Чужой среди своих
Новая книга Г.Л.Олди "Чужой среди своих" -- не роман, а весьма разноплановый сборник. Наряду с вещью, давшей название книге (ее жанр авторами обозначен как "космическая оперетта-буфф"), в сборник вошли сольная повесть Дмитрия Громова "Путь Проклятых" с подзаголовком "Апология некроромантизма", книга стихов Олега Ладыженского "Вполголоса" и фрагменты off-line интервью знаменитого тандема, взятые с сайта "Русская фантастика". Таким образом, использованная в аннотации формулировка "для истинных поклонников творчества..." -- не фигура речи, а четкая адресация "своим".
Однако, книга лежит на лотках, и может так случиться, что ее купит читатель, который, как говорится, "слышал звон", но других книг Г.Л.Олди в руках еще не держал.
Первым делом читатель окажется на космической шхуне -- родной sister-ship (букв. "сестра-корабль" -- англ.) яхты "...беда", на которой ходил капитан Врунгель, и звездолета Ийона Тихого. Правда, состав экипажа расширен в пределах политкорректности -- на борту есть женщины и киборги нетрадиционной половой ориентации. Техника тоже усовершенствовалась -- чувство юмора бортового компьютера в разобранном виде занимает три грузовых тележки. Да и задача у шхуны другая -- выйти на Контакт.
Задачу экипаж выполняет, достигая полного взаимопонимания с дружелюбным насекомообразным гуманоидом. Попутно герои космоса с треском (количество батальных сцен и в самом деле велико) расправляются с пиратами и одолевают мировое зло в лице большого босса (не капитана!), фирме которого принадлежит шхуна (босс не просчитал последствия и затесался в экипаж, внедрив свое сознание в извилины корабельного программиста).
В общем и целом повесть похожа на юмористический кроссворд, где читателю предстоит угадывать литературные источники шуток -- что есть занятие необременительное и приятное.
"Путь проклятых" -- повесть о совестливых вампирах, которую автор советует читать под композиции группы "Металлика". Однако, лучшим эпиграфом к ней будут слова из песни В. Высоцкого: "Ну а покойники -- бывшие люди, лучшие люди и нам не чета". Герои повести -- как раз чета... влюбленных упырей. Эльвира и Влад -- по хорошему "отморожены" и стараются кусать исключительно "нехороших людей" -- мафиози, рэкетиров и тому подобных. Свои ужины они маскируют под случайные убийства, чтобы не создавать сложностей милиции. Однако, их жизнь тоже небезоблачна: помимо "бытовых" трудностей (например, категорически нельзя выходить на солнце) у них есть враги -- и сюжет повести выливается в жестокое противостояние, во время которого вампиры обретают новые знания и способности, и, наконец, перестают бояться солнца -- то есть перестают быть в общепринятом смысле вампирами.
Мироощущение героев повести -- это мироощущение многих подростков нашего времени -- уже не крапивинских "рыцарей в шортиках" (да и был ли рыцарь?), однако, и не "продвинутых" тинэйджеров, напевающих "ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже..." и тем паче не сатанистов! Они ершисты, во многом разочарованы и неисправимо романтичны. Недаром Эльвира (ставшая вампирессой добровольно) -- вчерашняя школьница, дочь обеспеченных, но равнодушных родителей.
Ткань повести вобрала в себя мотивы городских баек и даже уголовных рОманов (иначе откуда у героев такие "шикарные" имена?), мистических триллеров из видеопроката и "лотошных" романов -- из этого материала автор создал кинематографически-динамичную историю о зле, совершающем благо.
Стихи Олега Ладыженского, объединенные названием "Вполголоса", "растут" из "бардовской" культуры (многие действительно хочется напевать). Некоторые тексты написаны от имени "героев". Среди них Франсуа Вийон, Басе, поэты Востока. Автор не боится ни "высокого строя", ни идеализма, ни максимализма, ни вечных бытийных противопоставлений: ад и Рай, Бог и дьявол, Жизнь и быт. Словом, автор не страшится предстать романтиком -- со всеми вытекающими отсюда последствиями. В числе последствий и некоторая условность, даже декоративность стихов, их подчеркнутая (несмотря на реалии) несовременность -- в том смысле, что рифма и размер времен не выбирают, ибо не имеют срока годности.
Таким образом, сборник "Чужой среди своих" действительно -- для "своих", которым авторы не боятся показаться "без галстука". А что же "чужой" читатель? Во-первых, раз он взялся за "олдей", то уже не чужой. А во-вторых, у него есть возможность прочесть необычный фантастический сборник и продолжить знакомство с книгами сэра Генри Лайона Олди, многое зная об авторах.
Полина Копылова
Журнал "ПитерBook", номер 10, 2001, СПб.