Писатель Генри Лайон Олди: "Гость" Газета по-киевски 12 мая 2007 10:15
Гость Олег Ладыженский и Дмитрий Громов
Писатель Генри Лайон Олди:
"Разве может быть нормальным человек, который по девочкам не ходит, водку
не пьет..."
Катерина ЛЕБЕДЕВА / 12.05.2007
Украинский фантаст Генри Лайон Олди родился 13 ноября 1990 года. Именно в
этот день харьковчане Дмитрий Громов и Олег Ладыженский решили писать
романы в соавторстве. В интервью "Газете..." "единый в двух лицах"
господин Олди – лауреат множества литературных премий и почетный член жюри
конкурсов фантастической литературы, автор знаковых романов "Герой должен
быть один", "Мессия очищает диск", "Маг в законе" и прочих – рассказал о
драках, конце света и гремучей "олдевке". Этот эксклюзивный напиток
литераторы возят за собой на все книжные выставки, фестивали и другие
сборища любителей фантастической литературы.
Дмитрий: Ее просят у нас и коллеги-писатели, и читатели, и критики, и
издатели. "Олдевка" – это перцовый бальзам из 23 компонентов, где одних
только перцев девять видов. В определенных пропорциях они заливаются
хорошей водкой и настаиваются месяц с ежедневным перемешиванием. Потом
настой отцеживается. 30–40 грамм получившегося концентрата смешиваются с
бутылкой водки... Рецепт "олдевки" отрабатывался десять лет.
– А что еще умеете готовить?
Олег: Да все! Дима специализируется на настойках и коктейлях, а я – на
еде. Кулинарный тандем у нас не менее удачен, чем литературный.
Дмитрий: Кулинария – это разновидность творчества. Ведь неинтересно
воспроизводить готовый рецепт блюда или напитка. Лучше –
экспериментировать.
– Вы оба родились в год Кота. У кого-то из вас живой "талисман" по дому
бегает?
Олег: У меня живет очень красивый беспородный кот – рыжий с белым. Котенка
дочка взяла у подруги, назвали его Генри. Сейчас он вырос в
девятикилограммового котяру, который очень любит лежать на столе перед
монитором во время работы. Но он не помогает творить, как кот Дюшес –
Марине и Сергею Дяченко. Моему коту просто приятно слушать стук клавиш.
– А, кстати, к компьютеру, как к живому существу, не относитесь?
Дмитрий: Нет, конечно! Компьютер – это просто инструмент для облегчения
жизни в бытовом и творческом плане.
Олег: А мне больше кофеварка помогает работать!
– Знаю, что вы занимаетесь карате...
Олег: Тренировки – два раза в неделю. Главное в карате – не умение ударить
ногой в челюсть или локтем в солнечное сплетение, а психологические
навыки. Работа на интуицию и подсознание полезна и в творчестве, и в
повседневной жизни. Карате воспитывает состояние открытого сознания и
адекватного реагирования.
Дмитрий: Самому взрослому в нашей "тусовке ветеранов" – 60, самому
младшему – 30. Все занимаются карате больше десяти лет. В такой компании
подраться – удовольствие.
– Бывало, что ставили синяки друг другу?
Дмитрий: Конечно! Синяки и ушибы. Но сломанных ног и тому подобного не
было никогда.
– Можно натренировать тело. А фантазию?
Олег: Да, можно. Но искра должна быть изначально.
Дмитрий: Именно ее и нужно раздувать. Она есть в каждом, но разного типа.
У одного – это склонность к литературе или живописи, а кто-то другой может
быть гениальным столяром.
– А магом? Вам, фантастам, маги встречались?
Олег: Да. Ведь любой творческий человек – маг по определению. Слушаешь,
как музыкант играет на гитаре, и не понимаешь, как он это делает. А вот
взмахнуть палочкой и обернуть доброго молодца в крокодила – это отнюдь не
магия.
Дмитрий: Пару раз со мной общались люди, называющие себя магами. Я
вынужден был им признаться, что на слово не верю. И никто из них чуда не
продемонстрировал.
– Возможно, эти люди были не совсем нормальны?...
Олег: Мы, вообще, стараемся с сумасшедшими не общаться. Это не доставляет
ни удовольствия, ни радости, ни пользы. В наше время и разумных,
талантливых людей – выше крыши. Другое дело, что талантливый человек
иногда кажется не вполне психически нормальным. Разве может быть
нормальным человек, который двенадцать часов сидит за фортепиано?! По
девочкам не ходит, водку не пьет... Вопрос в том, что есть норма. В
общепринятом мнении – это стандарт, которому большинство подражает.
– В ваших книгах часто встречается тема конца света. Верите
"прорицателям", которые его постоянно обещают? Сейчас вот, вроде, грозят,
что все произойдет в 2012 году...
Дмитрий: Конца света уже столько раз ожидали! И каждый раз промахивались.
Думаю, и сейчас тот же случай. Даже если стать на позиции христианства и
ждать, когда случится Апокалипсис, то о нем все равно никто предупреждать
не станет. Никто не знает, когда переполнится чаша терпения Господа... А
если люди пытаются заглянуть в будущее, это говорит о том, что они не
живут в настоящем.
– В настоящем вы живете в Харькове. Но, кроме Олди, там еще обретается
масса известных фантастов. Что такого особенного в этом городе?
Дмитрий: Харьковчан не заботит проблема, в Европе их город находится или
нет. И потому в нем спокойно. К тому же, Харьков – это перекресток:
России, Украины, транспортных и культурных путей. Его строили как
пограничную крепость: военное значение, конечно, потеряно, но пересечение
культур и этносов – осталось. Синтез благотворно влияет на творчество: в
Харькове много писателей, поэтов, композиторов, художников. И фантастов в
том числе – чем мы хуже?
– По улицам часто гуляете?
Олег: Систематически. Новый роман обсуждаем, как правило, на ногах:
"накручиваем" по городу круги. Разве что, если слякоть, сидим дома. Пиво
иногда пьем, но чай – чаще. Работаем – только на трезвую голову.
– А путешествовать любите?
Дмитрий: Конечно. В основном, летом получается. В прошлом году были во
Франции, а в позапрошлом – в Чехии. Часто вместе отдыхаем.
– Чем, в таком случае, отдых от работы отличается?
Дмитрий: На отдыхе мы не работаем (смеется. – Авт.). В море купаемся, на
достопримечательности смотрим. Я прочитываю целую кучу книг, до которых
руки не доходят в рабочее время.
– А дети ваши дружат?
Олег: Когда младше были, чаще общались. А сейчас – между 16-летним юношей
и 21-летней девушкой все-таки большая разница. У каждого из них своя
компания, интересы. Моя дочь изучает иностранные языки, а сын Димы –
электронику.
Дмитрий: Специальность наших детей – их личный выбор. Ни Олег не влиял на
дочь, ни я – на сына. Любое дело, если его любить и знать, можно вывести
на уровень творчества. Будь то создание компьютерной программы или
гениальный перевод.
– Но что, все-таки, вас вдохновляет на "творческое творчество": кино,
компьютерные игры?...
Олег: Ни то, ни другое. Вдохновлять могут любовь, философская идея,
цветущая вишня за окном... Конечно, кино мы смотрим, но больше все же
книги читаем. Новая книга Дяченко Vita Nostra, романы Нила Геймана "Дети
Ананси" и "Задверье"... Кроме того, есть книги, которые перечитываем.
Сейчас это "Хождение по мукам" Алексея Толстого, "Игра в бисер" Германа
Гессе, "Богач, бедняк" Ирвина Шоу.
– Это – классика. А что сейчас? Вот, к примеру, технический прогресс
влияет на культуру?
Олег: Никакие технические новшества, изменения цивилизации принципиально
культуру не меняют. До сих пор, если в ягодицу воткнуть нож, из нее течет
кровь. И описание этой ситуации – волнует. Так же, как проблема
неразделенной любви, психопатия... Культура всегда занимается людьми.
Напечатан ли текст на бумаге или в интернете, сыграна ли мелодия на
синтезаторе или на живом инструменте... Важно, что это делает живой
человек, и воспринимает – тоже.
Дмитрий: Культура развивается ее творцами – людьми, а не тем
инструментарием, который они используют. Пока есть люди творческие, будет
развиваться культура.
Справочная "Газеты..."
Дмитрий Громов и Олег Ладыженский познакомились в театре "Пеликан". Первый
был там актером, второй – режиссером. С 1984 года Ладыженский поставил
более десяти спектаклей. Громов увлекается хард-роком – о группе Deep
Purple даже написал и издал монографию. С 1990 года под псевдонимом Генри
Лайон Олди фантасты написали и издали более двадцати романов. На
европейском конвенте фантастов "ЕвроКон-2006" Генри Лайон Олди был признан
лучшим писателем-фантастом Европы 2006 года.
В 1994 году по романам Олди "Сумерки мира" и "Живущий в последний раз" под
Харьковом и Санкт-Петербургом прошли ролевые игры. Это были первые две
"игрушки" по произведениям отечественных авторов. Ранее на постсоветском
пространстве ролевики упражнялись только на "Властелине колец" Толкиена
или на историческом материале.