|
Симмонс Д. «Восход Эндимиона»
Москва, АСТ, 1998
«Они сказали, что она принесла весть, которую ждали много тысячелетий». |
Занимательную книгу сотворил Дэн Симмонс.
Если читать ее как простую «SF», без скидки на отличный от нашего англо-американский менталитет, то понять, о чем она написана, - невозможно. Запутываешься. Конечно, качество перевода и глобальность тематики тоже играют тут свою роль, но тем не менее следует отдать должное и авторскому замыслу. Симмонс-то писал для американцев! Да еще в условиях проблемы выбора в запредельном будущем. Кого это у нас сейчас всерьез волнует? Оттого и разброс в оценках выходит практически диаметральный.
Для кого-то, может статься, - это утопия. Масштабы и детальность описаний такой вывод сделать позволяют. Как-никак будущее Человечества через тысячу лет! А серьезность подхода! Мало что подобное можно тут припомнить, разве что «Туманность Андромеды» у нас да азимовское «Основание». Я отнес бы сюда также «Полдень, ХХ век», пускай это и не такой уж большой срок. Но и - все.
С этой стороны все в порядке - налицо новая этапная концепция будущего, что сложилась в последнее время взамен заметно устаревших моделей шестидесятых.
Вот только однозначности в этом определении не возникает.
Это же какая такая утопия, в которой дважды на четыре тома цивилизация, можно сказать, рушится до основания с многомиллиардными сопутствующими жертвами? Ничего себе светлое будущее!
Так, может, тогда это дистопия? Роман-предупреждение то есть? Желающие думать так наверняка сумеют привести тому доказательства. И ИскИнов-паразитов, добивающихся в финале полного господства над людьми (Энея ведь самое натуральное дитя Техно-Центра - она сама об этом говорит) путем прямого включения всех в Связующую Бездну. И вытворяющих вообще что хотят. Чего стоит перенос героини в будущее на два года, что иначе как садизмом и назвать-то нельзя! А сковавшая все межзвездное сообщество церковная империя, базирующаяся на крестоформах и породившем их Техноцентре, заинтересованном в как можно более частых смертях? Бр-р!
И совсем бы можно было признать творение Симмонса антиутопией, если бы не одно «но». Антиутопией эта вещь тоже не воспринимается. Симмонс уж слишком «светло» описал своих героев. Несмотря на все упреки, которые можно к ним обратить. Плюс выдал еще и пусть формальный, но все-таки «хэппи энд» в конце концов.
Признаюсь, когда сам я дошел в своих рассуждениях до этого места, то встал в ступор. Как же так? Если не одно и не другое - то что? Мое читательское самолюбие оказалось раззадорено, и я решил разобраться. Тем более книга явно завершающая по своему смыслу, и хотелось бы понять, что же все-таки намеревался сказать автор.
И начал разбираться.
Первое же, что бросилось в глаза после более тщательного рассмотрения, - это то, что в книге, по сути, нет ничего нового! Битвы космических эскадр, компьютеры, жаждущие мирового господства, теократическая империя и элементы сообществ хиппи как образцы социальных организаций. Так ведь это все уже было! Даже утыканный шипами как еж Шрайк и зеркально отблескивающие терминаторы Техно-Центра - всего лишь весьма примитивная калька со всем известных кинообразов! И при всем при том - откровенно «боевиковый» сюжет с элементами мессианства и традиционно дежурными апокалипсисами! Подобной чепухой забиты массы дешевых книг и фильмов!
Да ведь это же бульварный роман!
Но прийти к этому - самому простому - выводу - мешает то обстоятельство, что Симмонс явно писал все всерьез. При определенном сходстве, например, со знаменитым сериалом «Дока» Смита о «линзменах» легковесности последнего в «гиперионо-эндимионовском» цикле не наблюдается.
Так что же это?
И тут я как по наитию сообразил, наконец: да ведь это же «451 градус по Фаренгейту»! Не по содержанию, конечно. По идее. Все ведь то же самое. Засилье машин и автоматов. Высокотехнологичное будущее, в которое человек никак не укладывается и готов вот-вот быть упразднен за ненадобностью как самостоятельная личность. В итоге же - и там и тут - ядерная война, гибель цивилизации, всемирная катастрофа. И только немногие уцелевшие уходят в леса, в горы, унося в себе частицы сохраненной мудрости. Кто «Войну и мир» (или что там у Брэдбери было?), а кто технологический справочник.
Вся только и разница, что Брэдбери предупреждал о грядущей эпохе отрицания тогдашнего стереотипа человеческой личности, а Симмонс в ней УЖЕ живет и действует. И потому никак свое творение антиутопией не считает.
Правда, есть еще одно существенное различие, которое, мне кажется, и создает тот странный эффект недифференцируемой оценки, который возникает на протяжении чтения всей весьма солидной тетралогии.
Брэдбери не видит выхода для своих героев из ловушки надвигающегося будущего. И боится его. Симмонс же это будущее приветствует и, как он явно считает, - находит ключ к нему. И в этом, думается, вся соль. Причем как для автора, так и для нас - читателей перевода.
Вспомним, какое «послание» принесла людям Та-кто-учит? Причем послания этого люди «ждали тысячи лет»!
«Выбери снова!»
В этих двух словах, на мой взгляд, сконцентрирована вся суть четырехкнижия, и именно ради них Симмонс и создавал свой роман. С задачей отыскать выход именно в ситуации будущего выбора. Когда современная волна повсеместной машинизации окончательно захлестнет мир. И это те особенности американского менталитета, о которых я говорил вначале. Повнимательнее прочтите - и, думаю, со мной согласитесь.
В наших же условиях выбора сегодняшнего авторская сверхзадача Симмонса пропадает втуне. Что значит - «Выбери снова»? - когда нашей целью и идеалом являются постоянство и стабильность, то есть уменьшение количества выборов! «Не надобны нам умные, а надобны верные!» - почти что так, без анекдота. А тут предлагается как раз наоборот. И для нашего читателя призыв Симмонса явно не укладывается в голове.
Но тут уж ничего не поделаешь.
П.Макаров, 15.09.98 - 10.10.98 |