ДОРОГА

(Рукописная рецензия Т. Чекрыжовой, Ялта, семинар ВТО МПФ, январь 1992 г.
Рецензия ранее нигде не публиковалась.)



   Это многопластовое, достаточно сложное и объемное произведение, основанное на аллегориях и философских построениях, заслуживает к себе уважительного отношения.
Авторы дерзко вступили на Дорогу, которая мучительно терзала многие блистательные умы -- Ницше, Шопенгауэра, Булгакова и т. д., и т. д. И продемонстрировали свое видение проблем смерти-жизни, бессмертия, права на смерть, ада, регресса, освобождения.
   У них свой язык, свой индивидуальный стиль. Они умеют очень точно рассчитать конструкцию построения текста, здесь ощущается твердая по-кинематографичному режиссерская рука, есть четкая логика и завершенность. Работа ЭЛИТАРНА. В этом ее сила и... слабость.
   Здесь все условно, символично, все закодировано. Условные ситуации, условные персонажи, условная терминология. Чтение рукописи -- своеобразная гимнастика ума. Вещь временами полезная. Но умозрительность конструкций, придуманность ситуаций на протяжении почти десяти авт. листов плохо укладывается в ложе изданий, рассчитанных на стотысячный тираж и, увы, коммерческую цену.
Затянутость, искусственность конструкций, их абстрактность -- не лучшее средство для поддержания читательского интереса.
   К сожалению, таких тонких, лиричных и емких по содержанию новелл, как "Аннабель-Ли", в тексте маловато. Сами главки неравноценны. Например, "Восьмой круг подземки" неоригинален, вторичен, даже смахивает на "Казаков-разбойников" Ник. Романецкого.
История, связанная с Зу Акила и лар Ледой, слишком обрывочна, не получила достойного и логичного завершения.
   Мне нравится оригинальная идея о Некросфере, которая подпитывается истошной жаждой Жизни. Право на смерть отказывает Аду в Праве на Жизнь. Таких интересных находок-мыслей в этой рукописи хватает, что свидетельствует о творческом потенциале авторов.
Но вызывает сожаление, что они больше сил затратили на ВНЕШНЕЕ конструирование картин Дороги, нежели на наполнение их живым, реальным содержанием. Абсолютно не запоминаются персонажи, кроме, пожалуй, Марцелла; они не индивидуализированы. Никак. Это просто знаки, абстракции. Режиссер задавил актеров, их маски однообразны.
   Произведение, КОНЕЧНО, годится для печати. Но его объем, помноженный на элитарность, сильно сужает возможности для публикации в сборниках ВТО. По крайней мере, в ближайшие годы. Смогут ли, захотят ли авторы сократить свою Дорогу хотя бы вдвое?! Но публиковать в изданиях ВТО -- риск большой.
   Я, по крайней мере, ВОЗДЕРЖУСЬ ОТ ТАКОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ. Можно просто отложить на время, держать в резерве.


Фантастика -> Г.Л.Олди -> [Библиография] [Фотографии] [Интервью] [Рисунки] [Рецензии] [Книги
Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!

(с) 1998 Дизайн Дмитрий Ватолин.
(с) 1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) Рисунки Екатерины Мальцевой

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей. Страница создана в июле 1997.