Г.Л. ОЛДИ ВАШ ВЫХОД Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. –
448 с. (Серия “Нить времен”). 15 000 экз.
Беря в руки очередную книгу Генри Лайона Олди, вы заранее знаете
о нескольких вещах. (Разумеется, в том случае, если вы ранее уже читали
какие-либо произведения этого харьковского писательского дуэта). Во-первых,
что вам предстоит познакомиться с созданием настоящего Мастера (Мастеров)
фантастики. Во-вторых, что это снова будет “философский боевик” – явление,
порожденное господами Громовым и Ладыженским и с определенными модификациями
вида культивируемое ими в своем творчестве. Напряженный сюжет, сочетаемый
с напряженной работой серого вещества героев. Общечеловеческие проблемы.
Мучительные поиски персонажами своего места под солнцем. И изящное, словно
брабантские кружева, плетение словес.
Новый сборник повестей соавторов не разочарует истинных любителей
отечественной фантастики и поклонников творчества Г.Л. Олди. Решившись
покуражиться в своем предыдущем omnia opera “Чужой среди своих”, выступив
в жанре юмористической фантастики, писатели вернулись на круги своя. Произведения,
вошедшие в книгу “Ваш выход” (повести “Ваш выход, или Шутов хоронят за
оградой”, “Где твой отец, Адам?”, “Давно, усталый раб, замыслил я побег”
и цикл новелл “Песни Петера Сьлядека”), написаны в традиционной для Олди
манере. Светлая печаль, социальный пессимизм и апатия пронизывают эту по
готически мрачную и одновременно барочно яркую и тревожащую душу книгу.
Большинство из сочинений сборника посвящены проблеме Выхода/Ухода,
Бегства. Выхода на сцену, в астрал; ухода с жизненной сцены, от суеты,
от проблем повседневности; бегства от людей и самого себя. Поэтому все
повести, несмотря на жанровые различия, выстраиваются в единое целое. Особо
хочется выделить цикл “Песни Петера Сьлядека”, примыкающий к “хенингскому”
циклу произведений Олди. Представляется, что это такой себе маленький,
но вполне законченный и цельный роман. Со сквозными героями, единством
и стройностью композиции и пространственно-временной организации. Роман
альтернативно-исторический. Ибо при внешней похожести истории по Олди на
нашу земную историю нет-нет, да и проглянут несоответствия. Так, Джакомо
Сегалт (ежели кто забыл, так это некий Казанова) преспокойно расхаживает
в условном XV веке. А Микеланджело Буонаротти отказывается расписывать
Сикстинскую капеллу и уходит в литературу. Здесь перекрещиваются времена
и перекликаются эпохи. То и дело возникают литературные ассоциации – излюбленный
прием соавторов. Так, сцена в заброшенном античном храме (новелла “бледность
не порок, маэстро!”) до боли напоминает аналогичную сцену из “Юлиана Отступника”
Мережковского и одновременно начало его же романа “Воскресшие боги” (“Леонардо
да Винчи”), тем самым заставляя выстраивать аналогии и параллели: античность
– Возрождение – русский Серебряный век. Поэзия упадка и распада. Обожествление
Исхода и Бегства. И рядом “Театр Клары Газуль” Мериме, и “Песни южных славян”
Пушкина, и сказки “Тысячи и одной ночи”… Впрочем, каждый читатель найдет
в этом удивительном сборнике что-то свое. Когда-то читанное, слышанное,
виденное. Но до боли родное и сладко саднящее душу.
Игорь Чёрный