Рецензия на  Сумерки мира

Сергей Бережной 


 
 Сумерки мира. / Сост. Д.Громов, О.Ладыженский; Худ.  А.Печенежский.-- Харьков: Основа, 1993  (Перекресток;  6).--  ISBN 5-1100-1122-2.-- 478 с., ил.; 50 т.э.; ТП; 60х90/16.

Производственные пертурбации издательств приводят к  массе недоразумений. Шестой том харьковской серии "Перекресток" появился раньше  второго,  третьего,  четвертого  и  пятого. Впрочем, в данном конкретном случае читателю еще повезло:  в этом томе нет вторых и третьих частей эпических циклов -- по крайней мере, прямых продолжений.

Впрочем...

Открывает антологию заглавный роман  Г.Л.Олди  (под  этим "зарубежным" псевдонимом работают Д.Громов и  О.Ладыженский; маски нынче падают чуть ли не сами -- достаточно заглянуть в копирайт "Сумерек мира"). Действие романа  происходит,  если не ошибаюсь, в том же стилевом пространстве, что и  действие повести "Живущий в последний раз", опубликованной  в  первом томе серии. Мир этот прикрывают те же тучи,  что  висят  над конановской Киммерией -- мрачное очарование зарниц над обреченным миром, сталь во взорах всех без  исключения  персонажей, эпичность, заставляющая авторов забыть о  герое-челове- ке и возлюбить героя-Историю.

Хотя, отечественные авторы не были бы таковыми,  если  бы только этим и ограничивались.

Итак, вечный бой с нечистью. В красном углу ринга -- Многократные, живущие девять жизней, неутомимые охотники за Перевертышами, злобными оборотнями.  В  синем  углу  ринга  -- Изменчивые, могущие принимать облик зверя, доблестные  бойцы с Мертвителями (как читатель уже догадался, под этим  именем выступают Многократные). Зрительный зал заполнен простым народом, который живет один раз и  в  зверюг  превращаться  не умеет.

Начало у романа славное. Что ценно -- динамика.  Пробежка -- бой -- засада -- западня. Дух перевести некогда.  Но  вот первая глава кончается и начинается литература. Детство, отрочество, юность героев. Первая любовь. Первая  кровь.  Первые размышления на тему "почему мир устроен еще херовее, чем я думал?". На этом вечном вопросе литература кончается и начинается новое мышление. Появляется третья  сила  --  варки, воплощенная не-жизнь. И Многократные,  и  Изменчивые,  столкнувшись с ними, понимают, что драться друг с другом нехорошо, и что гораздо интереснее драться с варками,  наносящими, конечно, огромный вред народному хозяйству. Увы,  драться  с ними не получается -- мертвых не прирежешь. Тогда обе команды отправляют делегации к таинственным Отцам, чтобы  узнать, каким дустом травят эту заразу...

Остановимся: дальнейшее читатель  при  желании  найдет  в книге. Здесь же имеет смысл  сказать,  что  авторам  удалось создать достаточно эстетически однородное фэнтези на  весьма толстой философской платформе. К сожалению, заданного в первой части романа ритма они не выдержали. Если в начале романа читателю просто некогда думать о том, скучно ему или  нет -- он вылетает из пролога, как снаряд из гаубицы, -- то ближе к концу этот снаряд движется  уже  по  инерции  и  все  с большим трудом преодолевает сопротивление  текста.  Конечно, здесь нет ничего особенного (этим грешат даже  самые  лучшие книги), но тут важно, чтобы авторы правильно  "прицелились". Увы, Громов и Ладыженский слегка перестарались и  снаряд-читатель "падает", заметно не дотянув до слова "Конец".

Два рассказа Г.Панченко произвели  на  меня  диаметрально противоположные впечатления. "Псы и убийцы" -- добротная НФ: средневековый антураж, боевые псы-телепаты,  психологические коллизии вокруг абстрактного гуманизма и исторической необходимости массовой резни. В принципе, коллизия не нова, но написан рассказ очень неплохо. А вот "Птенцы дерева"...  Средневековая (?) диктатура, урановая роща, где вручную производят половинки ядерных бомб... Дети-мутанты... Притча на  четыре странички, железная, кубическая, правильная  по  форме, но сравнимая по банальности разве что с тем же железным  кубиком. Ну, положишь его на стол. Ну, уронишь на пол.  Можешь молотком по нему постучать... Что  называется,  ни  уму,  ни сердцу.

Роман А.Дашкова "Отступник" -- первый в серии.  Ну  очень похоже на Муркока. Фэнтези в духе "Корумовского цикла",  хотя и на порядок умнее. Да не примет это автор за комплимент: по моему мнению, умнее переводчиков Муркока  (оригиналов  я, увы, не читал) быть не трудно.

Мир, в котором мечется Сенор Холодный  Затылок,  Незавершенный, напоминает более всего пузырь, болтающийся в  мироздании: город и три деревеньки, ограниченные  Завесой  Мрака. Миров таких, видимо, много. В течение всего романа герой намеревается по ним прогуляться, но благоразумно оставляет это развлечение на вторую серию. В первой серии развлечений хватает и так. Герой, например, с чисто тактической целью покидает собственное тело и берет напрокат  женское.  Он  встревает в интриги Великих Магов,  Повелителей  Башни,  вынужден бежать, подвергается репрессиям со  стороны  обезглавленного им Слуги Башни, встречается с тутошним  аналогом  Волшебника Блуждающей Башни (мурковка!), и прочая, и прочая.  Воображение, с которым все это описано, делает автору честь. С философией и психологией несколько хуже, но нельзя же  бить  чечетку сразу на обеих сторонах большого барабана.

Надо признать, что цели своей автор добился: мне уже  хочется прочитать продолжение. Муркоку это не удалось:  вторую трилогию о Коруме я читать не собираюсь (разве что из садистских соображений: говорят, там его, наконец, убивают).

Рассказ Лу Мэна (Е.Мановой) "Колодец" трактует о  проблеме контакта. На этот раз речь идет о мире, где  человечество медленно вымирает от радиоактивного  заражения.  Протагонист (любопытной Варваре нос оторвали) лезет в деревенский  колодец, попадает в подземелье и встречает разумных существ  совершенно нечеловеческой расы. Налаживание контакта и  последующие события вскрывают глубокую общность социального  мышления человека и подземных монстров. Рассказ написан легко и читается с интересом.

Завершают сборник пять миниатюр  Ф.Чешко,  которые  можно отнести, скорее, к жанру ужасов. "Час прошлой веры"  и  "Перекресток" повествуют о воздействии богов древних религий на современного человека. "Проклятый" -- историческая  зарисовка о временах опричнины.  "Бестии"  произвели  на  меня  довольно тягостное впечатление общей атрофией сюжета  (в  лесу завелись монстры -- ново до  отпадения  челюсти).  Последний рассказ, "Давние сны", посвящен пророческим  снам  мальчика, которому  предстоит  погибнуть,  защищая  Россию  от  заразы большевизма.

По отдельности рассказы Ф.Чешко выглядят достаточно  тускло, чтобы вызвать какой-то особый интерес, но  в  контексте сборника они  сильно  выигрывают.  Странным  образом  авторы сборника схожи эстетикой мировосприятия. Несмотря на то, что в книгу вошли ну просто оч-чень разные -- и по форме,  и  по содержанию - вещи, сборник воспринимается как  плотно  сбитый и уравновешенный. Пожалуй, это следует отнести  на  счет именно общности мировосприятия авторов.  Имеет  смысл  говорить даже о появлении "харьковской школы фантастики"  --  не более, не менее. Конечно, школа эта страдает многими  болезнями совковой литературы  (в  частности,  обожает  открывать Америки и нести заумную чушь), но объединяет  весьма  небездарных людей, вполне способных справиться с болезнями роста.
Чур, чур! Не сглазить бы...
                                          Сергей БЕРЕЖНОЙ "Интеркомъ" #5 (1'94)
 
 


Фантастика -> Г.Л.Олди -> [Библиография] [Фотографии] [Интервью] [Рисунки] [Рецензии] [Книги
Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 Верстка, дизайн, подготовка Дмитрий Ватолин. (с) Рисунки Екатерины Мальцевой Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей. Страница создана в июле 1997.