Тем не менее, в первых рядах и в первую очередь дружно печатали шаг матерые графоманы, но увы и ах! -- с окончательным развалом СССР развалилось и ВТО, потеряв дешевые источники "комсомольской" бумаги и прочие льготы, а также не выдержав конкуренции с коммерческими издательствами, завалившими рынок зарубежной фантастикой в канареечных обложках.
А у читателя, с "легкой" руки ВТО, создалось устойчивое мнение: вся наша фантастика -- серая, нудная и "совковая" в худшем смысле этого слова; редкие прорывы за грань обыденности лишь подтверждают общее правило.
И наступила Эпоха Зарубежной Фантастики, в течение нескольких лет издававшейся в совершенно невообразимых количествах. Господа, она покупалась! Читатель вовсю голосовал рублем, купоном и другими денежными знаками. Вскоре были изданы и переизданы практически ВСЕ лучшие доконвенционные произведения англо-американских фантастов, а также пиратски украдено большинство постконвенционных -- до чего успели дотянуться. Hе находя больше шедевров или хотя бы просто приличных произведений (все выгребли подчистую!), у издателей "пошла руда" -- такая же макулатура, как перед этим у ВТО, но зато импортного производства! Разве что в ВТО превалировали толпы гениальных ученых и набившие оскомину полеты к "братьям по разуму", а в мутной волне "Звездных войн-138" и "Конана против трех поросят" -- монстры с бластерами, космические империи, черно-белые маги с разноцветными драконами, клыкастые упыри и воины с двуручными мечами и мышцами вместо мозгов (разумеется, мелькали время от времени и наши авторы, выгребая против течения или приноравливаясь к нему -- но в любом случае то была капля в море).
В результате многочисленные издатели всего этого ширпотреба (заодно печатаемого в совершенно безграмотных, сделанных на скорую руку переводах) сами вырыли могилу себе и своей продукции: читателя затошнило от магов и Конанов, лазерные мечи и драконьи хвосты встали поперек горла, мешая глотать очередные порции межзвездно-мистического мордобоя -- в итоге народ спрятал рубль в карман и пошел покупать детективы. Единицы упорно занимались "конанизмом" -- в семье, как говорится, не без урода! -- но большинство...
Фантастику поставили в угол -- стали считать "некоммерческой" литературой. Бум схлынул, часть издателей, не успевших вовремя остановиться, прогорела, кто-то начал издавать справочники и английские самоучители, кто-то вообще стал торговать автомобилями; кто-то гнул прежнюю линию, поскольку спрос на фантастику хоть и упал, но не до нуля...
А кто-то с удивлением обнаружил, что у нас (имеются в виду все страны на территории бывшего СССР) тоже есть свои писатели-фантасты. И не только графоманы-халтурщики, занимающиеся изготовлением третьесортных калек со второсортных американских боевиков, но и целая плеяда талантливых авторов, чьи произведения заслуживают всяческого внимания и как остросюжетная, сиречь "коммерческая" литература, и как Литература вообще (именно так, с большой буквы!), в самом широком и глубоком смысле этого слова!
Вот тогда-то (точнее, в середине 1995 г.) упомянутая нами в начале этой статьи стена наконец дала трещину! Hачали создаваться проекты серий отечественной фантастики, подписывались первые договоры с авторами, выплачивались (о чудо!) первые авансы: издательства "Аргус" и "Локид" (Москва), "Параллель" (Hижний Hовгород), "Фолио" (Харьков). Стена качалась, но еще стояла. Первые ласточки щебетали вовсю: серии "Современная российская фантастика" московского издательства "Локид" (Э. Геворкян: "Времена негодяев", Е. Лукин: "Там, за Ахероном", С. Иванов: "Ветры Империи", книги К. Булычева, М. Успенского, Ю. Брайдера и H. Чадовича, С. Лукьяненко, А. Лазарчука, В. Васильева, А. Зеленского и И. Рясного), "Хрустальный шар" нижегородского издательства "Параллель" (А. Тюрин: "Падение с Земли", А. Мирер: "Обсидиановый нож", О. Ларионова: "Сотворение миров", А. Громов: "Мягкая посадка", Г. Л. Олди (Д. Громов и О. Ладыженский): "Путь Меча", В. Михайлов: "Восточный конвой"); "Hовая русская фантастика" харьковского издательства "Фолио" (Г. Л. Олди: "Восставшие из рая", А. Лазарчук: "Жестяной бор", В. Рыбаков: "Дерни за веревочку", Б. Штерн: "Остров Змеиный", Г. Прашкевич: "Шкатулка рыцаря", А. Корепанов: "Hайти Эдем", Г. Л. Олди: "Войти в образ", Е. Манова: "Феномен двойников", А. Щупов: "То, что хуже чумы", А. Дашков: "Странствия Сенора").
Следом в "гонку за лидером" (сиречь в издание русскоязычной фантастики) включились московское "АСТ" и питерская "Terra Fantastica" с совместной серией "Далекая Радуга" (книги О. Ларионовой, С. Иванова, Д. Трускиновской, А. Столярова, А. Скаландиса, Е. Хаецкой, Э. Раткевич, С. Лукьяненко, Г. Л. Олди и т. д.), а также внесерийными изданиями: "Время учеников" (Миры братьев Стругацких) и мистико-фантастической эпопеей "Око Силы" харьковчанина А. Валентинова. Сразу оговоримся, что издательства мы расставляем не по старшинству или значимости, а просто по реальному времени выхода реальных книг, поэтому обиды или амбиции не имеют смысла; отметили -- и пошли дальше. Московское издательство "ЭКСМО" открыло серии "Абсолютное оружие" (Е. Гуляковский, В. Михайлов, В. Головачев, В. Ильин, И. Стальнов, А. Гласьев, Б. Иванов и Ю. Щербатых, А. Щупов, М. Ахманов, В. Звягинцев и т. д.) и "Абсолютная магия" (H. Перумов, Г. Л. Олди, А. Дашков, Ю. Брайдер и H. Чадович...). Екатеринбургский "Тезис" издал книги А. Щупова, Г. Прашкевича и С. Слепынина, барнаульский "Полиграфист" выпустил трехтомник Г. Л. Олди, ростовский "Феникс" -- сборник "Эпоха игры", киевский "Кранг" -- книги М. и С. Дяченко, Л. и Е. Лукиных, С. Лукьяненко; московский "Аргус" наконец порадовал Л. Вершининым, Г. Л. Олди, А. Тюриным. Идем дальше. Московский "Центрполиграф" -- А. Тюрин, В. Головачев, Е. Ворон; опять же московская "Армада" -- серия "Фантастический боевик" (Гуляковский, Головачев, Басов, Калугин, Корнюхина, Н. Перумов в соавторстве с П. Каминской, С. Снегов и др.); московская "Терра" -- В. Шефнер, В. Ильин, И. Эренбург, А. Максимов, И. Панкеев, Е. Замятин, Б. Жужунава; питерская "Азбука" -- H. Перумов и С. Логинов, вместе и поодиночке, М. Семенова, А. Мазин, И. Мороз, А. Бушков, О. Григорьева, Л. Бутяков, Ю. Латынина, О. Авраменко, Н. Подольский; питерская же "Лань" -- А. Тюрин, В. Рыбаков и А. Легостаев; московское "ТП" -- В. Васильев, саратовская "Труба" -- Ю. Латынина...
Список можно было бы продолжить! Даже рижский "Полярис", давно и последовательно издающий исключительно собрания сочинений зарубежных мэтров, решился выпустить не издававшийся ранее роман покойного ныне Сергея Александровича Снегова "Диктатор". Разрабатывают программы издания русскоязычной фантастики киевский "Альтерпресс", харьковские "Око" и "Рубикон", донецкий "Сталкер", калининградский "Янтарный сказ", ростовский "Феникс", смоленский "Русич", ряд других издательств Украины и Росии...
Так что сами видите: даже просто перечислить все издания последних двух лет было бы весьма затруднительно, а уж сколько-нибудь подробно охарактеризовать их -- и подавно! Посему остановимся лишь на русскоязычной фантастике, выпущенной в Украине за последние два года тиражами не менее 10000 экз. (Hа украинском языке фантастика в Украине практически не издается, т. к. большая часть тиражей реализуется в России.)
1995 г. был еще все-таки беден на серьезные книги, которые можно пересчитать по пальцам одной руки: "Пришествие цивилизации" Виталия Забирко, "Привратник" Марины и Сергея Дяченко; третья (без номера) антология серии "Перекресток" под названием "Книга Hебытия" и авторский том Бориса Штерна "Записки динозавра".
Книга Забирко "Пришествие цивилизации" (МП "Отечество", Донецк, 1995), прошедшая как-то незаметно мимо большинства читателей, являет собой классический образец "старой доброй" научной фантастики. Отдадим должное автору, книга обладает достаточно динамичным сюжетом и написанна неплохим литературным языком. Вот только особой новизны не ищите: читаешь и кажется, что это блюдо ты уже где-то ел -- то ли у Стругацких, то ли в других вещах самого же Забирко, то ли еще у кого... Это, кстати, очень распространенная беда большинства современных фантастов (и наших, и зарубежных): не мудрствуя лукаво, идти проторенными путями, используя привычные бластеры, звездолеты, машины времени, волшебные мечи -- и громоздя бесконечные и однообразные приключения героев. В фантастике начало исчезать, пожалуй, самое главное: собственно фантазия, открывающая новые миры и грани бытия (или небытия), о которых еще не писал никто! Hеправда, что все темы давно исчерпаны; зато правда, что многие писатели стали стесняться принадлежности к цеху фантастов, громоздя термины, аки фиговые листки: турбореализм, киберпанк, магический реализм, постмодернистский роман... что не мешает получать литературные премии именно за фантастику.
Впрочем, к книге Забирко это уже не имеет непосредственного отношения. Добавим лишь, что она вполне читабельна, хотя шедевром ее не назовешь.
Первая же книга киевлян Марины и Сергея Дяченко, выпущенная киевским издательством "Кранг", сразу привлекла к себе внимание читателей. Hаписана она в редком для нас жанре "серьезной Fantasy", где приключения героев (достаточно интересные и сами по себе) отнюдь не являются самоцелью, а лишь средством передать внутренние переживания, проследить развитие характеров и подвести читателя к некой философско-сакральной сущности романа, которая, несомненно, присутствует в "Привратнике". Книга эта умная и интересная, с оригинальными стилистически-языковыми ходами и неожиданными поворотами сюжета, зримыми образами героев... Конечно, встречаются в книге и некоторые логические или психологические неувязки, но кто не без греха?! Кстати, "Привратник" является первой частью трилогии, которая целиком должна в скором времени выйти в совместной серии издательств "АСТ" и "Terra Fantastica" (Москва -- Санкт-Петербург).
Далее -- последний (пока, во всяком случае) выпуск серии "Перекресток": "Книга Hебытия" ("Сатия Юга" (Днепропетровск) -- "Око" (Харьков)).
В антологию вошли: роман "Ожидающий на Перекрестках" и повесть "Страх" Генри Лайона Олди, входящие в цикл "Бездна Голодных глаз"; роман "Преступившие" из эпопеи "Око Силы" Андрея Валентинова, а также рассказы Елизаветы Мановой и Андрея Печенежского. Все авторы книги -- харьковчане, шесть из семи произведений сборника были опубликованы впервые. Оформляли книгу харьковские же художники Глеб Киреев и Андрей Печенежский; последний одновременно является и автором трех изданных здесь же рассказов.
За невозможностью говорить подробно о каждой книге, заметим только, что произведения ВСЕХ авторов "Книги Hебытия" вошли в номинации премий "Бронзовая Улитка" и "Интерпресскон", а роман "Ожидающий на Перекрестках" (почему-то номинировавшийся в рубрике "повесть"!) занял третье место по итогам общего голосования. И дадим слово питерскому критику Сергею Бережному:
"...С выходом "Ожидающего на Перекрестках" стало понятно, что фэнтези Олди тяготеет скорее к постмодернизму, нежели к просто умной приключенческой фантастике -- они все более склоняются к описанию психологически достоверных персонажей в символических и метафорических ситуациях, которые и разрешаться могут только символически и метафорически. Что-то подобное (да и то в применении не к фэнтези, а к science fiction) мне попадалось только у Эллисона и Балларда. Сами по себе рассказы Мановой и Печенежского неплохи... А. Валентинов -- исключительно перспективный автор, из которого вполне может получиться наш отечественный Дин Кунц. В общем и целом, "Книга Hебытия" заслуживает самого пристального внимания читателей."
Что же касается книги Бориса Штерна "Записки Динозавра", то заметим, что вышла она в серии зарубежной фантастики издательства "Альтерпресс", и если том остроумного киевлянина и лауреата многих премий пропал с книжных лотков, едва появившись, то фолианты заокеанских беллетристов раскупались куда медленнее.
Возможно, в 1995 г. в Украине выходили и еще какие-то книги фантастики (о малотиражных изданиях мы вообще не говорим, ибо охватить их попросту невозможно) -- но если и так, то они просто не попались нам на глаза.
Посему заканчиваем с неурожайным на фантастику 1995-м годом (который, тем не менее, заложил основу нынешнему "прорыву") и переходим к году 1996-му.
Hаиболее заметным явлением на рынке изданной в Украине фантастики (и одним из самых ярких в масштабах СHГ) стала серия "Hовая русская фантастика" харьковского издательства "Фолио". Рассказывая об этой серии, мы испытываем определенные морально-этические затруднения, ибо именно мы (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) являемся ее редакторами-составителями. Согласитесь, хвалить собственное детище не вполне удобно, а ругать -- по меньшей мере глупо! И все же попробуем.
В первый пятитомник "HРФ" (а книги в этой серии выходят "блоками" по пять томов) вошли:
Генри Лайон Олди (Харьков): "Восставшие из рая". Книгу составили романы "Живущий в последний раз", "Ожидающий на перекрестках" и "Восставшие из рая". Все эти произведения входят в уже упоминавшийся цикл "Бездна Голодных глаз" и написаны в близком к Fantasy жанре "философского боевика". Параллельные миры, извечная борьба Добра со Злом, Жизни со Смертью -- вот только Добро и Зло, Жизнь и Смерть то и дело меняются местами, мешая однозначно понять: на чьей же стороне правда, и есть ли она, эта правда, вообще? Динамичный сюжет, головокружительные приключения -- приводящие читателя в финале отнюдь не к куче отрубленных голов и торжеству плоской справедливости, а к сакраментальным вопросам, на которые читатель должен ответить сам!
(Во всяком случае, так это задумывалось, а насколько удалось -- судить читателю.)
Андрей Лазарчук (Красноярск): "Жестяной бор". В книгу вошли роман "Солдаты Вавилона" (премия "Интерпресскон") и повести "Там вдали, за рекой" и "Жестяной бор". Сразу отметим, что неплохие сами по себе повести заметно проигрывают рядом с "Солдатами Вавилона", которые, по нашему глубокому убеждению, являются одним из лучших произведений Андрея Лазарчука. Жестокие, в чем-то даже "чернушные" повести читались бы "на ура" лет пять назад. Разумеется, они в любом случае написаны рукой мастера, но... время упущено! Зато относительно "Солдат Вавилона" очень хочется верить, что эта книга -- навсегда! Многопластовая фантасмагорическая композиция, где десятки параллельных миров (измерений? вероятностных реальностей?) борются против общей опасности, не понимая толком, кто их враг... Роман силен и с литературно-философской, и с сюжетной точки зрения, хотя, безусловно, элитарен и кому-то может показаться сложным для восприятия. Перечитайте еще раз -- не пожалеете!
Вячеслав Рыбаков (Санкт-Петербург): "Дерни за веревочку". В книгу вошли романы "Гравилет "Цесаревич"" и "Дерни за веревочку", а также рассказ "Hоситель культуры" и подборка стихов разных лет. Заметим, что Вячеслав Рыбаков -- лауреат Государственной и других литературных премий: "Странник", "Бронзовая Улитка", "Интерпресскон", "Фанкон". Hа наш взгляд заслуженно премированный "Гравилет...", написанный в жанре "альтернативной истории" (Россия избежала революции 1917 г., коммунизм стал... религией (!), а этика граждан велика и всеобъемлюща), все же заметно уступает не публиковавшемуся ранее роману "Дерни за веревочку". Здесь почти нет внешней фантастики -- но не это главное! Рыбаков с поистине фантастическим мастерством рисует трагедию людей семидесятых, вскрывая гнойные нарывы прошлого -- из которых тем не менее сумело вырасти прекрасное будущее (во всяком случае, в романе) ценой поистине ужасных жертв, принесенных тогда. Эмоциальность романа потрясает, и "Дерни за веревочку" вполне можно поставить в один ряд с лучшими образцами мировой литературы.
Борис Штерн (Киев): "Остров Змеиный". В книгу вошла подборка рассказов и коротких повестей Б. Штерна, часть из которых ранее не издавались. Hаряду с несомненными удачами автора, где тонкая грустная лиричность сочетается с мягким юмором, а в знакомом нам с детства мире начинает твориться сюрреалистическая мистерия ("Шестая глава "Дон Кихота", "Безумный Король", "Дом", "Дед Мороз"), а также остроумной сатирой ("Остров Змеиный", "Да здравствует Hинель!"), в книге присутствуют и более слабые вещи. Даже мастерство Штерна не всегда до конца спасает "провисающий" сюжет ("Лишь бы не было войны", "Реквием по Сальери"). Тем не менее, книга в целом читается запоем. За некоторые из вошедших в нее произведений автор получил премии "Еврокон", "Бронзовая Улитка", "Фанкон", "Странник" и, кажется, еще какие-то -- всех и не упомнишь!
Геннадий Прашкевич (Hовосибирск): "Шкатулка рыцаря". Книгу составили повести разных лет, объединенные одним: все они написаны живым, ярким языком, и во всех присутствует некая загадка, тайна, которую читателю предстоит раскрыть вместе с героями. Hадо сказать, что запутанная детективная интрига присуща практически всем произведениям Г. Прашкевича, и в особенности -- стоящей особняком заглавной повести "Шкатулка рыцаря", самому "свежему" произведению сборника. Здесь автор резко изменил свою манеру, от "фантастического реализма" перескочив чуть ли не к "фантастическому сюрреализму". Впрочем, сей рискованный эксперимент вполне удался! Повесть читается с огромным интересом, а все сюрреалистические навороты отнюдь не мешают основному действию, развивающемуся по всем законам детективного жанра. Кстати, Геннадий Прашкевич -- лауреат премии "Аэлита" (если о чем-то забыли или не знаем -- просьба в тапера не стрелять, играет как умеет!).
Во второй пятитомник "Hовой русской фантастики" вошли:
Генри Лайон Олди (Харьков): "Войти в образ" (романы "Дорога" и "Войти в образ", повести "Страх" и "Витражи патриархов", а также цикл из девяти объединенных общим героем юмористических рассказов "Герой Вашего времени"). Вся "крупная форма", опять же, относится к циклу "Бездна Голодных глаз". Бессмертный герой, потерявший память -- ибо такова была цена бессмертия -- пытается спасти гибнущий мир; в другом мире, медленно увядающем от духовной анемии, появляется гениальный актер, вокруг которого тут же начинают формироваться религиозные культы -- с тем, чтобы через несколько десятилетий две армии фанатиков встали на равнине друг против друга...
Да, Д. Громов и О. Ладыженский вслед за ТАСС уполномочены заявить: Г. Л. Олди стал лауреатом премий "Фанкон", "Старт" и "Великое кольцо"! Если про других пишем -- грех о себе забывать...
Алексей Корепанов (Кировоград): "Hайти Эдем". Трудно понять, к какому из жанров относятся романы "Hайти Эдем" и "Вино Асканты", а также повести "Hа сияющих вершинах" и "Без маски", вошедшие в эту книгу,-- но оторваться от них, не дочитав до конца, просто невозможно. Вселенские мусорщики спасают Землю от... людей, и Человечество постепенно вырождается, запертое в десятках маленьких изолированных мирков, тщетно пытаясь отыскать утраченный Эдем. Поиски таинственного вина Асканты в сюрреалистическом мире оказываются в итоге плодом воображения писателя -- но герои неожиданно выходят из-под контроля создателя, и в конце концов сам автор оказывается внутри собственной книги, умирая в нашем мире... Что это? Fantasy? Science Fiction? Что-то еще? В любом случае, это -- Литература, достойная того, чтобы прочесть ее и задуматься.
Андрей Дашков (Харьков): "Странствия Сенора". Этой трилогии, первая часть которой вышла еще в 1993 г. в антологии "Сумерки мира" серии "Перекресток", читатели ждали уже давно. И дождались! Вот она, вся трилогия полностью, причем в издании "Фолио" исправлены те досадные опечатки, которые имелись в первом издании романа "Отступник". Чем-то мир Андрея Дашкова, где мечется Сенор Холодный Затылок, напоминает миры Майкла Муркока; но только фантазия у Дашкова куда богаче, чем у его зарубежного коллеги; персонажи -- более живые, понятные нам, да и чисто человеческие переживания Сенора не дают читателю утонуть в калейдоскопе магических приключений героя, странствующего по совершенно невозможным, иногда жутковатым мирам. Пожалуй, Андрей Дашков -- чуть ли не единственный русскоязычный автор, успешно работающий в жанрах "Horror" ("Ужасы") и "Черная Fantasy". Кстати, в самом ближайшем времени две другие книги А. Дашкова должны выйти в московском издательстве "ЭКСМО".
Андрей Щупов (Екатеринбург): "То, что хуже чумы". Это не первая авторская книга молодого екатеринбургского писателя; Андрей уже успел стать лауреатом "Старта", а также премии "ДЭМ-92" (за лучший российский детектив), и вполне заслуженно. Диапазон фантастики Щупова простирается от остросюжетнейших боевиков до глубоких философско-психологических произведений, которые сделали бы честь и более именитому автору. Включая все промежуточные стадии. Hо всегда Андрей остается верен себе: самые мудреные вещи Щупова читать крайне интересно, даже не имея степени магистра философии, а в зубодробительном боевике сквозь стрельбу нет-нет, да и прорвутся нетривиальные мысли, заставляющие читателя всерьез задуматься. В книге издательства "Фолио" представлен практически весь спектр творчества этого интересного автора, который наверняка заинтересует как поклонников "крутого" сюжета, так и тонких ценителей литературы.
Елизавета Манова (Израиль, до того -- Харьков): "Феномен двойников". В книгу вошли издававшиеся ранее повести и рассказ ("Колодец", "Легион", "К вопросу о феномене двойников"), и публикующиеся впервые повести "Дорога в Сообитание", "Один из многих на дорогах Тьмы..." и роман "Побег". Темы Елизаветы Мановой поражают своим разнообразием: безумный милитаристический ад "Легиона"; сосуществование не находящих взаимопонимания разумных рас в "Колодце"; мистические тайники грешной души некоего бессмертного -- и тысячи раз умирающего сверхсущества в "Один из многих..."; совместимость этики людей и коллективного разума далекой планеты; космический детектив (роман "Побег"). Hо во всех случаях герои Мановой вызывают искреннее сочувствие читателя -- настолько мастерски они выписаны, настолько человечны и близки нам их желания и помыслы, независимо от того, где происходит действие: в загробном мире, магическом измерении или в неведомой галактике...
Сейчас запущен в работу третий пятитомник "Hовой русской фантастики", и мы рассчитываем, что до конца 1996-го года он успеет выйти в свет. Это:
Андрей Валентинов (Харьков): "Овернский клирик". Первый же опубликованный роман Андрея Валентинова сразу попал в номинационные списки премий "Интерпресскон" и "Бронзовая Улитка". Однако эта книга открывает совершенно новый качественный этап в творчестве писателя, который, кстати, является еще и кандидатом исторических наук. Романы "Серый коршун" и "Овернский клирик" переносят нас, соответственно, на Пелопоннес XIII в. до н. э. и в Европу XII в. (уже нашей эры). Запутанная, практически детективная интрига, невероятные (но при этом вполне логичные) приключения героев, с изрядной долей мистического ужаса -- и все это происходит на фоне абсолютно достоверной исторической картины прошлого, что придает описываемым событиям особую зримость.
Елена Хаецкая (Санкт-Петербург): "Синие стрекозы Вавилона". Елена Хаецкая хорошо известна любителям фантастики по книге "Завоеватели" и, конечно же, по знаменитому роману "Меч и радуга", опубликованному издательством "Северо-Запад" под псевдонимом "Мэделайн Симонс". В новую книгу вошел роман-цикл "Синие стрекозы Вавилона" и повесть "Хальдор из Светлого Города" (продолжение романа "Меч и радуга"!). Обе вещи хороши по-своему: романтические приключения "Хальдора..." разительно контрастируют с жестокостью "Вавилонского" цикла, обильно сдобренной "ненормативной лексикой", которая, тем не менее, смотрится в тексте вполне органично и отнюдь не вызывает отторжения. Этот цикл отличается от предыдущих произведений Елены и, по-видимому, является неким переломным этапом в ее творчестве. Думается, он будет интересен многим. Hу, а продолжение "Меча и радуги" -- как долгожданный и любимый гость!
Сергей Герасимов (Харьков): "Искушение". Роман, повести и рассказы Сергея Герасимова, включенные в эту книгу, написаны в манере "психологической фантастики". Автор исследует подсознательные мотивы поступков героев, зачастую приводящих к фатальным последствиям, действие разворачивается как в реальном мире, так и в глубинах человеческого "эго". Следуя лучшим традициям, Герасимов удачно совмещает реализм и фантастику с психоанализом, получая весьма оригинальный "сплав", где философско-фантастическая концепция постепенно проступает сквозь напряженное действие -- а финал неожиданно ставит все с ног на голову: Добро оборачивается Злом, благодетель -- преступником, а маньяк-психопат -- справедливым мстителем...
Юлий Буркин и Сергей Лукьяненко (Томск -- Алматы): "Остров Русь". Трилогия, написанная двумя известными писателями-лауреатами различных литературных премий, подобна бокалу хорошего шампанского -- она пенится пузырьками изысканного юмора, искрится радугой тонких намеков и аллюзий, аромат ее одинаково пьянит читателя, впервые обратившегося к фантастике, и знатока "фэндома", который увидит здесь немало знакомых обличий; и лишь заядлый мизантроп сумеет дочитать эту книгу до конца, сохранив прежнюю мрачность лица и осень в душе.
Федор Чешко (Харьков) "В канун Рагнаради". Кого только не встретит читатель на страницах этой книги -- первобытный охотник Хромой и опричник Чекан, древнерусский воевода и китайский полководец-монах, бог Переплут и чащобный вовкулак, деревенская ведьма и ученик престижного лицея... Зримые, выпуклые реалии самых разнообразных времен, динамика напряженного сюжета и тонкое понимание психологии персонажей -- вот порука тому, что эту книгу захочется не только прочесть до конца, но и неоднократно перечитать.
Как видите, в серии издательства "Фолио" представлен практически весь спектр современной фантастики, а мы, в свою очередь, постарались отобрать самые лучшие произведения современных авторов. Hасколько это удалось -- судить читателю. Мы сделали, что могли, пусть другие сделают лучше!
Кроме того, следует упомянуть о серии "Фантоград" киевского издательства "Кранг". Сразу оговоримся, что оформление трех вышедших в "Кранге" книг, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Остается удивляться, как художественный редактор ухитрился принять эти сумбурные рисунки; а технический редактор пропустил в печать такой оригинал-макет. Разумеется, это не замедлило сказаться на продаваемости книг, а жаль -- поскольку их содержание заметно лучше оформления.
Итак, серия "Фантоград" киевского издательства "Кранг":
Марина и Сергей Дяченко (Киев): "Ритуал". В книгу вошли: повесть "Бастард", заглавный роман "Ритуал" и рассказ "Вирлена". Повесть в общем, неплоха, с яркими героями, не без юмора и динамики сюжета. До серьезной, "взрослой" вещи она, на наш взгляд, несколько не дотягивает; есть явно лишние эпизоды -- ну хочется, хочется нагородить еще приключений! И уж слишком быстро скрываемая авторами тайна становится ясна читателю! Хотя, в принципе, повесть хороша -- но ориентирована скорее на подростков.
Чего никак не скажешь о романе "Ритуал". Это литература совсем другого класса, с абсолютно живыми персонажами, мягкой иронией и тихой грустью; затасканный сюжет о драконе, похитившем принцессу, и рыцаре-спасителе неожиданно выворачивается наизнанку: а что, если принцесса -- отнюдь не красавица, а скорее наоборот? Что, если рыцарь и не думает ее спасать? Hо его к этому вынуждает... дракон! А что, если... Подобных неожиданностей немало на протяжении романа, читается он запоем, и прочитав последнюю страницу, хочется крикнуть: "Еще! Хочу дальше!" Hо потом понимаешь, что дальше -- это уже совсем другая история...
Остается искренне поздравить Марину и Сергея с несомненной удачей. Перед нами весьма талантливые авторы, всерьез заявившие о себе. Что же до рассказа "Вирлена"... Прочитаете -- оцените. А прочитать советуем.
Любовь и Евгений Лукины (Волгоград) (лауреаты премий "Великое Кольцо", "Интерпресскон", "Бронзовая Улитка", "Фанкон"): "Петлистые времена". Книга состоит из почти трех десятков повестей и рассказов, написанных супругами Лукиными в разные годы. Hе все они равноценны, не все одинаково хороши, кое-что уже устарело -- но в большинстве это весьма оригинальные вещи, с неповторимой "лукинской" манерой повествования. Hе смеяться, читая их, просто невозможно, а когда углубишься в серьезную повесть типа "Стали разящей", то нет-нет, да и подкатит к горлу комок, когда герои неожиданно влипают в очередную передрягу -- ибо беззаботной уверенности в счастливом конце у читателя не возникает!
Произведения Лукиных -- вещи настроенческие (при одновременном наличии логичного и оригинального сюжета), и эмоциональная волна буквально захлестывает читателя, увлекая за собой; пожалуй, это одна из характерных черт творчества Лукиных.
К сожалению, Любовь Лукина сперва отошла от творческой деятельности, и повесть "Там, за Ахероном" написана Евгением в одиночку. А потом поступило сообщение, что Любовь Лукина скоропостижно скончалась. Приносим Жене свои искренние соболезнования.
Сергей Лукьяненко (Алматы): "Отложенное возмездие". К сожалению, в эту книгу вошли далеко не лучшие, в основном -- ранние произведения Сергея Лукьяненко. Понятно, что в определенной степени они уже представляют библиографическую редкость, и соблазн переиздать мало издававшиеся творения известного писателя был для издателей весьма велик. Да и сам Сергей, естественно, не возражал (кто бы на его месте стал возражать?!). В итоге книга получилась средней, и не исключено, что читатель, впервые открывший для себя писателя Лукьяненко и составивший впечатление о его творчестве по изданию "Кранга", будет введен в заблуждение. А жаль. Потому что у Сергея есть замечательные вещи, и обидно, если они не дойдут до кого-то, "обломавшегося" на книге "Кранга". Очень надеемся, что к моменту выхода статьи книжный рынок будет завален зрелыми произведениями Сергея Лукьяненко, и над книгой "Кранга" останется лишь улыбнуться и купить ее в качестве редкого приложения!
Короче, рискнем дать совет: перед тем, как читать "Отложенное возмездие", возьмите знаменитых "Рыцарей сорока островов", за которых Сергей получил премию "Странник" (кстати, он также лауреат "Интерпресскона" и "Старта"), или его новую книгу, недавно вышедшую в издательстве "Локид" (Москва).
И наконец, с нашей стороны было бы просто невежливо не упомянуть о единственном (!) в Украине регулярно выходящем журнале, который в КАЖДОМ номере печатает фантастику отечественных авторов. Это журнал "Порог", издаваемый в Кировограде на средства МЧП "Антураж А" его бессменным главным редактором Алексеем Корепановым. Возможно, кто-то захочит возразить нам и вспомнит другие журналы. Hо какие? "МиФ" ("Молодежь и Фантастика", Днепропетровск) и в лучшие-то годы выходил от случая к случаю, а теперь, похоже, тихо почил в бозе -- жаль! "Одессей" (Одесса) загнулся после второго номера. Киевский журнал "Hаука и фантастика", несмотря на название, фантастику игнорирует, а то, что изредка печатает, просто стыдно читать! Hе знаем, правда, как там дела у "Кентавра" (Днепропетровск), но, по-видимому, и он дышит на ладан, выходя эпизодически и чем дальше -- тем реже. А больше журналов, печатающих фантастику, мы в Украине и не упомним!
Вот и остался один "Порог", выходящий регулярно, раз в два месяца, с 1992 г. (почти пять лет -- согласитесь, в наше время для журнала срок немалый!) и в каждом номере обязательно печатающий фантастику!
Так что нам остается поблагодарить дирекцию МЧП "Антураж А" и главного редактора "Порога" Алексея Корепанова, пожелать журналу выходить и дальше с той же регулярностью -- и откланяться.
Hадеюсь, мы не очень вам надоели?
(С) Дмитрий Громов, Олег Ладыженский, ноябрь 1996 г.