("Черный Баламут" Генри Лайона Олди)
Шмалько Андрей Валентинович, кандидат исторических наук.
Предисловие к третьей части.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-поживал добрый доктор
Франкенштейн.
Был сей доктор поистине добрым, поскольку восхотел помочь людям самым кардинальным
способом -- улучшить людскую породу. Дабы недостатки, Творцом в спешке
допущенные, исправить, и сотворенное с помощью знаний научных создание
в Божий мир направить, для пользы Человечеству. Сказано -- сделано, однако
же вышла маленькая неувязочка.
Продолжать сию историю, в давние годы миссис Шелли рассказанную, не имеет
смысла, ибо ведома она всем, от мала до велика. Но Голливуд, старую сказку
в тираж пустив, по привычке своей голливудской упростил все до полной невозможности.
Ибо не собирался попервах монстр, из трупов сотворенный, в геноциде упражняться.
Напротив! Шел он к людям, стремясь, как и положено, добрые дела творить.
И удивлялся бедняга-монстр: по каким таинственным причинам никто с ним,
как с крокодилом Геной, дружить не хочет?! Горько стало монстру, обидно
даже. И не мог он понять, отчего судьба ему невеселая выпала, пока не прочел
(грамотен был, кадавр!) записки того, кто его таким сотворил. А прочитав,
возгорелся великим гневом на своего персонального Творца. И вот тогда-то
началось самое интересное...
Эта давняя история все время вспоминалась, когда перелистывал я свежую
распечатку последней книги <<Черного Баламута>>. Не знаю, имел
ли в виду сэр Генри Лайон Олди историю швейцарского врача Франкенштейна,
повествуя о злоключениях своих героев с труднопроизносимыми именами? --
но аналогия поистине очевидна. Ибо доведенное до белого каления создание
возгорелось гневом на неосторожного Творца, и худо пришлось Вишну Упендре,
не в добрый час воплотившемуся в симпатичного пастушка с дудочкой.
...Разинул клюв от изумления Гаруда-Проглот, хмурится Индра-Громовержец,
о сплине своем утреннем напрочь забывший, а перед ними на зеленой травке
мокрой тряпкой возлежит великий Опекун Мира, о своих злоключениях повествуя.
И не просто, а со всхлипами да воздыханиями. И всем-то он, Вишну, хорош,
да вот восстала супротив него собственная злокозненная аватара -- Кришна
Джанардана. Восстала, все планы божественные перепутала, да еще из собственного
рая пинком куда подале отправила...
Вот и вышел, наконец, на сцену тот, ради которого и писался роман -- сам
Господь Кришна, Черный Баламут. Вышел с громом и молнией, даром что не
громовержец. Ибо смертное творение без особых усилий не только все замыслы
своего создателя разрушило, но и покусилось на верховную власть над Трехмирьем.
И кто?! Какая-то, прости Господи, аватара! Не богатырь, не мудрец, не царь
демонов -- пастушок с дудочкой! Конечно, и сам Вишну думал кое-что в Мироздании
изменить да усовершенствовать... но во-первых, из лучших побуждений, а
во-вторых, не такими же методами! Просто безобразие, хуже -- скандал, переходящий
в Армагеддон!
И уже полон жалости Громовержец, ибо, как ни крути, Франкенштейн-Вишну
ему младшим братишкой приходится, а брата грех не пожалеть! О Гаруде и
говорить не стоит -- не для того Проглота творили, чтобы он извилинами
шевелил (для этого действия ему крылья даны). Пусть жалеют, пусть сочувствуют
-- их дело. Но мы с Тобой, уважаемый Читатель, слава Богу, не Гаруды, и
прежде чем присоединить свой голос к хору, единодушно злокозненного Баламута
осуждающему, прочитаем книгу повнимательней, как она того и заслуживает.
Теперь, когда роман закончен, замысел авторов предстает во всей его грандиозности.
Он столь же масштабен и многослоен, как языческие Небеса, и обнимает весь
вселенский Orbis, повествуя нам о людях, о богах и о мире. Лично для меня
люди -- всегда самое интересное. В романе четыре истории -- четыре притчи.
Две из них -- о верном слову Гангее Грозном, что шествовал по тропе сверхдобродетели
от неприятности к неприятности, и о Наставнике Дроне, несчастной жертве
лихих экспериментов по выведению <<нового человека>> -- Тебе,
уважаемый Читатель, известны. Скажу, положа руку на сердце: отстраненно
читать об этих двух сапиенсах, по своему неплохих и симпатичных, мне было
нелегко. Слишком много довелось сочувствовать и сопереживать. Так и хотелось
подтолкнуть героев: Бог с ней, с Добродетелью, Бог с ним, с Законом, ведь
живем лишь однажды, что бы ни говорила нам доктрина об реинкарнации! И
вот авторы, словно желая показать, что человек все-таки свободен и не является
приложением к моральному кодексу строительства очередного Прекрасного Нового
Мира, рассказывают нам о Карне.
Честно говоря, имя для нашего уха звучит зловеще. Поневоле вспоминаются
Карна и Жля из незабвенного <<Слова о полку...>>, ураганами
мчащиеся по древнерусским просторам; да и сходство между <<Карной>>
и <<карой>> слишком велико. Но на этот раз сходство обманывает
(как обманывает нас японское <<яма>>, означающее вопреки очевидному
для русскоязычных -- <<гора>>).
Конечно, и Карна-Ушастик не прост, иначе б не угодил в Махабхарату. Мало
того, что родился от Сурьи-Солнца, да еще вдобавок оснащен по божьей воле
мощным магическим <<прикидом>> с такими <<прибамбасами>>!
-- самому Ахиллесу, Пелееву сыну, впору от зависти позеленеть... Бедняга
Гангея и с меньшего заработал пожизненный комплекс. Но Карна -- особый
случай. Он свободен. Свободен, не ведая о царско-божественной родословной,
свободен в скромном облике <<сутиного сына>>, и эта веселая
свобода делает его трудную жизнь счастливой. Он счастлив, достигая всего
сам. Его выбор -- это воистину его выбор, не предопределенный Судьбой или
Долгом.
Но Карна хорош не только своей свободой. Он -- нормальный человек, способный
оставаться таковым там, где другие превращаются в големов. Ему отвратителен
добродетельный Дрона, рубящий палец ни в чем не повинному пареньку (ради
соблюдения Закона, само собой!). Для него невыносимо равнодушие Грозного
ко всему, что мельче государственных интересов. Когда горячка возвращает
знаменитого аскета к кастовой ненависти его, аскетовой, бурной молодости
-- парень лишь хмыкает и продолжает за уши тащить старика с того света
обратно. Потому что старик. Потому что жалко. Потому что иначе не складывается.
Карна справедлив, и это дается ему без всяких усилий. Обычный здравый смысл
оказывается сильнее натужного Закона. Поэтому читать о Карне-Ушастике легко,
и его гибель вызывавает нормальный человеческий протест. Жаль, что занесло
его на проклятое поле Куру, но и в этом -- его свободный выбор. <<Сутин
сын>>, ставший героем и полубогом, жил и погиб свободным человеком.
Дивная вещь мифология! Чтобы убить обыкновенного парня, понадобился не
просто подлый обман (как обманули простодушного Дрону). В дело вступили
сами боги, и даже рафинированный Индра не побрезговал приложить руку. Куда
только сплин делся!
Но рассказ о Карне -- не единственный. Параллельно с его историей, словно
оттеняя ее черной тенью, развивается другая, куда более страшная и непростая.
История Господа Кришны -- Черного Баламута, столь неугодившего своему Франкенштейну.
На первый взгляд Кришне грех богов гневить. В отличие от безымянного монстра,
швейцарским врачом из кусков трупов сшитого, Баламут уродился всем хорош
-- и красив, и языкат, и умен, да и роду царского. Живи -- не хочу, дружи
с пастушками, на флейте играй. Чего, казалось бы, еще? А то, что он как
бы и не совсем человек... так даже приятно. Не робот-андроид все-таки,
а божья аватара, людское воплощение самого Опекуна, судьбами мироздания
озабоченного. Не первый он, не второй, даже не десятый. Но что-то уложилось
не так. Перестарался Опекун, точное подобие свое творя. Слишком похож оказался
Кришна. Человек, подобный богу -- но все же человек, понимающий, что он
ничуть не лучше марионетки в балагане, которая на нитках пляшет.
И -- не стерпел человек.
История с мифологией много подобных историй знают. Судьба богоборцев печальна.
Слишком неравны силы: можно, как некий эллин, в тазы греметь и в багряный
плащ наряжаться, Зевсу подражая, можно подобно Люциферу поднять сбитых
с панталыку ангелов против Творца. Да только ненадолго это все. Зевесов
перун или меч Михаила-архистратига -- и конец нечестивцу, аминь во веки
веков. Одни боги знают, ведал ли Баламут о судьбине коллег-мятежников или
просто на диво разумен был, да только бунт его совсем иным оказался. Зря,
ох, зря творил Опекун свое точное земное подобие! Ибо если к острому разуму
да льстивым речам добавить небесное оружие и знание основ Мироздания...
глядишь, у бунтаря и шанс появится. А поскольку терять взбунтовавшейся
аватаре нечего, то шанс свой он испольует сполна -- на все сто.
Мотает клювастой головой Гаруда-Проглот, сочувственно вздыхает Индра-Громовержец.
Жалко им беднягу Вишну. Вот ведь не повезло! А жаловаться-то не на кого.
То страшное, что начал творить Баламут, не им придумано, не им намечено.
Старый знакомый: Прекрасный Новый Мир, где будут жить Прекрасные Новые
люди -- только царить над всем станет не Опекун, а Кришна Джанардана, человек,
ставший богом. Трудно быть богом, господа? Да ничуть не бывало! И гибнут
последние бойцы на поле Куру, и стекаются миллионы зомбированных Песней
Господа душ в неведомый рукотворный ад, чтобы даровать свою силу новому
земному божеству, дабы в близкий уже миг стать ultimo ratio нового повелителя.
Чем это кончилось, Ты, уважаемый Читатель, и сам вскоре узнаешь. Намекну
лишь: бунтовать против богов опасно. Все равно, что с бесом об заклад биться
-- обставят. Был однажды некто пан Тадэуш, обещавший душу свою проданную
уступить нечистому не иначе, как прибыв в Рим. Нечего и говорить, держался
оный пан от столицы Италии подальше, но встретил его черт в кабачке, <<Римом>>
именуемом, и привлек к расплате. А Вишну-Опекун, хоть среди богов и младшенький,
но зато куда как в юриспруденции смышлен...
Впрочем, не это главное. Пусть зрелище спивающегося с горя да со скуки
Господа Кришны кого-то порадует, кого-то опечалит. Иное важно. Личность
победителя -- величина преходящая. Падает на мокрый речной песок Баламут,
стрелой пронзенный, уходят в ледяные гималайские ущелья братья Пандавы,
пешком в потерянный рай; мир же остается, но не прежний. Ибо на смену кровавой
заре, пылавшей над полем Куру, пришла Эра Мрака.
Армагеддон закончился, и уцелевшие даже не заметили, что прежнего мира
больше нет. Исчез привычный и по-своему уютный патриархальный мирок, где
за грехом следует воздаяние, а праведность делает человека равным богам.
Наступил догожданный Новый Мир. Вселенная не исчезла, не распалась на атомы,
но в этом Новом Мире человек остался наедине с самим собой. Боги ушли.
Боги ушли, и кончился роман. Финал открыт, и каждый вправе домыслить дальнейшее
на свой вкус. Потерявшие узду сапиенсы уверенным шагом направились обратно
в пещеры, зверея по дороге? Допустим. Но этот итог -- лишь промежуточный.
Впереди будут долгие тысячелетия, из гималайских предгорий, где затерялись
следы Пандавов, придет царевич Сакья-Муни, а еще через несколько веков
к Малабарскому берегу прибой принесет каменную плиту, с которой сойдет
на индийскую землю Апостол Фома. И то, что герои Махабхараты посчитали
Эрой Мрака, станет нашей Историей.
Выходит, все к лучшему в этом лучшем из миров? Козни Вишну-Опекуна пошли
прахом, бесплоден оказался бунт Кришны Баламута, а те, кого стравили на
поле Куру, навеки остались в памяти потомков, как лучшие из лучших, герои
из героев... Все так, но роман Дмитрия Громова и Олега Ладыженского не
просто о богах и людях. Он об Индии, стране, которой так много было дано,
и которой довелось пройти нелегкий путь, не окончившийся и по сей день.
Кто подсчитает, сколько пришлось заплатить стране и людям за миг, когда
их далекие предки позволили искусить себя сладким напевом Песни Господа?!
И этот напев слышен по сей день не только в звоне, что стоит над сонмищами
в ярких рясах. Мир видел певцов куда более искусных, куда более убедительных.
Менялась мелодия, другими становились слова, но вновь и вновь штукари-краснобаи,
твердо знающие, <<как надо>>, звали людей на очередное поле
Куру, на последний и решительный бой <<во имя>> и <<во
славу>>.
И вновь мы искушались.
Таков урок, таков исход. Окончен роман, и теперь уже от Тебя, уважаемый
Читатель, зависит, каковы будут всходы на ниве, столь щедро засеянной авторами.
Что и говорить, книга -- не из простых. Но простота, как известно, хуже
воровства, да и объелись мы этой <<простоты>> по самое горлышко.
Так и хочется вспомнить напоследок еще одну притчу, из самых свежих, с
пылу и с жару. Некий писатель, прославясь среди родных осин, решил поразить
своим талантом читателей заокеанских. И было сказано ему, что <<там>>,
в Голливудщине, это не <<тут>>. Требуется, дабы тебя читали,
отказаться от всего, что читателя озадачить может. Ежели фэнтези -- то
исключительно с драконами и эльфами, ежели фикшн -- то с имперскими звездолетами.
А главное, герои должны быть простыми, как персонажи фильма класса <<Б>>,
и чтоб добро на последней странице всенепременно прибирало зло к ногтю
-- но с подтекстом на вторую серию. Садись, писатель, твори, лепи кирпичик
к кирпичику -- глядишь, мы вскоре и прочитаем великое творение, для любителей
гамбургеров написанное!..
Можно лишь порадоваться, что <<Черный Баламут>> -- не из таких
книг.
А. В. Шмалько