь один на один с гопником и наркоманом. Доброго времени суток, дорогой Борис Натанович! Максим Маслаков < mmaslakov@pochta.ru> Господи, да конечно совпадение! Нам и в голову не приходило, что наш Быков получается похожим на мерзавца и шпиона! Заметь мы это вовремя, мы бы, наверное, сделали Быкова хромым и горбатым, лысым и одноруким. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Кияев Артем < art@rukzak.ru> Я смутно помню, как на заре перестройки ко мне обратился какой-то кооператор с просьбой использовать название «Боржч» для своей кафешки. Я, помнится, посмеялся и не возражал. Значит, у него получилось? Я очень рад. Ваша идея создать заведение типа «У Бори и Аркаши» тоже, наверное, небезынтересна. Но я вряд ли «освятил» бы ее своим посещением: я и раньше-то не был любителем ресторанов и кафе, а сейчас и вовсе никуда не хожу. А название «Боржч» мы придумали, представив себе, как пишется слово «борщ» латиницей, – что-нибудь вроде BORZCH. Уважаемый Борис Натанович! Игорь Рогов < igor_rogov@iinet.net.au> Это все – тонкости словоупотребления. И воспитание, и дрессировка есть, по сути своей, преодоление безусловных рефлексов, усложнение образа жизни системой «неестественных» условных рефлексов. Приемлема любая система такого рода, если она приводит к возникновению Человека Воспитанного – свободно мыслящего, нравственно (по возможности) совершенного, умеющего делать осознанный выбор и превыше всего ценящего свободный творческий труд. «Поточная система дрессировки» людей с таким вот modus vivendi и modus operandi и есть та Система Высокого воспитания, которая только и способна прервать цепь времен и действительно изменить человеческое общество. Приемлема ли эта система «мировоззренчески»? Не знаю. Но, по-моему мнению, никакой более благородной и перспективной цели для системы воспитания (дрессировки, приручения) пока никто не придумал. Все, что придумывалось до сих пор – все, более, конвейеры по производству идеальных «солдат» или «рабочих». Уважаемый Борис Натанович! Андрей Бабак < andrewbabak@mail.ru> Речь, разумеется, идет о необратимости поступка СОМНИТЕЛЬНОГО свойства. Добрые и полезные поступки можно (и должно) совершать, не задумываясь об их необратимости. Так что проблема состоит только в том, чтобы научиться отличать добрые поступки от сомнительных. (Дело не в том, соблюдается ли практически данная заповедь или нет, а в том, может ли она служить ориентиром.) Андрей Бабак < andrewbabak@mail.ru> Я и пытаться даже не буду дать философское определение необратимости. Подозреваю, эта задача мне не по плечу. Да кому, на самом деле, нужно такое мое определение? Практически в каждом отдельном случае любой из нас сумеет определить степень необратимости с достаточно высокой вероятностью. О чем бы ни шла речь. За какими-то редкими экзотическими исключениями. Тут главное – вовремя задуматься: то, что я собираюсь натворить, допускает ли «обращение во времени»? Хотя бы «практическое» (бог с ней, с высокой теорией)? И сразу сделается ясно, стоит ли вообще действовать или лучше воздержаться. Вопр. 2. Не означает ли введение принципа не совершения необратимых действий попытки «поверить этику термодинамикой»? Андрей Бабак < andrewbabak@mail.ru> Нет, не означает. Хотя идея – красивая. (Перевод с языка этики на язык физики, как писал Ст.Лем.) Андрей Бабак < andrewbabak@mail.ru> Я уже не помню конкретных обстоятельств. Сформулировалось как-то само собой. Как многое и многое другое. Как все прочее, собственно. «С потолка. Из пальца. От верблюда». Уважаемый Борис Натанович! Алексей Попович < lechoix@inbox.ru> Со всяческим уважением к мнению большого мастера. Хотя не согласен почти с каждой мыслью этого высказывания. Борис Натанович, как Вы относитесь к творчеству Фрэнка Герберта? Евгений Рындин < zryndin@yahoo.co.uk> Да в общем-то никак. Читал что-то когда-то. Впечатления не произвело. И не запомнилось. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович, буквально только что узнал, что компания «Акелла» анонсировала ролевую игру по мотивам романа «Трудно быть богом», очень интересно узнать Ваше мнение и отношение к этому проекту, ждёте ли Вы от него что-то особенное? Если да, то связано ли это с Вашими личными пожеланиями по содержанию проекта? Власенко Александр Юрьевич < mope@mail.ru> Ничего особенного я от этого проекта не жду. Но когда и если игра выйдет в свет, с удовольствием сыграю в нее разок-другой. Уважаемый Борис Натанович, доброго времени суток! Фома Истринский < fistr@rambler.ru> Мне, естественно, жаль, что повесть Вам не понравилась, но если Вы ждете от меня сколько-нибудь обстоятельного отзыва о ней, то – заблуждаетесь. «Рукописи не возвращаются и не рецензируются». Могу сказать только, что повесть эта показалась мне нестадартной и энергичной, написана она с выдумкой, есть настроение, читается легко и без натуги, с юмором, «ирония и жалость» присутствуют, язык чистый... В подавляющем большинстве случаев этого ощущения от предлагаемого материала мне достаточно, чтобы дать его в печать. В остальном же я полагаюсь на разнообразие вкусов наших читателей и на принцип «всем не угодишь, угодить бы хоть половине». Очень надеюсь, в следующем нумере Вы найдете что-нибудь и на свой вкус. Борис Натанович, добрый вечер! Евгений < iekarp@i-c.com.ua> По-моему, о работе историков-прогрессоров среди дикарей упоминается и в ТББ, и в ОО. Но писать нам было интереснее всего именно о культурах, которые Вы называете «кризисными». Мы ведь и сами родом из кризисной культуры: из страны задержавшегося феодализма, управляемой министерством Охраны Короны и сворой Неизвестных Отцов. Борис Натанович, здравствуйте! Ф.Хакассов < hakassov@mail.ru> «Почему идет дым», представления не имею. Прочитал Ваше письмо дважды и ничего не понял. Какой Весто? Какой «Камень»? Куда он «шагает» и почему? Конечно, посмотрите дискету. Что еще за «Книга дьявола» такая? (Помните, у Честертона, кажется, был такой рассказ?) Чтобы успокоить Вас, заверяю: никогда не ненавидел никого до такой степени, чтобы «мешать», «препятствовать», «тратить свои накопленные богатства» (которых у меня, увы, нет), а также «авторитет и тайные широкие масонские связи» (которых у меня тоже нет и никогда не было). Что за кретины ходят у Вас в знакомых? Здравствуйте, Борис Натанович! Наталья < n_lushina@e-mail.ru> Нарушения моих авторских прав я, разумеется, не люблю. Но причем тут «ИНТЕЛ»? Да, Стругацкие в свое премя придумали словечко «интель» (1964 год). Но слово INTEL, по-моему, уже запатентовано «Майкрософтом», кажется, и никто у нас разрешения не спросил. Здравствуйте, Борис Натанович! Николай < srkk@gorodok.net> Заключен договор. В процессе принимать участия я не буду. Обязательства – обычные, насколько я помню. Откровенно говоря, все это мне не слишком интересно. Уважаемый Борис Натанович! Horex < horex@yandex.ru> Нет, это шутка авторов. Никакого анекдота о методе Лопиталя авторы не знали. Странно, что он, оказывается, существует. Воистину: ничего придумать нельзя – все либо уже существует, либо существовало когда-то, либо осуществится в обозримом будущем. Дорогой Борис Натанович! Денис < d-safonov@yandex.ru> Да, это мы по молодости лет нехорошо придумали. Сами же об этом потом, ближе к старости, сожалели, – поглаживая свои волосатые уши. И еще: Вы смотрели фильм Михаила Пташука по одному из любимых Вами с братом произведений – «В августе 44-го (Момент истины)»? Каковы впечатления? Хочется сравнить со своими (мне фильм категорически не понравился). Простите, если этот вопрос уже задавался, я его не заметил. Денис < d-safonov@yandex.ru> Мне фильм не понравился тоже. Просто книга, видимо, настолько хороша, что создать соразмерную экранизацию никому не под силу. Многоуважаемый Борис Натанович! Daniel Khaykis < dvk_mail_rus@yahoo.com> Все зависит только от самого вопроса, а не от типа его. 2) Вопрос: БНС из 2004 может дать один – только один – совет по любой теме 25-летнему БНС. Какой совет это бы был? А если тематика ограничена «профессионально-писательской» ареной? Daniel Khaykis < dvk_mail_rus@yahoo.com> Пожалуй, за всю свою жизнь я не совершил ни одной «фатальной» ошибки. Так что «по большому счету» советовать мне было бы нечего. Разве что-нибудь из области сугубо личной. 3) Из Вашего ответа: «Большое Откровение – это СТРАШНОЕ открытие, шок, ослепляющий удар по самолюбию человечества. Никаких «добрых» перспектив Откровение не открыло, только грустные, обидные и неприятные. Человечество обнаружило себя как бы в резервации, в арьергарде прогресса, почувствовало себя навозом, удобрением, на котором произрастает Будущее. Это было ужасно, уверяю Вас». Daniel Khaykis < dvk_mail_rus@yahoo.com> Это – каждый переживает по-своему. Не каждый способен на самоуничижение и жертвенность. Особенно, когда речь идет не о нем лично, а о целой расе. 3) «Ну почему же обязательно выстрел? Я думаю Сикорски попытался бы обойтись миром. В конце концов, Мозес, сам по себе, никакой опасности для Земли не представляет». Daniel Khaykis < dvk_mail_rus@yahoo.com> Сикорски из меня просто никакой. Я более склонен доверять, чем проверять. 4) На тему «Эти [ABS] произведения БУДУТ читать мои дети»: Daniel Khaykis < dvk_mail_rus@yahoo.com> Порекомендовать-то Вы порекомендуете. Верю. Спасибо. Да вот послушают ли они Вас – вот вопрос. Здравствуйте, Борис Натанович! Алексей < aerozanov@mail.ru> Вообще-то, речь идет в первую очередь именно о судьбе «отдельных ярких личностостей». Именно они определяют направление прогресса и его темпы. И именно они в «индивидуалистической» системе имеют бОльшие шансы процветать и «плодоносить», нежели в системе «общинной, коллективистской». Фактически эти 7-10 процентов работоспособного населения и обеспечивают «превосходство социального строя в производительности труда». Уважаемый Борис Натанович! Кирилл Иванов < kiril_a_ivanov@mail.ru> Я всегда относился к президенту Путину в общем хорошо, но с определенной настороженностью и сейчас вижу, что мои опасения были не напрасны. Президент в последнее время вполне определил свой курс в направлении усиления авторитарности власти, огосударствления экономики и СМИ, вообще – в направлении «России 1913 года». Разумеется, мне это не нравится. Я считаю это ошибкой и основные принципы декларации «Комитета-2008» готов поддержать. Уважаемый Борис Натанович! Глеб Бараев < ququq1@aol.com> О существовании Яковлева мы тогда ничего не знали, и цековских записок нам, разумеется, никто читать не давал. Но слухи – доходили. Доклад этот я впервые прочел всего лишь несколько лет назад, и имя Яковлева там меня очень огорчило – к Александру Николаевичу я еще с начала перестройки отношусь с большим уважением и благорасположением. 2. 1980-е годы, когда, по словам главреда журнала «Знание – Сила», А.Н.Яковлев не позволил запретить печатание «Волны гасят ветер». Глеб Бараев < ququq1@aol.com> Этого я не знал. Тем приятнее это слышать. Если контактов не было, то как Вы относитесь к этому политику? Глеб Бараев < ququq1@aol.com> Это прекрасный пример того, что никакая, сколь угодно поганая, система не способна исковеркать души всех своих подданных. Исключения – обязательны. Хотя и редки. Уважаемый Борис Натанович! Не кажется ли Вам, что в настоящее время происходит неадекватное усиление роли церкви не только в политике, но и в сознании простых людей? Чем это грозит нам всем? Заранее благодарна за ответ. Самойлова Н.И. Да, эта настораживающая тенденция заметна простым глазом. Ничем особенным это нам не грозит, но свободы совести станет, видимо, меньше, а ханжества и мракобесия – больше. Впрочем, религиозным государством Россия, я полагаю, все-таки не станет. В обозримом будущем. Уважаемый Борис Натанович! Александр, 19 лет < skylark1984@mail.ru> Не надо преувеличивать роль литературы (вообще – искусства) в нравственном воспитании людей. Конечно, хорошая умная добрая книга – это великая вещь, но воспитывает нас не она, а семья, школа, улица, жизнь, в первую очередь. Книга, в лучшем случае, способна только поддержать то мировоззрение, которое у тебя уже сложилось, и лишь в редких, экзотических случаях – круто переменить это мировоззрение. Хотя и такие случаи, конечно, тоже известны. Уважаемый Борис Натанович! Anna Frizzera < infobork@cheapnet.it> Имейте в виду: «Улитка» уже издавалась в Италии – издательство MONDADORI, перевод R.Valla, 1996 год. Вам надо связаться с журналами и издательствами Италии, чтобы попытаться заинтересовать их своим переводом. Об итальянских журналах я почти ничего не знаю, а из издательств рекомендую прежде всего MONDADORI – они издавали АБС несколько раз за последние 10 лет. Добрый день Борис Натанович! Юрий Мое мнение совершенно однозначно. Никакого ограничения СМИ не должно быть вообще. Никаких оправданий для сокрытия фактов нет и быть не может. Работники СМИ сами определяют, что может и что не может быть доведено до сведения зрителей и читателей. По этому принципу работают все СМИ цивилизованного мира. Другой подход пойдет на пользу только разгильдяям и кое-какерам из начальства, которые, конечно же, постараются скрыть и замаскировать свои ошибки и промахи. Уважаемый Борис Натанович! В связи с публикацией в Барнауле очень интересной и информационно-насыщенной книги О. и С. Бузиновских «Тайна Воланда», посвященной Роберто Оросу ди Бартини, где в качестве «рабочей гипотезы» высказывается мысль, что он был прогрессором на Земле, было бы очень важно знать, были ли Вы, или Аркадий Натанович, знакомы с Бартини или, если личного знакомства не было, слышали ли Вы в 50-70 годы прошлого века что либо о нем и «тайной школе Атон», учениками которой, по утверждению авторов книги, были Волошин, Маяковский, Грин, Булгаков, Платонов, Леонов, Катаев, Олеша, Ефремов, Альтшуллер, Полещук и другие известные писатели, называвшие себя «дисковцами»? Ю.А.Лебедев С Бартини ни АНС, ни я знакомы не были. Более того, сильно подозреваю, что мы о нем вообще никогда не слышали. Как и о «дисковцах». Во всяком случае, я ничего по этому поводу не помню, хотя мы были хорошо знакомы и с Ефремовым, и с Альтовым-Альтшуллером. Как Вы могли бы прокомментировать такое предположение авторов, что прототипом Ф.Вечеровского был Бартини? Ю.А.Лебедев «Объединенным» прототипом Вечеровского были двое наших знакомых, крупных ученых (один – математик, другой, кажется, радиофизик). Бартини здесь совершенно ни при чем. И что Вы можете сказать по поводу следующего утверждения из книги Бузиновских: об одном эпизоде из «Полдня, XXII век»: «С помощью КРИ решается и вечный вопрос о свободе воли. Этот эксперимент проведен «по методу Каспаро-Карпова», – намек на соперничество двух планетарных «гроссмейстеров». Игроки просчитывают свои ходы на много лет вперед: в 1961 году, когда Стругацкие напечатали эту повесть, Анатолию Карпову было девять лет, а Гарри Каспаров еще не родился?» Ю.А.Лебедев «Казус Каспаро-Карпова» замечен любителями АБС в незапамятные времена. Это, безусловно, не более, чем редкостное, но совершенно случайное совпадение имен. Аналогичных совпадений замечено довольно много. «Республика Соан» (в «Трудно быть богом») – и Сибирское отделение Академии Наук в Новосибирске. Нава (из «Улитки») – как выяснилось впоследствии, перекликается со старославянским словом «нава», означающим «утопленница, русалка»... Ну и так далее. Уважаемый Борис Натанович! Виктор Язневич < yaznevich@mail.ru> Спасибо за информацию, хотя большинство из этих ссылок мне известны. Я уже писал здесь, кажется, что менталитеты Лема и АБС, мировоззрения их совпадали в значительной степени, но вот представления о литературе и ее назначении отличались заметно. Поэтому мнения пана Станислава об отдельных книгах АБС, как правило, не сопадают с авторскими. Что же касается воспоминаний Лема по поводу встреч его с АБС, то здесь расхождения наши максимальны. Я, например, точно помню, что втроем (АБС + Лем) мы не встречались никогда. Эпизод с распитием коньяка – да, имел место, но происходило это в Питере, в самом начале 60-х, в большой компании ленинградских писателей (Варшавский, Брускин, Брандис, БНС, еще кто-то), напитки, действительно, лились рекой, и пан Станислав, действительно, поглощал их с удивительной стойкостью и без каких-либо вредных последствий для хода беседы. По-моему, аналогичная встреча и примерно в те же времена имела место и в Москве – там были Громова, Нудельман, АНС, Парнов, кажется, и там пан Станислав тоже был на высоте. Он вообще – прекрасный полемист, интереснейший собеседник и великий эрудит. Потом они встречались (спустя лет десять) с АНС в Праге, на юбилее Чапека, и тоже там общались за рюмкой чая, но, опять же, без меня... Такие вот аберрации памяти. Здравствуйте, Борис Натанович! Марьин Олег < olegmarin@rambler.ru> Наверное, пользуюсь. Я во всех этих штучках-дрючках разбираюсь плохо, софтом меня снабжают друзья, дай им Бог здоровьечка, и, наверное, без нарушения святых принципов дело не обходится. Такова селяви, знаете ли. Это как со взятками: давать на лапу противно, незаконно, но куда денешься? Слава богу, что удается не брать – жизнь еще пока не скрутила настолько, чтобы. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Морозов Павел < dhanter@internets.ru> Не понимаю, какое отношение имеют приведенные Вами примеры к конспирофобии. Причем тут заговор «мировой закулисы»? Зачем привлекать теорию заговора, чтобы объяснить все эти факты? Чеченские террористы суть естественные последствия чеченской войны. Никакого «организованного» засуживания на Олимпиаде, разумеется, не было, – в крайнем случае, были отдельные нечистоплотные судьи, никакой массовости и, уж конечно, никакого заговора. Вторжение в Ирак объясняется чисто экономико-политическими соображениями, точно так же, как и наше вторжение в Афганистан в свое время. Причем тут «теория заговоров»? Не надо придумывать «лишние сущности». И без заговоров повсюду режут, подкупают, жгут и убивают – «словом, идет обычная дворцовая жизнь» (как писал Евгений Шварц). Уважаемый Борис Натанович! Оксана, 21 год < oksanka_sit@mail.ru> Откровенно говоря, я не представляю адекватного перевода «Понедельника» на другие языки. Вероятно, возможно лишь более или менее похожее «переложение», адаптированное к другой культуре. Как это делали в свое время Лагин («Старик Хоттабыч»), Толстой («Буратино»), Заходер («Винни Пух»). Здравствуйте, Борис Натанович! the ptblza < theptyza@mail.ru> Я и рад был бы Вам посоветовать, но не знаю, что. Не теряйте терпения и не оставляйте усилий. Время сделает остальное. Что же касается гонора, то, уверяю Вас, это ненадолго, это пройдет. Жизнь довольно жестокая штука. Добрый вечер, Уважаемый! Иван < ivan85@intramail.ru> Нам казалось, что это правильно, что писать надо именно так. В конце концов, это вопрос вкуса, и никаких общих правил здесь просто не существует. Обратите внимание: Достоевский, Толстой, Чехов, Фолкнер, Голсуорси, Хемингуэй – у каждого своя манера, своя совокупность приемов, свой подход. А читатель выбирает то, что ему ближе. Уважаемый БН! Лев < lev@schiffman.biz> Построение миров не есть, по-моему, «способ создания рамок». Это способ создания декораций, на фоне которых «живут, страдают и умирают» герои. Становится ли со временем все труднее придумывать этот театр? Да, конечно. По двум причинам. Во-первых, со временем все труднее находить в окружающем мире (а значит, и на просторах своего воображения) новизну («все уже было-было-было»). А во-вторых, иссякает интерес к самому процессу придумывания – придумывание перестает тебя захватывать, становится рутиной. И ещё один вопрос. В той или иной форме, практически все Ваши с АНС произведения несли элементы критики существующего строя и аппаратов подавления, предназначенных для его поддержания (во всяком случае, на вопрос, как он себе представляет человека будущего, АНС сказал, что вот этот-то вопрос его уж никак не интересует, ибо пишет он исключительно о человеке сегодняшнем, и что фантастический антураж для него – лишь средство, прием, способ уйти от обвинений в чрезмерном реализме, а если что и узнаваемо – так это, извините, чисто совпадение...). Лев < lev@schiffman.biz> Для этого немного надо: ввести цензуру – и все тут же вернется на круги своя. Боюсь, это время не за горами. Здравствуйте Борис Натанович! Марк Люттер < komarloop@list.ru> С Сергеем Александровичем я имел честь быть знаком, неоднократно с ним общался и могу засвидетельствовать, что это был человек недюжинный и даже замечательный – эрудит, превосходный рассказчик, неиссякаемый кладезь разнообразнейших «историй из жизни». Как писатель, впрочем, он мне не очень нравился. Его очерки о физиках и о физике – превосходны, а вот фантастика его всегда оставляла меня вполне равнодушнм. Мне не нравился сам жанр «космической оперы», в котором он, как правило, работал, и ни одной книги из его – трилогии, кажется? – я не дочитал до конца. Уважаемый Борис Натанович, Вы говорите что нужна теория воспитания (обязательно), но пока неизвестно даже, как к её созданию подступиться. Но ведь большинство религий уже является такой теорией (пусть не идеальной). Действительно, разве та теория не должна включать в себя некоторые заповеди, например, христианства, такие, как «возлюби ближнего своего», «не убий» и т.д.? Пусть религии не идеальны, но ведь они действуют и приносят свои положительные плоды. В конечном итоге даже то, что некоему абстрактному атеисту, нашему современнику, СОВЕСТЬ не позволяет отобрать у слабого его кусок хлеба, является следствием религиозного воспитания его предков в течение прошлых сотен и тысяч лет. Те, кого мы считаем воспитанными, поступают как раз в соответствии с различными религиозными заповедями. Таким образом, получается, что без религии в мире процветал звериный «закон джунглей» и количество зла увеличилось бы? Может, чтобы совсем всё не развалилось без «Теории высокого воспитания», которую, может быть, и невозможно создать, стоит подумать о столетиями и тысячелетиями опробованных способах воспитания? Гениальный учёный-атеист, который любит и умеет работать, но при этом, например, ставит опыты на живых людях едва ли вызовет у кого-то симпатию. Может, предпочтём такому монстру доброго, работящего и с совестью верующего человека? Пинаев Дмитрий < pinaevDE@work.umn.ru> Религии, как «системы воспитания», работают уже века и века и сделали очень много для того, чтобы человечество встало с четверенек. Человечество получило нравственность. Человечество освоило множество сложных и нужных условных рефлексов, без которых человек был бы просто голой обезьяной. Но, во-первых, религиозное воспитание недостаточно «прочно» – при мало-мальском ужесточении условий существования оно слетает с человека, как позолота с игрушки. А во-вторых, оно не делает главного – не превращает творческий труд человека в цель жизни, в смысл его жизни, в главное наслаждение жизни. Более того, религия учит, что труд – наказание, тяжкий крест, жестокая необходимость. «В поте лица своего будешь есть хлеб свой». А высшим наслаждением и смыслом жизни объявляется вера в Бога и прославление Его. Свет и Покой объявляются высшей наградой за праведную жизнь, и достичь Света и Покоя можно, только уйдя из этого мира. А в Этом Мире человек приговорен грешить и быть жертвой бесов. Что человек, как правило, и делает. Из века в век, из поколение в поколение, и конца этому не видно. Дорогой Борис Натанович! Борис Гольдинов < borisg1@bezeqint.net> К сожалению, мои познания в английском и, тем более, в вопросах иудаизма слишком поверхностны, чтобы я мог оценить Вашу работу сколько-нибудь серьезно. Впрочем, желаю Вам всяческих успехов. Здравствуйте. В «Хищных вещах века» Вам, как мне кажется, удалось предвидеть одну из граней будущего (для нас настоящего). А какое из произведений, Вами прочитанных, отражает политическую, экономическую и социальную ситуацию в мире? Андрей Породин < ildarka1979@mail.ru> Не приходит в голову ничего, кроме, может быть, «1984». Да и то Оруэлл не столько предсказал будущее, сколько живописал настоящее, – через которое мое поколение имело несчастье пройти. Предвидеть будущее, видимо, невозможно. Его можно разве что предчувствовать, как предчувствовал ХХ век Уэллс, ошибившись во всех, – ну буквально во всех! – его деталях, но зато передавший дух крови, жестокости и всеобщего оскотинения с точностью настоящего пророка. Уважаемый Б.Н. У меня к Вам вопрос, не совсем относящийся к литературе. У меня возникают некоторые вопросы по поводу организации рабочего времени и типа совместной работы. Дело в том, что я студент архит. вуза и сейчас работаю в паре с другим студентом над одним проектом. Архитектор < ren@list.ru> Наш опыт свидетельствует однозначно: работать надо ТОЛЬКО вдвоем, ТОЛЬКО собравшись вместе, ТОЛЬКО оговаривая фразу за фразой, деталь за деталью. Все прочие способы менее эффективны либо неэффективны вообще. Впрочем, я ни на чем не настаиваю. Уверен, что это очень сильно зависит от множества обстоятельств и в первую очередь – от степени «притертости душ». Легко могу представить себе пары, у которых все обстоит совсем не так, как у АБС, например. 2) Как по-Вашему стимулировать творческую работу мозга? Когда не приходит идея и предстаёт перед глазами полный ступор. Пить спиртное, чтобы увидеть какие-нибудь видения? Совершить какой-нибудь злой поступок, дабы засуетиться? Что? Архитектор < ren@list.ru> Говорить. Обсуждать. Дискутировать. Думать. И все время об одном и том же. Других (эффективных) способов я просто не знаю. Здравствуйте, Борис Натанович. GreyAngel < greyangel_galaxy@mail.ru> Мне очень жаль, что рассказ этот Вам не понравился. А вот по-моему, так он вполне хорош. С выдумкой и с иронией написано, в манере Хармса и с явными отсылками к Хармсу. Может быть, Вам просто не нравится Хармс? Я-то его люблю очень, и, может быть, именно поэтому рассказ Красникова мне так «показался». А «графоманией» там и не пахнет, Не читали Вы, видимо, графоманов, Бог Вас миловал. В своей статье для «Московских новостей» от 24.09.2004 Вы написали: Б.Карский < karski_sea@yahoo.com> В общем и целом согласен с Вами. Да и кто не согласился бы? Непонятно только, в чем состоит Ваш вопрос. «Почему мы такие?» Да потому же, почему чеченцы сохранили свою «экономику набегового типа». И они, и мы застряли в феодализме и никогда вокруг себя ничего, кроме феодализма не видели. Они отстали от Европы лет на триста, а мы лет на сто. У нас крепостное право всего пятьдесят лет как отменили (уже вторично). А демократии только нюхнули – и ужаснулись, снова запросились в холопы, к барскому сапогу: не надо нам свобод, пайку нам только дайте, век за вас бога будем молить... Борис Натанович! Скажите, насколько целесообразно изучать литературу вообще, согласны ли Вы с мнением о том, что сначала необходимо привить себе любовь/знание настоящей литературы, прежде чем читать бульварные книги? У нас возник спор, интересно было бы узнать Ваше мнение. Варвара < barbar-ka@yandex.ru> Я даже вопроса не понимаю. Зачем вам, собственно, читать бульварные книги? Это занятие пустое и даже вредное. Читать надо ТОЛЬКО хорошие книги, а научиться отличать хорошие от плохих можно только методом проб и ошибок, то есть читать много. И – обязательно! – много перечитывать. Не надо «изучать литературу», надо просто любить читать, – научиться получать от самого этого процесса удовольствие. Уважаемый Борис Натанович! А.Чечельницкий < Gast15@yandex.ru> Вы заблуждаетесть. Даже АНС, знавший английский и японский вполне профессионально, никогда не претендовал на «блестящее владение этими языками». А уж обо мне и говорить нечего – в лучшие свои времена я способен был читать без словаря разве что Агату Кристи – и это была моя вершина. Так что о переводе своих произведений на японский и речи у нас быть не могло. Мы даже никогда и не думали об этом. Уважаемый Борис Натанович! А.Чечельницкий < Gast15@yandex.ru> По этому поводу я довольно подробно пишу в «Комментариях». Коротко: этот абзац был вставлен в свое время авторами, дабы ублаготворить начальство, требующее, чтобы имела место «идеологическая перекличка» между Миром Полудня и «нашим временем». Против Ленина, собственно, мы тогда ничего не имели, но вставка эта бешено раздражала нас отъявленной конъюнктурностью своей, и при первой возможности, уже в новейшие времена, я ее с наслаждением из текста выбросил. Уважаемый Борис Натанович! Дмитрий «День триффидов» переводил АНС (в одиночку, под псевдонимом С.Бережков). Выбрал этот роман он, по-моему, просто потому, что роман хорош. На мой взгляд – лучший из известных мне романов Уиндема. АНС думал так же. Уважаемый Борис Натанович! Михаил < demin@cdcom.ru> Вам попалось пиратское издание – никаких договоров на эту аудиокнигу я не заключал и никаких гонораров не получал. Сейчас этот вопрос находится под пристальным вниманием моего литагента. Авторские права надо соблюдать. Что же касается аудиокниг, то я к ним никак не отношусь – предпочитаю читать глазами, по старинке. Дорогой Борис Натанович, хотел бы Вас спросить, как фантаста, по поводу такого вот поворота событий – если бы Вам предложили при прочих равных материальных условиях жить в России путинской и России ельцинской – какую бы из двух стран Вы выбрали? Я имею в виду, что в нынешнем 2004 году президент – Ельцин, но, конечно, вполне физически здоровый. Ведь Вы не станете отрицать, что страна Ваша за 6 лет существенно изменилась, но, при этом, могла пойти и по несколько другому пути. Иван Мамонтов < mamontoff@rambler.ru> При Ельцине было меньше стабильности, но больше свободы. Я предпочитаю свободу. К сожалению, в России под стабильностью всегда понимали пресловутый «порядок», а под порядком – непререкаемую власть бюрократии. Кто-то сказал, что свобода слова превращается в колбасу. Так вот бюрократия – обязательно ведет к пустым полкам и ко всеобщей заторможенности. Закон общественного развития: чем больше бюрократии, тем меньше прогресса. Что естественно: ведь прогресс это и есть перманентное нарушение стабильности. Здравствуйте, Борис Натанович! Решил Вас обрадовать: в 2060 году у Вас будет как минимум один читатель (мне 22 года, я Вам это обещаю :)). Иван < mitrro@rambler.ru> Представления не имею. А не лучше ли Вам задать этот вопрос самому прекрасному полу? Здравствуйте, Борис Натанович! Такой к Вам вопрос: могу ли я использовать Ваше слово Сталкер? Сейчас появилась игра, но тока не вышла ещё... даже в ней нет такого смысла, который Вы вложили в это слово... а игра бредовая... близко к Зоне-Стерве не относится... Хочу написать пару рассказиков... с Вашим словом Сталкер! Пикник на Обочине – просто супер! Создатель < whitebear1@tut.by> В принципе я ничего против не имею. Особенно, если учитывать, как часто наши словечки используются самыми разными способами и без всякого разрешения. Уважаемый Борис Натанович! В одной из своих давних статей Вы писали, с каким скрипом братьев Стругацких приняли в союз писателей. Не могли бы объяснить, что в те времена давало пишущему человеку членство в союзе? Ведь, насколько я знаю, Кир Булычёв м Владимир Богомолов обходились без него. Александр Главным преимуществом члена союза перед прочими смертными была возможность не ходить ни на какую службу. В те времена государство пристально следило за своими гражданами, и милиция с удовольствием и энергично отлавливала «тунеядцев» – людей без определенного места службы. Наличие членского билета решало эту проблему радикально – разочарованный мент, повертев в пальцах заветную книжечку, уходил не солоно хлебавши восвояси. Кроме того, член союза имел право получать путевки в дома творчества (раз в год – даже бесплатно), а также брать денежные ссуды в Литфонде (иногда – даже безвозвратные). Ну и, разумеется, членство давало СТАТУС. Не знаю, как сейчас, а в те времена слово ПИСАТЕЛЬ звучало гордо. Что бы там ни сочинял ядовитый Даниил Хармс. Уважаемый Борис Натанович! Михаил < solarwindsmtp.ru> Как зачерпнуть флягу «студня», авторы (в отличие от своего героя) не придумали. Сталкеры были ребята хитроумные (в отличие от авторов), и Рэдрик после своих подвигов никак не изменился – разве что стал еще большим циником, чем раньше. Здравствуйте, Борис Натанович. Артур < archivolt@yandex.ru> Изя имел в виду, что здесь, в Городе, он такого раньше не видывал, хотя бродил немало и по самым разным местам. Далее: как получается, что почти никто не знает о Главной Тайне – ведь если Эксперимент состоит в том, чтобы прогонять людей круг за кругом через Город, то и в Городе их должно быть довольно много – «повторяющих»; стало быть, и информация должна просачиваться, хотя бы в виде недостоверных слухов. Ну не бывает так, чтобы никто и никогда не пробалтывался!! Артур < archivolt@yandex.ru> Эксперимент состоит вовсе не в этом. Откуда Вы взяли? А почему никто не знает о Главной Тайне, – посмотрите страничку, здесь у нас, помнится, была целая дискуссия по этому поводу и все возможные соображения были высказаны. И ещё: Вы сами не пытались нарисовать психологический портрет человека, идущего через Город по второму-третьему и далее кругу – того, кто уже всё знает, для кого Эксперимент более не тайна, кто прожил несколько жизней и т.д. Чем он будет заниматься, что при этом ощущать?? Артур < archivolt@yandex.ru> Ниоткуда не следует, что второй, третий и т.д. круги – это «круги по Городу». Авторы совершенно не исключают, что свой второй круг Андрей пройдет где-то и как-то, совершенно безотносительно к Городу, – например, оказавшись в нашем сегодняшнем времени в качестве советника президента по вопросам религии. Пути Эксперимента неисповедимы – Эксперимент есть Эксперимент. Здравствуйте, искренне уважаемый Борис Натанович! Владимир Лидовский, доцент, к.ф.н. < litwr@yandex.ru> Вы, вероятно, по-своему правы, но мне нечего добавить к тому, что я уже сказал: повесть эту мы дружно не любили, и АН никогда не высказывал желания ее переиздать. Уважаемый Борис Натанович! Иваныч Тотальная ядерная война представляется мне совершенно невероятной (вероятность меньше 0.001). Отдельные же стычки с применением ядерного оружия вполне, к сожалению, возможны (вероятность что-нибудь вроде 0.2-0.3). Уважаемый Б.Н.! Игорь < ishilyaev@hotmail.ru> Только ближайшим друзьям и, естественно, женам. Кто был Вашим протеже? Был ли такой человек? Игорь < ishilyaev@hotmail.ru> Вы, видимо, хотите спросить: чьими протеже мы были и были ли вообще? Изначально такого человека не было. Но со временем, поскитавшись по редакциям, мы обрели и защитников – тех, кому наши вещи нравились. Среди прочих были там и Кирилл Андреев, и Брандис с Дмитревским, и сам Ефремов. Ведь для начинающего писателя, знаю по своей шкуре, очень важна оценка профессионала, кумира. Игорь < ishilyaev@hotmail.ru> Да, конечно. Но – «ты сам свой высший суд!» Нам повезло (или наоборот – не повезло?): мы с самого начала исповедовали этот Пушкинский принцип и ориентировались прежде всего на собственные ощущения. Уважаемый Борис Натанович! Илья Юдин < idy58@mindspring.com> Как и всякий, я думаю, фантаст, мы много рассуждали о путешествиях во времени, но не придумали ничего, кроме полушутливого «путешествия в описанное будущее» (см. «Понедельник»). С середины 60-х эти вопросы перестали интересовать нас совершенно. Да и раньше, честно говоря, все эти «темпоральные переходы» были для нас прежде всего художественным приемом, и не более того. Уважаемый Борис Натанович, я тоже хочу задать один вопрос. Мне кажется, в Ваших книгах нигде не обсуждается одна из главных проблем человеческого существования. Оно глубоко несправедливо. Кому-то везет, а кому-то нет. Кто-то рождается в бедной стране, а кто-то в богатой. Кто-то имеет все возможности для самореализации, а кто-то гибнет, так и не раскрыв себя (правда, редкие таланты все же стараются спасти, но это единичные случаи). Эта фундаментальная несправедливость в свое время породила мечту о коммунизме, а сейчас она рождает терроризм. Мне кажется, это гораздо более верный подход, чем рассматривать фашизм как бунт посредственных против талантливых. Просто потому, что немало талантливых людей (Хайдеггер, Гамсун и т.п.) поддерживало фашизм. А какова Ваша точка зрения? Мне кажется, ни в одной Вашей книге мысль о социальной несправедливости не отражена. А между тем шахиды вовсе не пытаются истреблять талантливых. Они истребляют тех, кто живет лучше, чем они. Максим Поляков Я не сказал бы, что проблема несправедливости совсем уж чужда АБС. По сути дела мы только об этом всю жизнь и пишем, не называя, правда, вещи «своими именами», поскольку постановка проблемы всегда казалась нам довольно очевидной. Есть социальная несправедливость – неравенство и неравноправие людей, возникающие из-за дефектов структуры общества в целом. И есть несправедливость биологическая – неравенство в распределении талантов и способностей, достающихся людям генетически, от родителей. На самом деле эти две несправедливости зачастую так тесно переплетены, что не вседа можно понять, несчастлив ли человек потому, что от родителей достался ему убогий набор генов или потому, что родился он в нищете и убожестве. Но ясно, что с несправедливостью социальной человечество борется давно и сравнительно успешно – добрый миллиард жителей Земли пользуется сейчас благами демократии, так что влияние стартовых условий на будущую жизнь человека если не сведено к нулю, но ослаблено значительно по сравнению с обществом столетней, скажем, давности. Что же касается биологической несправедливости, то тут должно играть свою роль приснопамятное воспитание, и в этой области дела в мире обстоят, как известно, значительно хуже. АБС писали и о том, и о другом – о Мире Полудня, где эти проблемы решены в основном, и о Теории Воспитания, которая только и способна существенно уменьшить «количество биологической несправедливости» в мире... Другое дело, что никаких «окончательных» рецептов найти нам так и не удалось. Да и кому эта задача оказалась по плечу? «Задача задач». Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Который раз говорю Вам спасибо за ответы на мои вопросы. Если позволите – задам ещё один. Перечитал я недавно переводы Аркадия Натановича с японского – «Сказание о Ёсицуне» и роман Нацумэ Сосеки «Ваш покорный слуга кот», где Аркадием Натановичем переведена вторая половина романа, и меня заинтересовал вопрос – как он выбирал книжки для перевода? Был ли это заказ от издательства или он сам выбирал, что переводить? И как Вы оцениваете его переводы? АЛЕКСАНДР ШЕЛУДЬКО < asheludko@mail.ru> Оценивать его переводы я не берусь совсем. Во-первых, я не знаю японского, а во-вторых, недолюбливаю японскую литературу вообще. Насколько я знаю, АН выбирал объект работы всегда сам, но – по согласованию с будущим издателем. Это довольно обычный порядок работы профессионального переводчика. Глубокоуважаемый Борис Натанович, что же все-таки означает Ваше: «(Воланд) ... прекрасно ненавидит всех нас за зло, которое сам в нас же и порождает»? В Вашей фразе мне смутно чудится «производная Воланда» третьего-четвертого порядка, едва уловимая у Михаила Афанасьевича. Тигран Закоян < tigran@tigran.am> Ей-богу, не знаю, как еще выразить эту свою мысль, вполне простую. Воланд безусловно ненавидит и презирает всех нас, за злобность нашу, мелочность, подловатость, жадность – за те наши качества, которые он же (согласно канонической легенде) в нас и породил, будучи Отцом Зла. И эта ненависть пополам с презрением – прекрасны! А причем тут «производные», я не совсем понимаю, а точнее, – не понимаю совсем. В прошлом вопросе на эту тему я позволил себе привести свою трактовку Вашего высказывания – Вы сказали лишь, что «Наверное, можно трактовать этот образ и так». Тигран Закоян < tigran@tigran.am> Так, как Вы его трактуете. Я не помню деталей, но помню, что трактовка Ваша никакого протеста у меня не вызвала. Можно, повторяю, трактовать и так. Такие мощные образы, как образ Воланда, с трудом поддаются однозначной трактовке. Уважаемый Борис Натанович! Marat < marat@atsinform.com> Как только выяснится, что на этом можно хорошо заработать. Что, вообще говоря, ниоткуда не следует. И еще. Может ли ТРТЛ (Теория Развития Творческой Личности) быть частью фундамента ВТВ (Высокой Теории Воспитания)? Marat < marat@atsinform.com> ТРТЛ – это, по-моему, инструмент познания, а не нравственного воспитания. Но она может быть полезна и как часть ВТВ, в той мере, в какой процесс познания способен оказаться полезен процессу воспитания. В конце концов, говорил же Паскаль: «Давайте учиться хорошо мыслить – это и есть основной принцип морали». Завтра 4 октября, день, когда в 1957 запустили первый спутник. Борис Натанович, расскажите, какие были у Вас чувства, когда узнали о запуске? Иваныч Насколько я помню, это был сплошной телячий восторг – песни, пляски, карнавалы и сатурналии. Наша компания в Пулкове сочинила целый фильм о спутнике – рисованный, с музыкой и стихами, записанными на лабораторный магнитофон МАГ-8 (кажется). Ночами работали, сгорая в пламени энтузиазма. Это было – счастье и ощущение прорыва в будущее. Здравствуйте, дорогой и любимый Писатель АБС, здравствуйте, Борис Натанович! Елена Орлова < orlixa@pochta.ru> Спасибо за добрые слова. Но вертикальный прогресс мы сами никогда не связывали с открытием паранормальных сверхвозможностей в человеке. Мы вообще в эти возможности не верили никогда. Мозг человеческий сам по себе настолько мощная и загадочная штука, что предполагать внутри него еще и какие-то тайны «второго порядка» – это уже некоторый перехлест. «Умножение сущностей без крайней на то необходимости». Добрый день, Борис Натанович. Александр Уманов Почему бы и нет? Боюсь только, свойства разума и свойства души лежат в разных плоскостях. И самый совершенный разум сам по себе совершенства соответствующей души отнюдь не предполагает. Гений и злодейство вполне совместны. Увы. Доброго здравия Вам, Борис Натанович! Евгений Николаев < john-miss@yandex.ru> Люблю жареное и острое (бедная моя печень). Более всего люблю китайское. Готовить не люблю и не умею (разве что – яичницу с помидорами). Впрочем, АН даже яичницу не умел. Он вообще был довольно равнодушен к еде, хотя к китайскому приучил меня именно он. О, эти прекрасные обеды в ресторане «Пекин» – знак окончания очередной работы и награда за нее! Салат из вермишели из гороха маш. Маринованная капуста с красным перцем. Консервированные яйца. Вырезка из свинины с грибами сянь-гу... АН еще очень любил трепанги, а я так и не сумел к ним пристраститься. Уважаемый Борис Натанович! Михаил < Svalka@hotbox.ru> Наверное, НЕ случайная. Наверное, это у авторов вырвалось на волю неосознанное подозрение, что гуманитарные вершины «неприступнее» научно-естественных. 2) В «Комментариях к пройденному» сказано, что ГО написан в 1973-78 г.г. О бездарности Буденного в эти годы было известно уже многим, но вот обстоятельства убийства Троцкого... Да и Тухачевский в глазах очень многих имел ореол благородной жертвы произвола, что напрочь отсутствует в его образе в ГО. Скажите, пожалуйста, откуда у АБС была эта информация? «Голоса»? Михаил < Svalka@hotbox.ru> Случайные книги. «Голоса», конечно. Но главное – беседы с умными людьми, которых вокруг всегда было, слава богу, полным-полно. 3) По поводу Гага в ПиП. Представляется весьма сомнительным, что даже очень крутой спецсолдат мог выдать чертежи автомата, пригодные для изготовления и сборки работоспособного изделия. Да и зачем бы его стали учить такому в Школе Бойцовых Котов? Михаил < Svalka@hotbox.ru> Могли, между прочим, и научить. «Как собрать боевое оружие из подручных материалов». А может быть, Гаг – просто любитель-умелые-руки? Авторы ставили перед собой этот вопрос, но – «взвесили и нашли легким». |
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
© "Русская фантастика", 1998-2004
© Борис Стругацкий, 2004 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Владимир Борисов Корректор: Владимир Дьяконов |