Вопросы Г. Л. Олди от Яны Волковой (журнал "Музыкальный стиль", Украина, г. Харьков, декабрь 2007 г.):
1. У Вас вышло несколько дисков с музыкой на стихи из некоторых произведений. Кто участвовал в проекте и, конечно же, как появилась идея их создания? Где записывались? Кто играл и пел? Где можно купить? (К сожалению и в интернете и на вашем сайте немного информации на эту тему. Да и сами диски, откровенно говоря, в свободной продаже на глаза не попадались ни разу.)
Олег Ладыженский: С вашего позволения, начну я. Я вырос в семье артистов, у моих родителей абсолютный слух (мне повезло меньше), отец играет на рояле и аккордеоне... Стоит ли удивляться, что и мне досталось: учился в музыкальной студии по классу фортепиано, в итоге выучился бренчать на гитаре и еще в школе стал исполнять свои стихи, как песни. Потом, работая режиссером, я вставлял "парня с гитарой" в спектакли, которые ставил, в которых играл... Так внезапно запели Король из пьесы Кривина "Когда Фея не любит" и Франсуа Вийон из "Жажды над ручьем" Эдлиса. Потом была работа над мюзиклом по пьесе Коростылева "Король Пиф-Паф, но не в этом дело" -- для него я писал тексты арий, дуэтов, речитативов, зонгов... И наконец у нас -- Олди -- начали издаваться книги...
Тут начались чудеса. С неподдельным интересом я узнал, что множество людей пишут музыку на мои стихи, а затем исполняют песни по городам и весям: Россия, Украина, Беларусь, Германия, Канада, США, Израиль... Однажды нам удалось собраться в харьковской студии звукозаписи "М-Арт" под руководством превосходного звукорежиссера и гитариста Сергея Кондратьева -- так началась серия аудио-дисков "Театр Г. Л. Олди". Принять участие, помимо певцов, захотели и музыканты: клавишник Алексей Горбов (Харьков), скрипач Алексей Дубовик (Киев) и другие. На сегодняшний день записаны четыре диска: "Я обещаю вам сады..." (2001), двойной альбом "Баллада двойников" (2003), а также "Баллада судьбы" (2005) -- куда вошло более восьмидесяти песен.
Более трети песен звучит в моем скромном исполнении. Много песен на стихи из романов "Я возьму сам" (касыды, газеллы...), "Маг в Законе" (романсы, баллады, "цыганочка"), "Песни Петера Сьлядека", "Путь Меча"... Также записывались Бронислава Громова (Харьков), Олег Попенко (Днепропетровск), Семен Ладыженский (Чикаго), Диана Коденко (Москва)... Диапазон самый широкий. От чисто бардовских вариантов -- гитара и голос, как поет Диана Коденко -- до сложнейших музыкальных аранжировок с участием хора, духовых, струнных, клавишных, дуэтов и тому подобного: "Аве Мария", "Тихая баллада", "Касыда о взятии Кабира", "Тоскливая", "Касыда последней любви". Две последние песни я исполняю дуэтом с Брониславой Громовой, женой моего соавтора, написавшей музыку.
Хотелось бы добавить, что в трех песнях стихи написал Семен Ладыженский, мой отец; одна песня -- на стихи Дмитрия Громова.
Дмитрий Громов: Продолжу я, как один из создателей рок-оперы "Broken Сircle" (2004). Закончив в 1986 году ХПИ, я поступил на работу в ХНПО "Карбонат". Работа поначалу была -- не бей лежачего. И тут мне пришло в голову написать либретто рок-оперы по мотивам своего рассказа "Разорванный круг". Причем на английском языке! Теперь я понимаю, что несколько переоценил свой уровень владения английским, но тогда я был уверен в себе. За две недели я закончил работу: как положено, с сольными ариями, дуэтами, хорами, репризами... При этом у меня в голове все время звучала музыка. Я даже пометки в тексте делал: здесь предполагается инструментальная увертюра, здесь кода... Стихи ложились на мою внутреннюю мелодию, накладывались аранжировки, лирические сцены чередовались с трагическими, вступали различные инструменты...
Много позже, когда я услышал первую пробную запись инструментальной "минусовки" на мое либретто, я поразился: насколько точно композитор Алексей Горбов услышал звучавшую во мне музыку -- и сумел воплотить ее. Но до этого момента было еще далеко. Сначала я отдал либретто на "чистку" двум профессиональным переводчикам. Потом попытался договориться об исполнении со знакомыми рок-музыкантами, однако никто не взялся. Мол, сложно слишком: на английском, разнообразный вокал -- мужские партии, женские, хора...
И только в двухтысячных годах идею удалось реализовать полностью. Это действительно оказалось непросто. Рок-опера записывалась с 2002-го по 2004-ый год, но результат превзошел все мои ожидания: музыка, вокал, симфо-хард-роковый стиль исполнения -- все получилось даже лучше, чем я мог надеяться. Спасибо Алексею Горбову -- это по большей части его заслуга.
ОЛДИ: А вот приобрести наши диски -- действительно проблема. Все тиражи -- "самодеятельные" (хотя записаны диски профессионально и качественно; и оформлены не хуже: цветная обложка, полная информация об альбоме, а рок-опера "Broken Circle" -- даже с внушительным буклетом). Заказать альбомы можно по почте через киевский журнал "Реальность фантастики", отправив электронное письмо на e-mail: sbyt@mycomp.com.ua и указав, какие диски вы хотите приобрести, а также свои ФИО и точный адрес. Либо можно отправить обычное письмо с той же информацией о заказе дисков на адрес: 03126, Украина, г. Киев-126, а/я 570/8.
Ну, и на всякий случай даем наш e-mail: oldie@oldie.kharkov.ua Если возникнут трудности с заказом дисков через "Реальность фантастики" -- пишите нам напрямую. Постараемся помочь.
2. А вообще, кроме своих песен еще что-то слушаете? :-) Есть ли музыка, которая дает толчок и вдохновение на создание нового произведения? И какая наоборот служит для расслабления?
Олег Ладыженский: Джаз (Питерсон, Маллиген, Армстронг, Брубек, Вебстер, Грапелли...) и классика (Бах, Вивальди, Шопен, итальянцы -- Скарлатти, Доницетти, Альбинони...). Акустическая гитара: Сеговия, Пако де Лусиа, Шарон Айсбин, Отмар Либерт... Ряд бардов (Галич, Окуджава, Высоцкий, Ким, Щербаков, Коденко, Смоляк, Жуков...). Я и работаю под музыку, но инструментальную, чтобы голос не отвлекал от собственных мыслей.
Дмитрий Громов: Хард-рок (в особенности группа Deep Purple, о творчестве которой мною была написана и издана монография), симфо-рок, психоделика (в первую очередь Van der Graaf Generator и Peter Hammill), арт-рок, power-metal, sympho-metal, органная и фортепьянная музыка. Музыку люблю, но во время работы над книгой ничего не слушаю, пишу в тишине, чтобы ничто не отвлекало. Лишь одну свою "сольную" повесть "Путь проклятых" (апология некроромантизма) я писал под поставленные на "бесконечный повтор" "Nothing Else Matters" и "Unforgiven" "Металлики", редактировал под Van der Graaf Generator, а окончательно шлифовал под "Музыку для дзэнской медитации" Тони Скотта. Но это у меня единственный такой опыт.
3. Что касается музыки харьковской. Есть ли любимые исполнители, которые родом из первой столицы? Дружите ли с какими-нибудь харьковскими музыкантами?
Тут можно и в прошлое окунуться. К Харькову тесно "привязаны" И. Дунаевский, М. Бернес, К. Шульженко, В. Муллерман и другие -- чудесные певцы и композиторы. Хорош джазмен Давыдов. Дружим с упомянутыми выше гитаристом и звукорежиссером Сергеем "Флэнжером" Кондратьевым и клавишником и композитором Алексеем Горбовым -- а также с Борисом Смоляком -- прекрасным харьковским бардом, отлично владеющим гитарой.
Но в целом таких знакомств не слишком много.
4. А может какие-то музыканты числятся в ваших поклонниках?
Нам трудно ответить на этот вопрос. Наши знакомые музыканты, как правило, читают наши книги. Значит, читатели. Поклонники? -- ну, не знаем... Опять же, наверняка есть ряд наших читателей-музыкантов, о которых нам попросту ничего не известно.
5. Оцените общее состояние музыкального олимпа и подполья Украины. На Ваш философский взгляд -- что мешает качественной украинской музыке выползти из андеграунда? Почему её слушает так мало людей? И есть ли понятие музыки "для избранных"?
Это обычное состояние для искусства в целом. Широчайшей массовой популярностью обладают произведения, вписывающиеся в рамки востребованных в обществе стереотипов. Произведения, оправдывающие ожидания. Все, что выламывается из этих рамок -- поначалу многих раздражает. Проходит время, набор стереотипов меняется, и вчерашний неудачник вдруг получает имя гения.
Филипп Киркоров по-любому соберет зал больше, чем камерный ансамбль, исполняющий Вивальди и Генделя. Это факт. К нему надо относится спокойно. Мы любим приводить один пример: в начале ХХ-го века писательница Чарская была в 20 раз популярнее Жюля Верна. Кто сейчас, кроме профессиональных филологов, помнит Чарскую?
Другое дело, что можно и не дождаться огромной славы. Но, выбирая путь музыканта, писателя или художника, надо отчетливо представлять, на что идешь. И чего хочешь. Есть в Украине и хорошие музыканты, и хорошие композиторы, и певцы, и рок-группы, и джаз-бэнды, и фольк-ансамбли, и симфонические оркестры. Кое-кто известен за пределами нашей страны. Но части из них (не всем!), на наш взгляд, мешают две вещи:
-- Во-первых, эпигонство. Пытка следовать в кильватере за кем-то, вместо того, чтобы играть (петь, сочинять) свое. Кому нужны вторые "Helloween" или "No Smoking Orchestra"? А найдя свое лицо, свой стиль, манеру, можно стать единственным и неповторимым -- и самому задавать тон в найденной нише.
-- Во-вторых, постоянная "оглядка на Европу". А у нас уже не хуже? Или все еще не дотягиваем? Вписываемся ли мы в современные европейские тенденции? Чушь и бред! Как только перестанем оглядываться и просто будем хорошо делать свое дело -- все у нас получится. Это касается не только музыкантов.
Персонально же ни об украинском музыкальном "олимпе", ни о "подполье" судить не возьмемся. Ибо с "подпольем" практически незнакомы -- видимо, оно слишком хорошо прячется; а "олимпийцев", увы, приходится время от времени слышать из радио и телевизора. Желания хотя бы узнать, как оных "олимпийцев" зовут, у нас ни разу не возникло. Если только Вы под "олимпом" не понимаете нечто иное, нежели заполонивших эфир и концертные залы безголосых поп-"звезд".
В поле зрения (вернее, слуха) все чаще попадают оркестры, группы и исполнители, не относящиеся ни к "олимпу", ни к "андеграунду". Черкасский джаз-квинтет, харьковские "5'NIZZA", "Пасхальное шествие" и "Conquest", клейзмерские ансамбли, симфонические оркестры из разных городов (на днях слушали камерный состав из Чернигова -- ах, как они играют польки! А вальс из коллекции императрицы Марии Федоровны!) -- это "подполье", или "андеграунд"? Концерты дают, на гастроли ездят, иногда диски выпускают. "Олимп"? Тоже нет: ни постоянных клипов на телевидении, ни песен по радио, ни первых строчек в хит-парадах, ни заоблачных гонораров.
Вот, собственно, эту "середину" (по известности, но не по талантливости!) мы и слушаем -- в дополнение к тому, что перечислили в наших предпочтениях.
Что же о музыке "не для всех"... Так ЛЮБАЯ музыка -- не для всех. К примеру, мы практически не слушаем современную поп-эстраду. Если сделать опрос в наших кругах общения -- окажется, что подобную музыку не слушает практически никто из опрошенных. Выходит, современная поп-музыка -- тоже "не для всех"!
Вот такие пироги.