Рецензия на  Войти в образ

Сергей Бережной 


 
 Г. Л. Олди. Войти в образ: Романы.-- Харьков: "Второй блин", 1994.-- 352 с., ил.-- (Серия "Бенефис", т.1)
 

За каких-то два года Г.Л.Олди (он  же  Дмитрий  Громов  плюс Олег Ладыженский) стал одним из самых издаваемых  украинских (то есть, живущих на Украине) авторов. И дело здесь, видимо, не только в том, что этот дуэт сам активно занимается  издательской деятельностью ("Войти в образ" -- третья книга отечественной фантастики на их счету, а сделанных  с  их  участием переводов и литобработок вышло на порядок больше), хотя  это сильно поспособствовало публикации произведений  как  самого Олди, так и ребят  из  харьковского  литобъединения  "Второй блин". Задуманный и частично осуществленный проект серии антологий "Перекресток" (вышли первый и шестой тома) ясно  дал понять, что в фантастике появилась новая группа сильных  авторов. Безусловно, далеко не все члены группы  равно  талантливы (и, следовательно, равно заметны) -- и  Г.Л.Олди  явно стоит среди них особняком.

Итак, чем же сумел этот автор так  выделиться?  Пишет  он эпически-героическое фэнтези, в котором вообще трудно  изобрести что-то новое. К его фэнтези вполне клеится ярлык "темное" (во всяком случае, оно мрачноватое),  что  тоже  трудно назвать нововведением. То, что романы Олди  выстраиваются  в цикл (впрочем, часто не по сюжету или общности мира, но  общности мировосприятия), конечно, привлекательно для  читателя, но и этого сейчас навалом. Сюжет? Как правило,  не  особенно динамичный. Герой? Местами есть, местами нет. Антураж? Быстро надоедает. Стиль? Цветисто, частенько даже слишком...

В целом, проза Олди занимает  экологическую  нишу  где-то посредине между безнадежно коммерческой и безнадежно  интеллектуальной фантастикой, сочетая в равной мере как  достоинства, так и недостатки того и другого. Видимо, именно  такая двойственность и привлекает  читателей,  донельзя  умученных анацефалами с двуручными мечами из американо-английской фэнтези и до  крайности  этизированными  героями  отечественных "интеллектуйных" "магических реалистов".

Герои Олди удачно сочетают способность: а -- не рефлексировать по поводу каждого прибитого ими противника, и  бе  -- задавать осмысленные вопросы. Согласитесь, редкое сочетание.

Три романа (по размеру и  построению,  скорее,  повести), составившие рецензируемый сборник, иллюстрируют  это  достаточно наглядно.

Все три входят в цикл "Бездна  голодных  глаз".  Действие романа "Страх" разворачивается  на  очень  близком  к  Земле Отражении в средневековом Городе, где оседают странники чуть ли не со всех континентов и всех времен.  Hекоторых  из  них настигает внезапная и необъяснимая смерть. Герой романа, лекарь-итальянец Якоб  Генуэзо,  ищет  разгадку  преступления. Поиски уводят его прочь от города, в  заброшенный  языческий храм, где лежит на алтаре книга с чистыми страницами -- Книга Hебытия, в которую каждый человек может вписать  то,  что умерло в его душе, добавить пригоршню мрака в Бездну  Голодных Глаз -- и зачерпнуть из нее полной горстью единственное, что у нее есть -- Голод...

"Витражи Патриархов" начинаются как чуть ли  как  science fiction: патрульный корабль, на котором летел герой,  терпит крушение на неизвестной планете (во весь рост -- тень Максима Ростиславского). Единожды упомянутый, этот факт более  не всплывает. Авторам это, мягко говоря, по барабану. В созданный ими мир помещен герой, ничего об этом мире не знающий -- и какая разница, как он туда попал?  Они  осознанно  создали однозначно искусственную ситуацию (у героя, например,  никаких проблем с местным языком) -- и на этой  основе  выстраивают все остальное.

А  остальное  --  концептуальное    фэнтези.    В    мире "Витражей..." Слово имеет почти неограниченную силу,  владение Словом здесь равнозначно власти над миром. И магия  Слова доступна здесь каждому, но настоящую силу обретает она  в устах человека, умеющего плести Витражи -- создавать то, что в нашем мире называется поэзией... И человек, владеющий поэтическими сокровищами земной культуры, оказывается  могущественным  магом,  не  способным  сознательно  применять  свою власть...

"Войти в образ" -- прямое продолжение "Витражей..." Прошло несколько десятилетий. Мир теряет магию Витражей,  но  -- свято место пусто не бывает,  на  смену  этой  магии  грядет иная... Какая? Кем она порождена --  Бездной  Голодных  Глаз или человеческим духом? Это зависит только от того, кто  выходит  на  помост.  Hа  подмостки.  Hа  сцену.  И  --  ЗАЧЕМ выходит... Открывает ли он путь Бездне к душам  зрителей  -- или, напротив, пытается совершить  немыслимое  --  заполнить Бездну этими душами?

В целом я бы оценил этот сборник как заметное  событие  в русскоязычной фантастике. Hадеюсь дожить  до  времен,  когда авторы класса Г.Л.Олди не будут вынуждены издавать свои книги из свой счет. За  перспективных  писателей  издательства, вообще-то, драться должны...

 
 


Фантастика -> Г.Л.Олди -> [Библиография] [Фотографии] [Интервью] [Рисунки] [Рецензии] [Книги
Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 Верстка, дизайн, подготовка Дмитрий Ватолин. (с) Рисунки Екатерины Мальцевой Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей. Страница создана в июле 1997.