Рецензии
 
 
 
 
Е. Вольф:
Творчество Г. Л. Олди и М. и С. Дяченко


 


 

           Елена ВОЛЬФ

     ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ

   (о тенденциях развития русской фантастики)
 

 Современное состояние рынка литературы характеризуется обширным ассортиментом фантастической литературы. Под фантастикой я подразумеваю как собственно фантастику (научную, историческую, авантюрную), так и "фэнтези", а также в некоторой степени примыкающую к ним фантазийную мистику.
 "Фэнтези" представлена в большинстве своем зарубежными авторами. Российские авторы, работающие в рамках этого жанра, по моему мнению, пока не нашли своего пути и следуют традициям жанра, разработанными их зарубежными коллегами. Этот жанр достаточно нов для российских авторов-фантастов, но можно предположить, что, прижившись на русской почве, он со временем представит своих оригинальных российских авторов. Фантазийная мистика также представлена преимущественно зарубежными авторами. Эти виды фантастической литературы, на мой взгляд, не так активно осваиваются российскими авторами уже потому, что они не предполагают глубокой связи с действительностью конкретного состояния общества и разрабатывают ограниченный набор сюжетов, конфликтов и тем.
 Обстоятельства, определяющие социальную действительность России в последние 20 лет, требуют иного подхода - форм, способных отражать в себе наиболее актуальные проблемы общества, человека в этом обществе, да и литературы в целом. Именно собственно фантастика в эти годы переживает, можно сказать, период подъема и может похвастаться не одним именем талантливого автора. О некоторых из этих авторов и их произведениях последних лет и хотелось бы порассуждать. Наибольший интерес представляют, на мой взгляд, такие авторские дуэты, как Г.Л. Олди и Марина и Сергей Дяченко. Оба дуэта достаточно плодовиты.  На счету Олди - 11 законченных ромнов, а также 3 романа в соавторстве, кстати, один из этих романов - в соавторстве с Дяченко. У Дяченко на данный момент изданы несколько сборников рассказов и повестей, а также 6 романов.
Как сообщает "Энциклопедия фантастики" под редакцией Вл. Гакова: Дяченко Марина Юрьевна (р. 1966) и Дяченко Сергей Сергеевич (р.1945) - русские прозаики, супруги и соавторы, ныне живущие в Киеве (Украина). Сергей Дяченко родился в Киеве, окончил Киевский мединститут в 1969 г., работал врачом-психиатром, кандидат биологических наук; окончил сценарный факультет ВГИКа в 1980 г. Лауреат Государственной премии Украины за сценарий фильма "Звезда Вавилова". Автор сценария шестисерийного художественного телефильма "Hиколай Вавилов" и художественного фильма "Голод-33". Марина Дяченко окончила Киевский театральный институт в 1989 г., профессиональная актриса театра и кино. Обучается в аспирантуре и преподает искусство сценической речи в том же Киевском театральном институте. В фантастике Марина и Сергей Дяченко дебютировали романом-фэнтези "Привратник" (1994), за который удостоились премии Еврокона-96. Следующей книгой стал сборник "Ритуал" (1996), куда вошли повести "Ритуал", "Бастард" и рассказ "Вирлена". Роман "Шрам" (1996) сюжетно продолжает "Привратника". Вместе с романом "Преемник" эти три романа составляют цикл "Скитальцы", который можно охарактеризовать как один из наиболее удачных опытов в русскоязычной романтической фэнтези.
 В этой же энциклопедии можно найти и сведения о другом дуэте. Олди, Генри Лайон (псевдоним Дмитрия Евгеньевича Громова и Олега Семеновича Ладыженского). Русские советские прозаики, соавторы. Дмитрий Громов родился в 1963 г., в Севастополе. Окончил факультет технологии неорганических веществ Харьковского политехнического института, затем аспирантуру; работал инженером-химиком. С 1992 г. - профессиональный писатель. Первая публикация - "Координаты смерти" (1991). Олег Ладыженский родился в 1963 г., в Харькове, там же окончил Институт культуры по специальности "режиссер театра"; с 1984 г. работает режиссером харьковского театра-студии "Пеликан". Первая публикация - "Счастье в письменном виде" (1991 - в соавторстве с Громовым). Оба соавтора живут в Харькове.
 Известность Олди принесла серия "Бездна Голодных Глаз" о приключениях в параллельных мирах, в которую входят 8 романов и повестей. Цикл открывается романом "Живущий в последний раз"(1992) - драматическая историей любви бессмертного юноши, обреченного на последнюю жизнь (действие романа происходит в мире Девятикратно Живущих) и девушки-вампира. Но уже роман-продолжение - "Сумерки мира"(1993), герои которого - обычные люди, Девятикратно Живущие и оборотни (все они сосуществуют и находятся в постоянном противоборстве друг с другом), позволил Олди выдвинуться в ряды самых популярных и перспективных фантастов, пишущих на русском языке. В романе "Ожидающий На Перекрестках" (1995) дана впечатляющая картина мира без религий: некая группа могущественных жрецов-Предстоятелей, подпитывающих себя энергией человеческой веры, создают Дом-На-Перекрестке, который аккумулировал бы для них эту энергию, высасывая ее из человеческого мира. Добротно выполнены и другие романы серии: "Войти в образ" (1994), "Дорога" (1994), "Страх" (1994), "Витражи патриархов" (1994), "Восставшие из рая" (1996). Из произведений, не входящих в серию, выделяется роман "Путь меча" (1995): дело происходит в параллельном мире, в котором сосуществуют вместе люди-воины и наделенные разумом мечи (в этом мире искусство фехтования доведено до совершенства, но отсутствуют войны и не поощряются убийства). Роман "Герой должен быть один" (1996) - эпическое полотно о Богах и людях, которые не стали богами, в основе которого лежит переосмысленный соавторами миф герое Геракле. Также интересен цикл ироничных рассказов "Герой нашего времени" (1994).
 Можно с уверенностью сказать, что в скором времени на прилавках появится еще не одно творение рук этих фантастов.
 Романы Олди и Дяченко интересны тем, что они демонстрируют тенденции современной литературы как таковой и тем самым могут быть причислены не только к миру фантастики, который развивался по своим собственным законам - законам жанра, но и к совокупности тех произведений современных авторов, которые в некоторой степени претендуют на некое вневременное и универсальное местоположение в литературном континууме.
 Начнем с романов Олди. Отметим сразу, что все они имеют сложную архитектонику и композиционное строение. Повествование осуществляется в различных временных и пространственных пластах, пересекающихся в узловых смысловых пунктах романов. Так, в романе "Нопэрапон, или По образу и подобию" (1999) - романе, в наибольшей мере демонстрирующем целый ряд современных литературных тенденций: фрагментарность, интер- и метатекстуальность, автопсихологичность и автобиографичность, соположение реалий сегодняшнего дня и далекого прошлого, - авторы создают сложное переплетение сюжетно-смысловых линий, в котором главные герои - двойники самих писателей, наделенные рядом автобиографических черт, - старый японец из средневековья, актер и создатель пьес для театра Но, а также автор трактата "Предание о цветке стиля", последовательно развертывающегося перед нами в виде эпиграфов к главам,  и его сын, чья сущность - изменчивая маска-нопэрапон, - проходят через ряд испытаний (наши современники попадают прямо-таки в детективную историю, не менее загадочны и обстоятельства, образующие завязку и "японской" линии), чтобы в итоге открыть себя - свою силу и свою истинную суть.
 Авторы следуют классическим принципам постмодернистской литературы: авантюрно-детективный пласт соседствует с культурологическо-историчным и философским пластами смысла. Ненавязчиво авторы рассказывают о том, каким был театр Но в средневековой Японии, и позволяют составить достаточно подробное представление о стиле произведений, которые в нем представляли. Развитие героев приводит к утверждению идеи о смертельной для личности любого человека силе зла и ненависти, превращающих его в безвольное отражение чьей-то злой воли.
Замечательно точны, пропитанные самоиронией страницы, на которых авторы рассказывают о том, как рождаются книги и как их встречает читатель. В общем, современный писатель лишается в романе какого-либо романтически-возвышенного ореола, становясь просто человеком, находящемся в постоянном поиске самого себя, пытающемся сохранить собственное достоинство в самых различных жизненных ситуациях.
 Можно сказать, что этот фантастический роман (фантастический уже потому, что в нем действуют таки и нечисть из японского фольклора, и необъяснимые силы, делающие непобедимым и опасным слабого и безобидного приятеля героев-писателей, да и само превращение молодого актера-японца в нопэрапон с равной уверенностью можно рассматривать и как сказочную метаморфозу и как глубокую метафору) - это "роман о романе". Итог романа "Нопэрапон ..." - это и завершенный роман о приключениях авторов рождающегося романа о средневековой Японии, и завершенный героем этого романа трактат.
 Свое следование принципам постмодернизма Олди подтвердили и романом "Герой должен быть один", упоминавшемся в энциклопедии. Этот роман построен на основе принципа неомифологизма - переосмысления классического мифа об античном герое Геракле. Сохраняя сюжетную канву мифов (рождение и детство героя, 12 подвигов), авторы наполняют ее новым смыслом. Переосмысляется и сама роль героя в мифологическом пространстве, и роль подвигов - теперь это не следование повелению богов, а движение, направленное наперекор божественной воли, богоборчество и вызов.
 Кроме того, история Геракла (или точнее, если следовать версии Олди, Гераклов, так как одни и те же подвиги совершали либо по очереди, либо вдвоем оба брата - Геракл и Ификл) открывает читателю идею авторов фантастических романов, которая является лейтмотивом целого ряда произведений - развитие жизни на земле, истории и цивилизации происходит в постоянной борьбе с наступающей на наш мир "бездной голодных глаз" (в романе "Герой должен быть один" эта бездна наполнена чудовищами - детьми богов и титанов), или некросферой - сферой Пустоты и Ничто (в романе "Дорога" встречающийся героям одной из частей "атмосферный череп" - знак того, что наш мир соприкоснулся с враждебной ему действительностью). В романе "Дорога", как пишет Е. Харитонов, "самом неожиданном, динамичном и сюрреалистическом романе Олди сюжет практически не поддается пересказу: текст соткан из многочисленных наслоений сюжетных линий, на первый взгляд раздробленных и несовместимых, однако - кирпичик за кирпичиком - перед нами выстраивается прочное, геометрически выверенное здание художественного текста, в котором все части, даже самые мелкие, тщательно подогнаны друг к другу, взаимосвязаны и взаимозависимы; убери одну - здание рассыплется".
 Этот роман - не только дань представлениям о мире как мозаике, состоящей из множества фрагментов, но и современный пример жанра антиутопии. В данном случае развенчивается мечта человечества о бессмертии как о высшем благе. В обществе, которое стало следствием различных процессов, произошедших в нашем мире ( в частности - следствием войны между людьми и вещами), гарантируется законом не право на жизнь, а право на смерть. Иерархия статусов членов этого общества напрямую зависит от степени свободы реализации своего права умереть. В этом обществе предприняты меры, ограничивающие вещи в их возможной власти: " Предмет или совокупность предметов, входящие в категорию "вещей", в случае самостоятельного существования вне зоны человеческого влияния обязаны саморазрушаться до полной потери категории "вещности" за положенный в каждом отдельном случае срок (Правило 9-ое из 4-го приложения к Кодексу веры, главе о Порче раздела "Вещи)". Герои-обитатели регламентированного и кодифицированного мироустройства - знатная дама, не желающая ждать момента реализации своего права на смерть, и гладиатор, не имеющий такого права вовсе, - отказываются подчиняться законам своего общества и терпят поражение, как это обычно и происходит в классической антиутопии.
 Антиутопией является и роман С. и М. Дяченко "Пещера", в котором изображается общество "идеальное" в том отношении, что все проявления агрессивности человека в нем отсутствуют. В основе романа - идея о том, что способность человека регулировать и управлять бессознательным - далеко не панацея от многих бед. Пещера - это мир сна, в котором каждый человек предстает каким-либо животным: хищником, более мелким хищником или их жертвой, - и вся накопившаяся за день негативная энергия и агрессия выплескивается на безликое животное. Просыпаясь, люди не узнают тех, с кем они встретились ночью, и продолжают вести размеренную, благожелательную жизнь. Обществом руководит небольшая группка людей, обладающих способностью и в пещере оставаться в образе человека - егеря - а также знающих и наяву, кто кем становится во сне. Вся эта идиллическая картина рассыпается на кусочки, когда главной героине Павле - во сне безобидной травоядной сарне - удается неоднократно избегнуть смерти от зубов самого крупного хищника - саага. Ее способности интересуют правительственные органы, которые в отклонении от нормы видят угрозу всему общественному устройству. Павла на своем опыте обнаруживает, как бесправны и беспомощны могут быть люди в, казалось бы, идеальном государстве. Роман-антиутопия строится по классической схеме: благополучие героя в идеальном обществе подвергается риску - герой осознает "порочность" общественного устройства и пытается бороться с этим - герой сдается или погибает, бессильный перед механизмом системы. Можно утверждать, что "Пещера" - это переосмысление стремления нашей страны к построению коммунистического общества, с другой стороны - критике подвергается популярная идея психоанализа о господстве человека над его бессознательной сферой как гаранте бесконфликтности и благополучия.
 Полемика с идеями психоанализа присутствует и в другом романе Дяченко - "Ведьмин век". Здесь, как и в "Пещере", некоторые люди изначально противопоставлены как надзиратель/палач и жертва (главный герой обладает способностью видеть ведьм, которые находятся под наблюдением специальных органов, ограничивающих их возможности). В этом романе, как и в предыдущем, осознание человеком своих тайных психо-физиологических особенностей ведет не к власти над самим собой и миром, а к трагедии, в которой люди одинаково бессильны что-либо изменить.
 В итоге можно сказать, что современные авторы-фантасты активно осмысляют в своих произведениях все те же идеи, что и современные культурологи, политологи и философы. Авторы заявляют себя как критики современного общества, его заблуждений и надежд. Не чужды авторам-фантастам и современные литературные приемы и методы, используемые их коллегами в литературе. Современная фантастика видит поле своей деятельности скорее в мифе, чем в научных построениях, и эта черта также связана с современным состоянием общественной мысли. Прогресс человечества перестает быть гарантом будущей свободы и счастья человека. Г.Л. Олди и С. и М. Дяченко утверждают своими романами, что счастье человеческое не вне самого человека, а внутри него - это богатство внутреннего мира, творчество, способность переживать чувства любви, дружбы и преданности.
 


 
 

 

 
 
 



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]




 
 
 

 
Оставьте ваши Пожелания,мнения или предложения!
(с) 1997 - 2001 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(с) 1997 Верстка, дизайн Дмитрий Ватолин.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997 Рисунки Екатерины Мальцевой
(с) 2001 Дизайн Дж. Локхард
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы 
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.