Рецензии
 
 
 
 
Игорь Чёрный:
Г.Л. ОЛДИ - "ВАШ ВЫХОД"

(рецензия)


 


Г.Л. ОЛДИ  ВАШ ВЫХОД  Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 448 с. (Серия “Нить времен”). 15 000 экз.
 
 Беря в руки очередную книгу Генри Лайона Олди, вы заранее знаете о нескольких вещах. (Разумеется, в том случае, если вы ранее уже читали какие-либо произведения этого харьковского писательского дуэта). Во-первых, что вам предстоит познакомиться с созданием настоящего Мастера (Мастеров) фантастики. Во-вторых, что это снова будет “философский боевик” – явление, порожденное господами Громовым и Ладыженским и с определенными модификациями вида культивируемое ими в своем творчестве. Напряженный сюжет, сочетаемый с напряженной работой серого вещества героев. Общечеловеческие проблемы. Мучительные поиски персонажами своего места под солнцем. И изящное, словно брабантские кружева, плетение словес.
 Новый сборник повестей соавторов не разочарует истинных любителей отечественной фантастики и поклонников творчества Г.Л. Олди. Решившись покуражиться в своем предыдущем omnia opera “Чужой среди своих”, выступив в жанре юмористической фантастики, писатели вернулись на круги своя. Произведения, вошедшие в книгу “Ваш выход” (повести “Ваш выход, или Шутов хоронят за оградой”, “Где твой отец, Адам?”, “Давно, усталый раб, замыслил я побег” и цикл новелл “Песни Петера Сьлядека”), написаны в традиционной для Олди манере. Светлая печаль, социальный пессимизм и апатия пронизывают эту по готически мрачную и одновременно барочно яркую и тревожащую душу книгу.
 Большинство из сочинений сборника посвящены проблеме Выхода/Ухода, Бегства. Выхода на сцену, в астрал; ухода с жизненной сцены, от суеты, от проблем повседневности; бегства от людей и самого себя. Поэтому все повести, несмотря на жанровые различия, выстраиваются в единое целое. Особо хочется выделить цикл “Песни Петера Сьлядека”, примыкающий к “хенингскому” циклу произведений Олди. Представляется, что это такой себе маленький, но вполне законченный и цельный роман. Со сквозными героями, единством и стройностью композиции и пространственно-временной организации. Роман альтернативно-исторический. Ибо при внешней похожести истории по Олди на нашу земную историю нет-нет, да и проглянут несоответствия. Так, Джакомо Сегалт (ежели кто забыл, так это некий Казанова) преспокойно расхаживает в условном XV веке. А Микеланджело Буонаротти отказывается расписывать Сикстинскую капеллу и уходит в литературу. Здесь перекрещиваются времена и перекликаются эпохи. То и дело возникают литературные ассоциации – излюбленный прием соавторов. Так, сцена в заброшенном античном храме (новелла “бледность не порок, маэстро!”) до боли напоминает аналогичную сцену из “Юлиана Отступника” Мережковского и одновременно начало его же романа “Воскресшие боги” (“Леонардо да Винчи”), тем самым заставляя выстраивать аналогии и параллели: античность – Возрождение – русский Серебряный век. Поэзия упадка и распада. Обожествление Исхода и Бегства. И рядом “Театр Клары Газуль” Мериме, и “Песни южных славян” Пушкина, и сказки “Тысячи и одной ночи”… Впрочем, каждый читатель найдет в этом удивительном сборнике что-то свое. Когда-то читанное, слышанное, виденное. Но до боли родное и сладко саднящее душу.

Игорь Чёрный


 
 

 

 
 
 



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]




 
 
 

 
Оставьте ваши Пожелания,мнения или предложения!
(с) 1997 - 2001 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(с) 1997 Верстка, дизайн Дмитрий Ватолин.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997 Рисунки Екатерины Мальцевой
(с) 2001 Дизайн Дж. Локхард
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы 
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.