|
Симмонс Д. «Восход Эндимиона»
Москва, АСТ, 1998
«- Понял, почему я выбрал этого мальчика, чтобы он закончил за меня «Песни»? Писатель из него - дерьмо дерьмом, зато память - как у слона». |
Не знаю, как там у слонов с памятью.
Всем же прочим я насладился в полной мере.
Отчего первый «Гиперион» до сих пор входит в первую полусотню фантастики? С чего начиналась история Шрайка?
С тайны.
С тайны, объединившей семь совершенно разных людей в отчаянной жажде невозможного. С историй, каждая из которых могла бы претендовать на «Хьюго». С композиции, делающей честь мастерству автора. С обещаний некоей истины, которая свяжет воедино все эти истории и придаст им высший смысл.
И, говоря честно, на этом лучше было бы остановиться. Аналогичная затея у Азимова закончилась хитроумным заговором роботов. Хербертовская «Дюна» выродилась в шахматную партию длиной в тысячи лет. Можно было ожидать, что и Симмонс ограничится подобной «мягкой посадкой».
Как бы не так! Я недооценил эпоху, в которую создавался «Эндимион». Эпоху, в которую мыслить дозволено только Интернету (ну, может быть, еще и Биллигейтсу). Симмонс породил действительно НЕЧТО.
Если вы помните, в первом «Гиперионе» содержались намеки на будущее всего симмонсовского мира. То самое, откуда родом некая Монета, то самое, где Кассад сотоварищи истреблял полчища Шрайков. Сюрприз первый: ничего этого не было.
Если вы помните, во втором «Гиперионе» велись довольно занудные дебаты с Уммоном, а в его лице - и с Техноцентром. Уммон много рассказал о расколе в Техноцентре, о Богостроителях, о сотворенном Боге и приманке для него - Шрайке. Сюрприз второй: все это брехня.
Если вы помните, там же появились очень положительные Бродяги, едва ли не опередившие по технологии прочую земную империю. Сюрприз третий: автор перебил их за ненадобностью.
Уже неслабо, да? Продолжение, полностью переписывающее первые книги. Интересно узнать, зачем это все понадобилось?
Затем, что Симмонс теперь знает, КАК НАДО.
Ошибкой было бы читать «Восход Эндимиона» как произведение фантастики. Это - чистейшей воды мессианство. Это Евангелие эпохи Интернета, это попытка популярного писателя (второе место в номинации на «Хьюго» прошлого года!) осмыслить современность. Ради этой попытки он изуродовал собственный мир, ради нее он превратил роман в скучнейшее перечисление неотличимых друг от друга миров и персонажей. И вот Евангелие создано. Отныне мы знаем, как представляют себе будущее передовые американцы нашего времени.
Знаете недавний анекдот? «Из кризиса 17 августа может быть два выхода - фантастический и реальный»? Так вот, Симмонс додумался до него аж целый год назад.
Его Евангелие гласит, что придут добрые Искины и спасут нас от всех бед. Научат подключаться к Связующей Бездне, телепортироваться и, видимо, питаться святым духом. А пуще всего научат заклинанию «Выбери снова!».
И благодарное человечество двинется новой светлой дорогой.
Неужели Симмонс это всерьез, думал я поначалу. Неужели он не видит, что описал всего-навсего последовательную смену трех способов Искинов паразитировать на человеке? Нуль-порталы, крестоформы и теперь - Связующую Бездну? И что к Человечеству эти замены 286-386-486 никак не относятся? И что душераздирающее заживосожжение Энеи - всего лишь способ перейти от слота 7 к слоту 1?! Неужели он сам не понял, что написал?
А потом мне стало страшно.
Потому что он понял - и тем не менее написал.
Симмонс, этот Азимов наших дней, считает это УТОПИЕЙ. Считает лучшим выходом для человечества. Когда нас будут держать в наших кроличьих клетках не Искины злобные, а Искины добрые. И только за это еще и можно бороться.
Симмонс оказался реалистом: прилетят инопланетяне и всех спасут. Все отличие его книги от нашего анекдота - в том, что инопланетяне спасут всех небесплатно. Им тоже есть что с нас взять. Аллилуйя!
Такое ощущение, что Симмонс - прям-таки «зеркало американской революции». Этот человек (и все, кого он представляет) уже настолько привык пользоваться благами технотронной цивилизации, что готов с радостью склониться перед Большим Братом. Готов отдать свои мозги на комплектовку за харч и дзен-медитацию.
А вы?
А.Калашников, 18.10.98 |