|
![]() |
_ |
Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |
ДИСКУССИЯ О "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ" - ЧАСТЬ №32 АНАЛИТИК К дискуссии о "Трудно быть богом"
Дамы и господа! Реплика Неизвестного о том, что "...начальная тема разделилась на несколько, вообще говоря, слабосвязанных вопросов...", должна была, на мой взгляд, несколько охладить разгоряченные головы off-line спорщиков, но ожидаемого отрезвления не последовало. Все спорят обо всем, валя в одну кучу смерть Киры, анализ экономического положения королевства Арканарского, психологический облик Антона-Руматы и морально-этические аспекты прогрессорства вообще (что и является главной темой произведения). Из обсуждения можно выделить три основных направления: 1) Обоснованность прогрессорской деятельности с точки зрения морали Стоит ли помогать цивилизациям, не доросшим до уровня цивилизации-прогрессора (идея мне нравится, но в ней есть что-то от киплинговского "бремени белого человека", высокомерие какое-то), или все-таки бросить их на произвол судьбы,руководствуясь принципом невмешательства (в этом тоже есть свой смысл, хотя подобное отношение скорее продиктовано нежеланием пачкать руки и портить нервы, занимаясь вытягиванием из трясины неблагодарных скотов). Говорить об этом можно долго, и какой-то толк от этих разговоров, наверно, есть, но я умолкаю. В конечном счете, у каждого есть свое личное мнение, и вытекает оно из личных же моральных устоев (если таковые имеются), а ломать чье-то мировоззрение или доказывать что-то с пеной у рта я не хочу. Не суди, да несудим будешь. 2) Экономический анализ положения в стране вообще, и влияние прогрессоров на него (то бишь, на положение) в частности. Дискуссия, которая была начата с легкой руки Митриллиан, вызвала у меня приступ безудержного веселья вперемешку с ядовитым сарказмом. Да вы чо, обурели в натуре?.. Как можно спорить о том, была или не было инфляции в Арканаре, если в первоисточнике нет никаких данных о состоянии экономики королевства? (Единственный известный мне макропоказатель, это пресловутое "...цены на хлеб падают, цены на латы растут...", может вообще ничего не значить. Напился лавочник в стельку, вот и несет всякую чушь). Что же касается раздаваемых пудов золота, то ясно только одно - для отдельно взятого мздоимца это суммы огромные, а для отдельно взятой страны? Поди догадайся. :) И еще одно важное обстоятельство. "Трудно быть богом" не есть хроника средневекового государства, пусть даже гипотетического. Мало кто знает, что в первой редакции повести дона Рэбу звали не Рэба, а Рэбия (Комментарии не нужны?), но авторов попросили затушевать ненужное сравнение. Этим примером я хотел подчеркнуть, что авторы стремились совместить в Арканаре не только и даже не столько средневековые, сколько новейшие мерзости и зверства. Нацистские или сталинские, например. И Арканар не столько феодальное государство, сколько страшноватый тоталитарный гибрид. Посему создать сколь-либо разумную экономическую модель Арканара я считаю невозможным. И все. И хватит об этом спорить. 3) Военно-политические и разведывательные игры Руматы и вокруг Руматы. Ну вы даете, ребята! И чего я тут только не начитался! И что дон Кондор заложил Румату Рэбе (В интересах дела, разумеется). И что во всем виновата некая третья сила (Странники? Конкурирующая организация? Некий тайный заговор туземцев?). И что оперативная работа у землян ни к черту не годилась (Это верно, но ведь с этим ни Румата, ни даже дон Кондор не спорит. Да и где им было учиться работе под прикрытием, если на Земле уже двести лет как коммунизм - читай: свобода, равенство, братство и всеобщее благодушие). И что Киру убили не случайно, а с некими далеко идущими целями (Опускаясь до уровня аргументации лихих сыщиков, хотел бы напомнить - стрелять из арбалета непросто, аэродинамика арбалетной стрелы такова, что точность арбалетчика куда как хуже точности лучника, а потому ночью попасть в человека, стоящего в глубине комнаты второго этажа, да еще два раза подряд, практически невозможно, что заставляет рассматривать смерть Киры, как трагическую случайность - то есть так, как ее задумали авторы). Я тут слегка нахамил, но все дело в том, что я-то привык рассматривать "Трудно быть богом" как вещь философскую и, если хотите, лирическую - в том смысле, что речь в повести идет о любви (к женщине, к справедливости, к людям - неважно). Разбирать же ее с точки зрения крутого политического детектива для меня несколько странно - так же странно, как, например, разбирать "Властелина колец" с точки зрения последних достижений военной науки (Прохлопали ушами перевербовку Сарумана и Дэнетора, преступно мало уделили внимания вопросам снабжения, не сумели вовремя сосредоточить на Минас-Тиритском направлении необходимое количество войск, а жизненно важное диверсионное задание поручили не эльфу-спецназовцу, а коротышке, которого любая медкомиссия забраковала бы даже при тотальной мобилизации). Тем не менее, я склонен полагать, что подобный разбор имеет смысл и может превратиться в нечто качественно новое - некую смесь ремейка и ролевой игры с параллельными вариантами развития событий, реконструкциями пробелов, различными моделями прогрессорской деятельности землян и возможными прогнозами результатов этой деятельности, благо Стругацкие предоставили в наше распоряжение достаточное количество этнических, культурных, социальных формаций и персонажей, а то, чего нам не хватает, всегда можно доконструировать. Вот, в общем, и все. Dixi. С уважением, 22,05,1999 г. от Р.Х., Аналитик |
Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |