|
![]() |
_ |
Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |
ДИСКУССИЯ О "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ" - ЧАСТЬ №38 Родион ЩЕРБАКОВ Арканар-Земля. Утро. XX Век.
Средь свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров, Жили книжные дети, не знавшие битв, Изнывая от детских своих катастроф. В.Высоцкий Здравствуйте все! Я с интересом прочитал материалы этой дискуссии и хочу сказать, что она очень интересна и навела меня на размышления о творчестве АБС, нашем времени и нашем месте в нем. Сейчас нашлась свободная минутка, и я решил высказать свое мнение по обсуждаемым здесь вопросам. Сначала о собственно арканарском кризисе. Я хочу присоединиться к мнению товарища Налбандяна. Да, доля вины прогрессоров в случившихся в Арканаре событиях несомненно есть, но заключается она вовсе не в инфляции, вызванной вводом дополнительных количеств золота в оборот (кстати, сама идея губительной для страны инфляции взята, видимо, из "Обитаемого острова": "Вы знаете, что в стране инфляция? Вы вообще знаете, что такое инфляция?" и нашей нынешней "замечательной" жизни), сколько в искусственном сдерживании естественного развития ситуации в Арканаре политическими средствами и теми же золотыми вливаниями. Ведь даже, если бы в Арканаре были бумажные деньги, ввод в оборот дополнительных количеств золота лишь укрепил бы национальную валюту. Я, конечно, не историк, но того, что нам рассказывали в школьном и институтском курсах истории, по-моему, достаточно, чтоб предпринять хотя бы беглый анализ политической и социальной ситуации в Арканаре. Описанные в книге события происходят в "период установления абсолютизма". Это означает, что период первичной колонизации арканарской сайвы уже пройден, возникло относительно устойчивое государство, способное несколько сдерживать бесконтрольную удаль баронов, возникли города и торговая буржуазия, интенсифицировался товарно-денежный обмен, как внутри страны, так и за ее пределами, стали развиваться наука и искусство. Зарождающаяся буржуазия немедленно вступает в конфликт с феодалами, что зачастую использовалось королями для усиления своей власти. То есть, серое движение возникло на основе борьбы городов за независимость от феодального владычества. Это объяснение есть и в книге. Его дает Пашка. Однако, победить окончательно буржуазия могла только, если бы Арканар монополизировал морскую торговлю в своем регионе. Тогда она несомненно сломила бы сопротивление феодальной знати, частично инкорпорировав представителей последней в свои структуры, и установила республиканскую форму правления. Пример тому Флоренция, Нидерланды и т.д. Но эта экологическая ниша, по крайней мере в Запроливье, была уже занята торговой республикой Соан, поэтому шансов на успех у арканарских буржуа было немного, и дон Рэба, сделавший на них ставку, был обречен. Поражение в войне против баронов и Ирукана, вызванной, по-видимому, необходимостью облегчить внешнюю торговлю, казалось, предрешило этот исход. Я не думаю, что без вмешательства прогрессоров Арканар бы завоевали, но перераспределение власти в пользу военной элиты и усиления государства, скорее всего бы, произошло. Нормальным развитием данной ситуации является дальнейшее усиление государства и появление мощного тоталитарного режима, ибо только государственный контроль над экономикой способен в описываемой ситуации обеспечить социальный мир, экономическое процветание и выход на мировые рынки. Классическим примером является французский абсолютизм. Это должно было привести и к росту влияния церкви, т.к. именно церковь и ее бюрократические структуры являются становым хребтом всех подобных систем в доиндустриальную эру. Естественно, что процесс этот весьма протяжен по времени, и каждая его стадия должна дозреть, чтобы развитие рынка не превратилось в ограбление привыкшего к бартеру производителя, усиление государства не вылилось в первобытную деспотию, а рост влияния церкви не привел к уничтожению науки и искусства. Так что Арканару предстоял еще огромный и тернистый путь. В этом есть одно из главных противоречий прогрессорства - социальные системы инерционны и ускорить их развитие извне очень сложно, даже вкладывая в это предприятие огромные ресурсы. Пример - СССР вложил сотни миллиардов долларов в развитие Средней Азии, Афганистана, своих союзников в третьем мире. И высоко они поднялись? Приходится признать, что основным следствием этой политики было замедление развития индустриально развитых регионов России, Украины и Белоруссии, что привело к технологическому отставанию от Запада и краху всей системы. Но вернемся к книге. Вмешательство прогрессоров, остановивших из гуманистических соображений ируканскую армию, заморозило ситуацию, но не разрешило противостояния между буржуа и феодалами. Фактически в стране шла холодная гражданская война. Более того, внутренний социальный кризис стал углубляться и быстро затронул экономику. Дело в том, что буржуазия, описанная АБС, все эти бакалейщики, лавочники и банкирчики ничего не производили, а только перераспределяли, но благодаря поддержке государстве, вернее лично дона Рэбы, богатели день ото дня. Естественно, что это достигалось за счет разорения крестьян, которые "все больше зарывались в землю в своих деревнях", и части землевладельцев (поэтому такая куча безденежных донов), а так же неуплаты налогов - казна на протяжении всей книги хронически пуста. Зато "цены на хлеб падают, цены на латы растут. Эх, братья, какая жизнь настала". Используемые силовые методы, а "серые" контролировали большую часть территории страны, действительно выходят за рамки базисной теории. В описанной исторической ситуации городское ополчение зачастую с трудом удерживало городские стены, но спасение прогрессорами Рэбы создало такую возможность. Провалы же и страдания масс списывали на ученых, которые с блеском выполняли роль "врагов народа" в глазах темного и забитого населения. Золотые же вливания, сделанные Руматой, игравшим роль местного МВФ, только замедлили процесс распада экономики и дали кризису усугубиться. Естественно, что такая ситуация не могла продолжаться бесконечно, ведь ресурсы столь низкоразвитых обществ, как арканарское, весьма и весьма ограничены, и рано или поздно "гигантский гнойник" должен был лопнуть. Но то, что первоначально разрешилось бы в ходе небольшой феодальной потасовки с повешением Рэбы и части дорогих ему лавочников в финале, благодаря внешней поддержке режима, разрослось до размеров революционной ситуации, когда "низы не хотят, а верхи не могут", с далекоидущими последствиями. Понятно, что в условиях сокращения производства уменьшается величина потребления у всех сословий, и городская буржуазия почувствовала это первой. Чтобы сохранить свою долю ей теперь нужна открытая диктатура - прямой грабеж с помощью государства. И в этом они мало чем отличаются от перераспределителей-теневиков - того же Ваги Колеса. Методы чуть-чуть другие, а смысл тот же. Поэтому отцы Цупик, Аба и компания готовят переворот. Цель - захват власти и экспроприация баронских владений. Бароны разобщены и неорганизованы, но пропустив первый удар, они несомненно объединятся и врежут в ответ. Для ведения войны обеим сторонам потребуются дополнительные ресурсы, и добывать их будут, увеличивая сборы с крестьян, что неминуемо приведет к повторению крестьянской войны под руководством Араты Красивого или Пэрты Позвоночника, неважно. Практика показывает, что между началом гражданской войны и началом интервенции редко проходит более нескольких месяцев, а то и недель. С учетом того, что соседями Арканара являются не только "цивилизованные" Ирукан и Соан, но и страна меднокожих варваров, чье нашествие может стать фатальным для королевства, анализ, сделанный Руматой (что произойдет, если он убьет Рэбу и дестабилизирует центральную власть), может осуществиться на практике, и на руинах городов и деревень история начнется с САМОГО НАЧАЛА. Я думаю, что именно этого и должны были не допустить прогрессоры, но они слишком увлеклись спасением ученых и все проглядели. К счастью, Арканар не был независимым государством - он был частью Древней Империи, и вот имперский-то центр, в отличие от прогрессоров-любителей, все понял правильно, ибо с учетом вышесказанного, ввод двадцатитысячного "миротворческого" контингента войск Святого Ордена был спасением Арканара. Подводя итог арканарского кризиса, можно сказать, что деятельность прогрессоров не повлияла существенным образом на результат - усмирение баронов и усиление государства в форме теократической диктатуры все же произошло. Изменился лишь механизм этого процесса и его конечный пункт, и то незначительно, в сторону большей радикализации. Это и понятно. "История движется силой огромных человеческих масс, и надеяться, что один человек сможет ее изменить, наивно и антиисторично" ("Обитаемый остров"). Почему же прогрессоры проглядели все эти события, а ввод войск Ордена восприняли, лишь как фашистскую агрессию? Это тесно связано с вопросом о причинах срыва Руматы. Дело в том, что первые Прогрессоры не были бесстрашными Штирлицами, они были учеными, прибывшими на чужую планету исследовать архаичный по сравнению с миром Полдня социум. А это совсем другая психология. Поэтому срыв Руматы сходен со срывом у Льва Абалкина. Если научника-пацифиста превратить в Джеймса Бонда, он обязательно сорвется, если враги его не прикончат раньше. Что же до веры в Коммунизм, то она у Руматы лишь укрепилась. Под вопросом оказался гуманизм Руматы, его вера в то, что "Человек - это звучит гордо". Он на собственном опыте узнал, какими зверьми бывают люди, до какой низости они могут опуститься. До него дошло и то, что человек не является Человеком по праву рождения. Он становится им в результате воспитания и долгой и трудной работы над собой. И вообще, есть разные подвиды homo sapiens, отличающиеся друг от друга своим программным обеспечением - психологией, идеологией, убеждениями или что там их у них заменяет, и постоянно конкурирующие между собой. Хотя мысль эта не новая, но для человека, живущего в мире Полдня, почти преступная. Ведь от нее за версту разит фашизмом и т.д. Румата практически столкнулся и с проблемой выбора. Ему постоянно приходится делить людей на своих и чужих и выбирать, кто важнее. Вот в этих-то условиях он отнес к "нашим" тех, кто ему ближе - Цурена, Будаха, Киру, Пампу, Арату и еще нескольких человек. Все остальные были для него или Чужими или просто "жрущей и размножающейся протоплазмой". Максиму Каммереру было проще - он, со своей склонностью к приключениям, обладал психологией профессионального разведчика, и, кстати, на Земле он в юности, в отличие от перспективного ученого Антона, считался неудачником, а люди, окружавшие его на Саракше были гораздо выше по развитию и ближе психологически, чем окружение Руматы. Взять хотя бы "черного штурмовика" Гая, который к тому же "хороший парень". Понятно, что Румата принимал близко к сердцу интересы, чувства и страдания именно этих близких ему людей. В конце-то концов он все-таки человек, а не бог, для коего все смертные одинаковы. Но уже одно то, что он променял коммунистический рай на Земле на арканарский кошмар и чуть не отдал жизнь "в борьбе за счастье чужих людей", достойно уважения. Коммунизм же для него так и остался идеальным типом естественного устройства, при котором нет конкуренции между людьми за кусок хлеба, и не надо никого относить к чужим, где все свободны от власти государства, денег и собственных темных инстинктов, а лишь ответственны перед своей совестью и обществом за себя и других людей. Чтобы понять это, давайте посмотрим, что такое коммунизм по АБС, и чем он отличается от его традиционного понимания. Каков классовый состав мира Полдня? Основной и правящей социальной силой является интеллигенция, а основными партиями - технари, типа Ламандуа ("Далекая Радуга"), и гуманитарии. Технико-эксплуатационный персонал занимает более низкую ступеньку в общественной табели о рангах, является в определенной мере эксплуатируемым, прежде всего морально, классом, ведь будучи лаборантом или техником трудно найти общественное признание, как тому же Максиму ("Обитаемый остров") или Роберту ("Далекая Радуга"). Те, кто не занимается творческой работой вообще, например, домохозяйки, либо отсутствуют, либо не имеют права голоса, либо используются для всяких "ребяческих" затей - ГСП там, или озеленение Венеры, например, это АБС не уточняют. В общем, как у компьютерщиков - есть "хакеры", есть "юзеры" и есть "ламеры", да поможет им BG. Кстати, примерно такую же градацию людей проводит Изя ("Град обреченный") - производители информации, ее потребители, и несведущая толпа. Как видно никаких ссылок на правящую роль пролетариата нет. Пролетариев, как класс, устранили вместе с ручным трудом. Политическое руководство осуществляют Советы. Однако это не те Советы, что были при социализме, а скорее Ученые Советы университетов, где принимают решения самые высокоученые и уважаемые люди. Бюрократия видимо все-таки сохранилась, но в модернизированной, научной форме. Материальной основой этого общества являются:
В сумме эти два фактора позволяют построить общество с исключительно высоким качеством жизни и отказаться от частной собственности, а так же обеспечить господство интеллигенции. Мораль в этом обществе должна быть такова, что на первое место должно выйти уважение к творчеству, и, как следствие, свободе, ограниченной лишь моральными соображениями (см. "Жук в муравейнике" - "Битва железных старцев"), а не некими прагматическими соображениями, типа - поддержим Святой Орден, потому что варвары хуже. Вообще, кто-то из классиков сказал, что переход к коммунизму - это прыжок из царства необходимости в царство свободы. Оценка человека в таком обществе должна производится, прежде всего, как личности, а не как абстрактного работника или семьянина. В "Улитке на склоне" - "прекрасный администратор, но сволочь - гнать его". Важнейшими ценностями также будут познание мира и возможность самореализации, дружеские взаимоотношения между людьми, и, следовательно, желание бескорыстно помочь, а также дружественная внешняя природная, техническая и общественная среда. В книгах Ивана Ефремова существуют даже специальные общественные структуры, занимающиеся решением конкретно этих задач. С этой точки зрения и надо рассматривать Прогрессорство - попытку, не всегда удачную, помочь, подняв дух и интеллектуальный уровень слаборазвитых обществ, зачастую сводящуюся к защите самых одаренных в случаях, когда развиваемое общество еще не готово воспринять передаваемые ему идеи. Впрочем, у прогрессорства есть и прагматический смысл - информационные общества нуждаются в особом ресурсе - интеллекте. Вот его-то и готовят прогрессоры на отсталых планетах. Отмечу, что аналогичные миру Полдня общества описаны и в произведениях других советских писателей-фантастов, в частности Ивана Ефремова, Кира Булычева и др. Произведения Ефремова в части описания общества будущего даже более реалистичны, т.к. учитывают значительные изменения в общественном устройстве, культуре, этике и эстетике, в то время, как герои АБС во многом взяты из сегодняшнего, вернее уже вчерашнего (образца 60-х) дня. Замечу, что в произведениях АБС присутствует заметный глюк - в их мире Полдня очень низка роль женщины, что невозможно, т.к. по мере информатизации общества ее роль в общественной жизни непрерывно возрастает. Возможно, это связано с каким-то комплексом у самих АБС или характерным для советского общества мужским шовинизмом, т.к. во всех их произведениях женщины или мало заметны, или играют отрицательную роль, как амазонки в "Улитке на склоне". Остается вопрос - возможен ли мир Полдня? А почему бы и нет! Как я уже написал, в основе этого общества лежит автоматизация производства и превращение информации в основной общественный продукт. Начиная с 60-х годов, эти процессы стали доминирующими, как на Западе, так и у нас в стране, а роль интеллигенции, или хотя бы определенной ее части, именуемой техноструктурой, в общественной жизни, по крайней мере западных стран, заметно возросла. И это неудивительно. Ситуация на планете уникальная - около 10% населения производят почти половину общественного продукта, численность лиц занимающихся физическим трудом в развитых странах драматически сокращается при одновременном росте численности и влияния части населения, занятого интеллектуальным, а ежегодный рост в сфере производства, например, программного обеспечения составляет 12.5%, что в 5 раз выше, чем средний прирост ВНП США, или что-то около того. Все это сопровождается привлечением в сферу производства информации огромных финансовых ресурсов, прибыли Голливуда стали легендой, а "Microsoft" стала просто богатейшей компанией на Земле. Так что материальная основа будущего мира Полдня закладывается сейчас, у нас на глазах. Основная проблема лежит скорее в культурно-психологической сфере. Воспитанные в традиционных представлениях люди стараются обогатиться прежде всего не духовно, а материально. Пышным цветом цветет мещанство и связанная с ним масс-культура. Но идеи, что чистота взаимоотношений между людьми, близость к Природе, возможность реализовать себя и сделать что-то для других являются непременным условием счастливой жизни и неотъемлимыми качествами настоящего Человека, а основной задачей социального строительства является не рост производства-потребления в $/чел/год, а повышение качества жизни, звучат даже в самых индивидуалистичных и бездуховных западных странах. Ведь, как указывается в ТББ, это является непременным условием эффективного процесса производства информации и необходимо для нормальной жизни и воспроизводства интеллектуальной части общества. Все эти процессы до начала перестройки шли и у нас. Великая советская фантастика и бардовская песня 60-х стали явлением, отразившими эту, как тогда называлось, НТР, расцветавшую на отечественной почве в эпоху хрущевской оттепели. Они же, как в зеркале, отразили и основной конфликт социализма - между творческим характером производства информации и плановым косно-бюрократическим характером управления ("Понедельник начинается в субботу", "Сказка о тройке") и показали главных врагов нового общества - мещанство, с его идеалом жизни человека, как у сытенькой скотинки ("серые" в ТББ), и бюрократию, желающую превратить людей в бездумные винтики госмашины (в ТББ это Святой Орден). К сожалению, пассионарный потенциал 60-х ушел в леса и горы, но надеюсь, что "наши годы еще не прошли, снова гордою станет осанка". Тем более, что АБС дают рецепты, что надо делать - бороться за знания, за уважение к Личности, за Культуру, за будущие поколения, воспитывая в нужном направлении детей и помогая разбираться взрослым, против насилия, тупости, жадности и эгоизма, имея в качестве главной ценности "Дружбу, Любовь и Работу" ("Стажеры"), а в качестве материальной базы можно производить и продавать информацию ("Гадкие лебеди"). Главное, четко понимать, где добро, где зло, верить в неизбежность светлого Будущего и не падать духом, как бы не складывалась ситуация, и что бы не вбивали нам в головы через систему телевизионных Башен. Перефразируя клич кубинских пионеров - "будем, как Румата". В конце концов, в следующих книгах АБС прогрессорством занимаются профессионалы, такие, как Рудольф Сикорски и Корней Яшмаа ("Обитаемый остров" и "Парень из преисподней"), которые делают свое дело "точно, осторожно, с учетом всех возможных последствий", но романов про их деятельность нет. Это понятно. Братья Стругацкие никогда не писали про шпионов и прогрессоров, они пытались создать идеал обычного Человека, на который можно было бы равняться. Поэтому я сознательно обошел тему взаимодействия различных обществ, ведь книга - про взаимодействие прошлого и будущего, и поэтому "все мы" - прогрессоры, или "стажеры перед будущим" ("Стажеры"). Каждый на своем месте. Я благодарю всех, кто сумел дочитать до этого места. Понимаю, что расписался, но уж больно большая, сложная и интересная тема была затронута. :-) С уважением Родион Щербаков (с) 1999. Вы можете ответить мне лично по электронной почте mailto:schrj@dpt.ustu.ru или по интернет-пейджеру ICQ # 3769797 P.S. Цитаты приводил по памяти. Извиняюсь за допущенные неточности. P.P.S. Пока я все это сочинял, дискуссия ушла вперед, и я хочу сделать несколько заметок.
|
Литературные форумы -> Форум страницы Стругацких -> Записать сообщение | РУССКАЯ ФАНТАСТИКА |