«Аэлита»
– краткая история
старейшего
Российского конвента фантастики
Международный фестиваль фантастики «Аэлита», имеет
давнюю и богатую историю. В своё время учредителями премии «Аэлита» в области
литературной фантастики выступили журнал «Уральский Следопыт» и Свердловское
отделение Союза писателей РСФСР.
Как
всё начиналось
В далёком 1980 году никто не
собирался проводить фестиваль фантастики, а просто писатели Владислав Крапивин
и Юрий Яровой, Станислав Мешавкин, тогда главный
редактор журнала «Уральский Следопыт», и сотрудник отдела прозы и поэзии журнала
Виталий Бугров надумали учредить приз для русскоязычных писателей-фантастов.
Фестиваль вокруг церемонии награждения образовался, можно сказать, стихийно, и
стал первым на территории Советского Союза настоящим фестивалем фантастики.
Собственно,
сам фестиваль стартовал в 1981
году. Первыми лауреатами новорожденной премии «Аэлита» стали Аркадий и
Борис Стругацкие, а также Александр Казанцев. Конечно же, фигура Аркадия
Натановича, приехавшего в Свердловск (так в советское время назывался
Екатеринбург) получать премию от имени авторского дуэта, привлекла внимание
многочисленной публики. Люди толпами пришли и даже приехали издалека «на
Стругацкого», а в итоге дали рождение фестивалю. Вручение подобной премии стало
поистине знаковым событием для любителей фантастики, и на первом этапе всё
сложилось как бы само собой.
В
период 1982-1985 годов сама
торжественная церемония с вручением премии плавно отдалилась в тень, а на
первый план выдвинулись именно возможности общения фэнов
– с фэнами и писателями, редакторов – с писателями и
читателями. Тем, кто пробовал себя в сочинительстве, представилась уникальная
возможность, минуя излишне строгие редакции тогдашних журналов, узнать цену
своему творчеству в среде единомышленников. Безусловно, и фигуры тех, кто
получал очередную премию, не оказывались забытыми – наоборот, писатели Зиновий
Юрьев (лауреат премии «Аэлита» 1982 года), Владислав Крапивин (1983), Сергей
Снегов (1984) и Сергей Павлов (1985) становились главными действующими лицами каждого
очередного фестиваля. Одним словом, возник уже настоящий «конвент».
Однако,
заподозрив некий злобный умысел, «наезд» на Систему, чиновники попытались
отменить «странное собрание». В 1984 году председателей и членов многих КЛФ
(клубов любителей фантастики) по всей стране начали вызывать в отделы КГБ, а
фестиваль 1985 года редакция «Уральского Следопыта» вообще провела
полуподпольно – даже без рассылки официальных приглашений. В конце концов, в 1986 году чиновники всё-таки сказали
«Стоп!» организаторам фестиваля, и своим постановлением закрыли фестиваль. В
тот год премия не вручалась, и, тем не менее, многие любители фантастики всё
равно приезжали в Свердловск...
Но
в Советском Союзе уже набирала обороты Перестройка, несомненными преимуществами
которой (помимо многих недостатков) стали более широкие свободы и гласность –
фестиваль перестали запрещать, и с 1987
года он уже проходил без оглядки на «компетентные органы». Более того, конвент
обрёл новые премии: в 1987 году был учреждён Мемориальный приз имени Ивана
Антоновича Ефремова», вручаемый за выдающуюся редакторскую, организаторскую и
просветительскую деятельность в области фантастики, а в 1989 – приз «Старт» за
лучшую дебютную книгу предыдущего года.
Проблемы и
трагедии
Как
показало время, сложности из-за наездов чиновником – не самое страшное. Они
вполне преодолимы, когда есть люди, искренние болеющие за дело. Но Перестройка
принесла такие проблемы, о которых в советское время мало кто задумывался: в
условиях становления рыночной экономики стало всё сложнее организовывать
фестиваль материально. Журнал «Уральский Следопыт», финансовый фундамент
фестиваля, дважды в тот период ограбленный банками,
находился на грани исчезновения. Всё чаще приходилось искать помощи на
стороне у «добрых меценатов», а перед ними в тот период «дикого капитализма» и
спекулятивного беспредела стояли совсем иные цели. В
довершение всего летом 1994 года произошла трагедия – не стало Виталия
Ивановича Бугрова, одного из самых преданных аэлитовцев,
лидера общественного оргкомитета. В той ситуации не
нашлось никого, кто смог бы его заменить, и фестиваль постиг коллапс – целых
два года было неясно, оживёт или нет «Аэлита».
Наконец в 1997
году финансовым гарантом фестиваля стала екатеринбургская Ассоциация книжной
торговли «Книжный клуб», а организационную часть на себя принял образованный
Региональный общественный фонд (РОФ) «Фестиваль “Аэлита”». Во главе оргкомитета
встал Игорь Георгиевич Халымбаджа, авторитетный
российский библиограф и просто замечательный человек.
Сразу
же была учреждена новая награда: «Мемориальная премия имени Виталия Ивановича
Бугрова» ‒ за выдающуюся редакторскую, библиографическую,
литературоведческую и составительскую работу в области фантастики. Первым
лауреатом премии в том же году стал редакторский коллектив под руководством
Владимира Гакова, создавший первую русскую
«Энциклопедию фантастики».
Два
года, 1997-1998, фестиваль проводился стабильно, но за три дня до начала
«Аэлиты-99» случилась ещё одна невосполнимая утрата – не стало Игоря Халымбаджи. Казалось, конвент погибнет, но он вновь выстоял
и продолжал жить. Пусть уже не такой многолюдный, как десять лет назад – 150-200
участников против 1000 и более гостей фестиваля в конце-восьмидесятых
начале девяностых, – но по-прежнему самый солидный вручаемым на то время премиям
(по большому счёту, и до сих пор нет в стране аналогов премиям »Аэлита», «им.
И. Ефремова» или «им. В. Бугрова»).
Но
снова беда – к 2002 году от финансовой поддержки фестиваля практически отошёл «Книжный
клуб», а сам кое-как выживающий «Уральский Следопыт» остался в числе
«сочувствующих» лишь формально. В такой ситуации конвент просто рисковал прекратить
своё существование.
Новейшая история
«Аэлиты»
Но именно «Аэлита-2002» стала переломной: к
организации фестиваля подключился екатеринбургский писатель-фантаст Борис
Долинго. Вместе с единственным оставшимся с прошлых лет членом оргкомитета
Евгением Пермяковым он начал искать новые формы
работы и дополнительное наполнение программы.
По
предложениям фэнов, обрела своё воплощение пятая на
тот момент премия фестиваля ‒ «Орден “Рыцарь фантастики имени Игоря
Георгиевича Халымбаджи”», вручаемая за вклад в
развитие отечественного фэндома (первое вручение
прошло в 2002 году). Но, прежде всего, Борис озаботился поиском серьёзных
спонсоров, готовых финансово поддержать фестиваль. Понимая, что привлечение их ‒
задача, требующая превращения «Аэлиты» в настоящее событие для Екатеринбурга, в
праздник не только для фэнов и писателей, но и для
значительной части горожан, он впервые на «Аэлите» помимо приглашения самих лауреатов
премий фестиваля ввёл практику приглашения и «знаковых» гостей. Первым таким
гостем в 2003 году стал великий американский фантаст Роберт Шекли, что вызвало
бурный интерес к фестивалю всех сочувствующих фантастике» людей.
В
2004 г. в местном издательстве «У-Фактория» удалось
«продавить» выпуск сборника фантастики молодых авторов, который с 2008 года
(когда «У-Фактория» практически перестала существовать), Борис продолжил выпускать
на свой страх и риск. К сожалению, тандем с Евгением Пермяковым
у Бориса Долинго распался, и с 2007 года последний остался единственным
организатором фестиваля.
В
2008 году ректором Уральского государственного университет становится Дмитрий
Бугров – сын легендарного Виталия Ивановича Бугрова. Казалось, что сложная
полоса у «Аэлиты» наконец-то закончилась и её прочно на долгие годы возьмёт под
своё крыло УрГУ. Однако процесс формирования
Уральского Федерального университета (в состав которого вошёл УрГУ) снова внёс коррективы в ситуацию, и в 2012 году стало
понятно, что новому нового университета фестиваль фантастики не особо нужен (видимо,
там считают, что из студентов необходимо формировать не «мечтателей», а
прагматичных менеджеров). К тому же ситуация в стране после кризиса 2008 года сделала
нахождение сторонних спонсоров архисложной задачей. И хотя с 2004 года
поддержку фестивалю оказывает Администрация города Екатеринбурга, а с 2013 года
при содействии Екатеринбургского отделения Союза писателей России удалось
заручиться поддержкой Министерства культуры Свердловской области, этого в
современных условиях явно недостаточно, чтобы фестиваль мог хотя бы не
откатываться назад с занятых позиций.
Время проблем –
время надежд
Самой
большой проблемой до сих пор остаётся отсутствие стабильного оргкомитета фестиваля ‒ эта хлопотная работа требует от
организаторов постоянных вложений личного времени, и мало находится тех, кто
имеет возможность заниматься такой работой. Тем не менее, посильную помощь
оказывает немало людей – это и Андрей Скоробогатов, Ольга Рачеенкова,
Андрей Бочаров и последние два года ответственный секретарь Екатеринбургского
отделения Союза писателей России Вадим Дулепов.
И,
несмотря ни на что, фестиваль «Аэлита» развивается. За период с 2002 года
обрели жизнь ещё несколько премий – премия «ЕвраАзия»
(2004 г., за фантастические произведения, действие которых разворачивается на
Урале и в Екатеринбурге); премия «The Great Master
of SСi-Fi & Fantasy»
(2006 г., для иностранных писателей); премия «Орден Добра и Света» имени Ивана
Соколова (2012 г., за идеи добра и гуманизма); премия «Гиперболоид» (2013 г.,
за лучшие научно-технические идеи в фантастике). С 2005 года
постоянно проводится Конкурс короткого рассказа» (ККР) для произведений не
более 16 т.зн.), а с 2012 – конкурс «Рассказ за 100
минут». Все эти годы ведётся отбор и выпускается сборник «Аэлита» – в
2014 году вышел «юбилейный», десятый сборник. Во многом на базе фестиваля
создано электронное издательство «Аэлита», где ведётся отбор, редактирование и создание электронных книг (http://iaelita.ru).
Оргкомитет
во главе с Борисом Долинго открыт для любого сотрудничества с неравнодушными
людьми, истинными любителями фантастики, которые будут готовы заниматься любыми
вопросами по подготовке и организации фестиваля «Аэлита». Поэтому,
несмотря ни на что, есть надежда, что совместными усилиями настоящих
энтузиастов фантастики уникальное мероприятие, созданное ещё в 1981 году на
Уральской земле истинными подвижниками, какими были Виталий Бугров, Игорь Халымбаджа, Станислав Мешавкин и
другие, не прервётся, а будет жить и развиваться, даря всем искренним любителям
этого замечательного литературного жанра встречи с тем прекрасным, что
называется «мечта» и «вера в будущее».
–//–
|