Интервью:
"Ответы Г. Л. Олди на заданные вопросы"


 

1. Как лично вы относитесь к проблеме изучения фантастики в школе?

Считаем, что фантастику, как неотъемлемую часть литературы, в школе изучать весьма желательно. Но по большей части -- факультативно, дабы скверным и формальным преподаванием не отбить у школьников интерес к этому творческому направлению (что, к сожалению, случается в отношении других литературных течений и творчества отдельных писателей, чьи произведения включены в обязательную школьную программу).

2. Какие жанры фантастики, по вашему мнению, следует включить в литературное чтение школьников?

Фантастика -- это не жанр. Это художественный метод. Смотрим в энциклопедии: "Жанр (франц. genre) -- исторически сложившееся внутреннее подразделение искусства; тип художественного произведения в единстве формы и содержания. Эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); более подробно определение исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический и т. д.)."
Или: "Разделившись на роды (эпос, лирика, драма), каждый род литературы в свою очередь далее дифференцировался на виды и жанры. Жанры эпоса в свою очередь разделяются на большие (эпопея, роман), средние (повесть) и малые жанры (новелла, рассказ, сказка, басня, очерк, эссе)." (Учебник "Теория литературных жанров"; Пронин В. А., доктор филологических наук, профессор.)
Фантастика же, как метод, как набор творческих приемов присутствует, в том числе, и в ряде произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, А. Н. Толстого, А. Грина, Булгакова, Бальзака, Гёте, Гауфа, Гофмана, Свифта, Рабле... Можно также рассматривать фантастику, как творческое направление (аналогично -- реализм, романтизм, классицизм и пр.), как совокупность особых форм и приемов, которое в свою очередь подразделяется на целый ряд внутренних течений: научная фантастика (НФ), фэнтези, мистика, "хоррор" ("фантастика ужасов"), "космическая опера", литературная сказка, гротеск, юмористическая фантастика, философская, психологическая, социальная... Эти течения дробятся на еще более мелкие. К примеру, научная фантастика подразделяется на "НФ ближнего прицела", "твердую НФ", "киберпанк", "паропанк" и т. д. При этом та же фэнтези, к примеру, вполне может быть одновременно философской, НФ -- психологической и т. д.
Что из всего этого многообразия заслуживает изучения в школе? На наш взгляд -- лучшие образцы всех течений и направлений в фантастике. Ибо во всех них есть свои вершины, абсолютно друг на друга непохожие (как и любые по-настоящему талантливо написанные литературные произведения) -- и изучения они заслуживают в совершенно равной мере.

3. На какие стороны личности школьников, по вашему мнению, влияют произведения фантастики? Что они могут дать при формировании личности?

Как и любое другое направление литературы и искусства, фантастика (по крайней мере, лучшие ее образцы) влияет на ВСЕ стороны развития личности. Разумеется, у фантастики есть и свои особенности: она в большей степени стимулирует развитие воображения, свободу фантазии, ломку стереотипов, умение нестандартно мыслить. Но это отнюдь не исключает (а скорее, наоборот, способствует) влиянию на эстетическое, а также эмоциональное и духовное развитие личности.

4. Как вы считаете: какие ваши произведения необходимо включить в школьную программу для изучения и внеклассного чтения, и в каких классах?

Мы бы не ставили вопрос о "необходимости". Скорее -- о ВОЗМОЖНОСТИ включения в программу. Причем скорее факультативно, нежели в обязательном порядке. Пожалуй, мы бы могли для этого порекомендовать наши романы "Путь Меча", "Сумерки мира", "Мессия очищает диск", "Герой должен быть один", роман "Нам здесь жить", написанный в соавторстве с Андреем Валентиновым, повести "Витражи патриархов" и "Ваш выход", ряд рассказов (в частности, "Аннабель-Ли", "Пять минут взаймы", "Дуэль" и пр.).

5. Какие произведения других авторов, по вашему мнению, следует включить в школьную программу, в каких классах?

Думаем, что знакомить школьников надо в первую очередь с лучшми произведениями данного направления литературы, ставшими классикой. "Руслан и Людмила" и "Пиковая дама" А. С. Пушкина, "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Вий", "Страшная месть", "Нос" Н. В. Гоголя, "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце" М. А. Булгакова, "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Р. Баха, "Гаргантюа и Пантгрюэль" Ф. Рабле, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта -- и далее: "Война миров" Г. Уэллса, "20000 лье под водой" и "Таинственный остров" Жюля Верна, "Голова профессора Доуэля", "Ариэль", "Человек-амфибия" А. Беляева, "Блистающий мир" и "Алые паруса" А. Грина, "Аэлита" и "Гиперболоид инженера Гарина" А. Н. Толстого; из более современных авторов: "Понедельник начинается в субботу", "Хищные вещи века", "Обитаемый остров", "Жук в меравейнике", "Трудно быть богом" А. и Б. Стругацких, "Полосатый жираф Алик" ("Трава для астероидов") В. Крапивина, "Туманность Андромеды" И. Ефремова, "Рыцари сорока островов", "Спектр", ряд ранних рассказов С. Лукьяненко, "Колодезь", "Многорукий бог далайна" С. Логинова, "Катали мы ваше солнце" Е. Лукина, рассказы и повести Л. и Е. Лукиных, "Серый Коршун", "Овернский клирик" А. Валентинова, "Волкодав" (1-я книга) М. Семеновой, "Меч и Радуга" Е. Хаецкой, "Ритуал", "Ведьмин век", "Долина Совести", "Пандем" М. и С. Дяченко, "От десятой луны до четвертой" Ю. Галаниной, рассказы Л. Каганова, "Герои чужого сна" С. Герасимова, трилогия "Властелин Колец" и "Хоббит" Дж. Р. Р. Толкиена, "Хроники Нарнии" К. С. Льюиса, "Ночь в тоскливом (одиноком) октябре", "Этот Бессмертный", ряд рассказов Р. Желязны, "Я, робот" А. Азимова, "Заповедник гоблинов", "Кольцо вокруг Солнца", "Все живое" К. Саймака, рассказы Г. Каттнера, Р. Шекли, "Звездный зверь", "Дверь в лето", "Пасынки Вселенной" Р. Хайнлайна, "Неукротимая планета" Г. Гаррисона, "Дюна" Ф. Херберта, "Гарри Поттер" Дж. Роулинг, "Марсианские хроники" Р. Брэдбери, "Операция "ХАОС" П. Андерсона, "Львы Аль-Рассана" Г. Кея, "Драконья погибель" и "Те, кто охотится в ночи" Б. Хэмбли...
Перечислять можно долго. Но, повторимся, большинство из вышеперечисленного мы бы предложили изучать факультативно. А уж что в каком классе -- это пусть определяют специалисты, составляющие школьные программы. Хотя, конечно, бОльшую часть предлагаемых фантастических произведений имеет смысл начинать читать не ранее 6-7 класса, а лучше -- вообще в 8-11 классах.

6. В связи с особенностью самого жанра фантастики, прошу вас дать конкретные советы, рекомендации учителям-словесникам по организации и проведению таких уроков.

На наш взгляд, хорошему учителю, знающему и любящему свой предмет и своих учеников, подбные рекомендации ни к чему. Если же учитель всерьез нуждается в подобных рекомендациях со стороны писателя -- толку все равно не будет. Гнать такого с работы надо, по причине профнепригодности!

Всего наилучшего!
С уважением --
Дмитрий Громов + Олег Ладыженский = Г. Л. Олди.



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.