|
![]() |
_ |
Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |
ДИСКУССИЯ О "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ" - ЧАСТЬ №14 Возражение Константину Чулоку
Боюсь, Ваше основное допущение (а именно "мир Земли XXII века действительно добр", "люди в Мире Полдня действительно счастливы") в полемике "со всеми", не вполне верно. То есть, конечно же, Мир Полдня подобрее нашего теперешнего будет, но правильнее было бы сказать - это просто НОРМАЛЬНЫЙ мир, не добрый и не злой. Это мир со своими достижениями, давно воспринимающимися как норма, со своими проблемами, которых скорее всего менее острые чем сейчас, но которых вовсе не меньше, посколько проблемы, подобно газу, неизбежно занимают весь отведенный объем. Кстати, АБС весьма подробно прорабатывают этот тезис в Граде Обреченном. Еще о доброте. Вот вопрос - добрый ли наш теперешний мир? Вы скажете "нет", поскольку на Кавказе льется кровь, поскольку загаживается безбожно природа и т.п. А какой-нибудь филлипинский крестьянин XVI века посчитал бы наш теперешний мир просто идеальным. Ну, Кавказ, подумаешь, с детства видал он, и не раз, образчики жестокости куда более изощренной чем давешняя на Кавказе! Проблемы загрязнения он просто не поймет, зато увидит много отличной (по его меркам) еды, отличные (опять же для него) условия жизни, юридическую защиту его личности и его собственности, и - потрясающую доброту людей! Позвольте, о какой доброте речь? Да о той самой, которую мы с Вами уже давно не замечаем. Когда Вы, например, последний раз слышали о том чтобы кого-то напополам развалили мечем на поединке из-за алого цветка прикрасной дамы? Наше теперешнее общество уже не понимает подобных проявлений "благородной возвышенности чуств". Немного о счастье. Счастье - это эмоция. Эмоции - это психические реакции на изменения внешних условий. Если нет изменений, человек эмоционально нейтрален. Чем быстрее, резче и значительней произшедшие изменения, тем более насыщеными, острыми порождающиеся эмоции. Иными словами, не бывает, не существует счастья без предшествующего "несчастья", и большое счастье может наступить лишь после "большого несчастья". Может ли быть целый народ счастливым? Тут, как мне кажется, дело и вовсе дрянь. Конечно, гепотетически можно сделать целый народ счастливым, если "постоянно, неустанно и неуклонно поднимать, развивать и улучшать". Но подобное "счастье для всех" не может длиться сколь-нибудь долго, и, как правило, всегда в ущерб кому-то (чему-то) или за счет кого-то (чего-то). Присловутая "реморализация" может привить Доброту, как набор новых поведенческих норм, но не даст Счастья. Итак, Мир Полдня - это НОРМАЛЬНЫЙ человеческий мир будущего, со своими достоинствами и недостатками. Люди живущие в нем - все те же люди (помните Воланда? "люди все те же что и раньше, только квартирный вопрос их подпортил" :-)), homo-коммунариуса таким образом не существует. Вернемся теперь к нашему Румате, и исходим на этот раз из того, что он из этого НОРМАЛЬНОГО мира. Заметим даже, из НЕДОСТАТОЧНО ЗРЕЛОГО мира, ибо это социум, серьезно разрабатывающий концепцию прогрессорства. И вот тогда все наконец встает на свои места, и 100% права Алекс-Андра, анализируя личную трагедию Руматы-Антона. Социум все еще незрелый, есть в нем, пусть и в меньших пропорциях чем сейчас, и борьба за власть, есть и дураки на высоких постах, есть и гордыня, и подлецы, и проныры. И вот уже посылается в дремучий Арканар на муки и страдания 25-летний "студент" Антон с некоей "великой миссией" Земли (или Министерства Истории впику Комитету Галактической Безопасности?). И попадает бедняга в арканарский Афганистан-Вьетнам, и все тут оказывается не так как представлялось, и сам он уже не рад, хотя шел туда, ессно, добровольцем. И неизбежны при этом "отдельные инциденты" (вспомните Сонгми во Вьетнаме). И глупо обвинять в этом доведенных до отчаяния, до помешательства антонов (хотя они-то сами зачастую как раз склонны винить именно себя), львиная доля ответственности на чиновниках, посылающих вчерашних детей в Ад. И на Земле Антона потом, заметьте, встречают не как героя, не как мученика, а как убийцу! Знакомая История? Вопросы в этой Истории поднимаются все те же, Афганские, Вьетнамские, Чеченские, Арканарские - "Зачем это все нужно?", "Во имя чего?". И личная трагедия Антона ничем не отличается от описанных Эрихом Мария Ремарком и Оливером Стоуном. Торонто, 10 декабря 1998г. |
Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |