a | |||
МАРТЫНОВ ГЕОРГИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1906 - 1983)
|
|||
Творческим дебютом М. стало опубликование в 1955 г. повести «220 дней на звездолете», которая в дальнейшем получила два продолжения - «Сестра Земли» и «Наследство фаэтонцев». Все вместе повести составили трилогию «Звездоплаватели» (1960). |
|||
Роман-трилогия М. перекликается по духу и проблематике с «Фаэтами» А. Казанцева и «Страной багровых туч» А. и Б. Стругацких, уступая, однако, последним с художественной точки зрения. Это традиционная «фантастика мечты» и «ближнего прицела». «220 дней на звездолете» и «Сестра Земли» - история первых полетов на Венеру и Марс, сопряженных с большими техническими трудностями (полеты происходят в ближайшем будущем). Во время этих полетов земляне обнаруживают в Солнечной системе следы присутствия иного, неземного, разума. Разгадка всему таинственному - третья часть романа. Действие повести «Наследие фаэтонцев» разворачивается, главным образом, на Земле, где для людей оставлена сокровищница знаний давно погибшей планеты Фаэтон. Фаэтонцы и люди встречаются через века и пространства в хранилище великих знаний. Главный герой трилогии - Борис Мельников - в первой повести - молодой человек, который в известной мере случайно попал на звездолет. Обретение им глубокого чувства ответственности за себя и товарищей, нравственное взросление, становление героического характера привлекают М. не меньше, чем описание технической стороны полетов. Подчеркивая преемственность и развитие лучших качеств и свойств человеческой натуры как основополагающую черту прогресса, М. в первой части трилогии выводит в центр повествования пару героев: опытного космолетчика С. Камова и юного Б. Мельникова; во второй и третьей частях эта цепочка продолжается: мудрый, старый С. Камов - теперь уже зрелый, ответственный Б. Мельников - юный, настойчивый и ищущий Г. Второв. Интерес к тому, что принято было называть «человеческим фактором», для М. неизменен, вот почему его давно устаревшие с точки зрения технической мысли произведения по прежнему сохраняют свою привлекательность для читателей, особенно - юного возраста. |
|||
Последний раз к «фаэтонцам» автор обратился в 1961-62, когда был написан роман-утопия «Гость из бездны», посвященный реальной встрече землян с потомками обитателей Фаэтона. Происходит описанное в далеком будущем, спустя тысячелетие после событий, отраженных в «Звездоплавателях» Психологическая достоверность характеров, добротность и основательность разработки сюжета заметны и в дилогии «Каллисто» (1957), «Каллистяне» (1960), первая часть которой повествует о посещении Земли инопланетным кораблем, а вторая - об ответном визите землян в коммунистический мир высокоразвитой цивилизации Каллисто. Роману присуща некоторая идеологическая заданность, больше заметная в первой части, тем не менее, он очень увлекателен, насыщен драматическими коллизиями, психологически правдоподобен. |
|||
Лучшим произведением М. по праву может считаться роман «Гианэя» (1963-71), действие которого разворачивается вокруг судьбы спасенной землянами от гибели инопланетянки. Девушке предстоит пройти множество испытаний: ей необходимо адаптироваться к земной жизни (на родную планету возвращение для нее исключено); найти в этой жизни свое место, разрешить непростые отношения с землянином-спасителем Виктором. Гианэя преодолевает препятствия и даже (!!!) рожает Виктору сына. Когда все самое трудное будет позади, сюжет сделает резкий поворот: на Землю прилетит звездолет с Родины Гианэи: там события после ее отлета развивались стремительно и драматично, а итоги происшедшего для нее более, чем неожиданны. Девушке снова приходится приспосабливаться к изменяющейся ситуации и переоценивать свою позицию. |
|||
Роман открыто психологичен. Автор большое внимание в нем уделил нюансам поведения героев, мотивам их поступков, динамике характеров, пытаясь показать, как непросто найти дорогу друг к другу даже расположенным к контакту людям. Роман овеян искренней теплотой отношения писателя к его героям, и этим неизменно вызывает добрый читательский отклик. |
|||
Последними произведениями М. стали роман «Спираль времени» (1966) и повесть «Сто одиннадцатый» (1979), оба - традиционные для творческой манеры М. |
|||
О писателе и его творчестве: Предисловие // Г. Мартынов. Звездоплаватели. -Л.: Лениздат, 1960 г. (Мещерякова М.) |
|||
a |