Алексей Можей
Г. Л. Олди. Богадельня. (серия "Нить времен")
Генри Лайон Олди -- один из моих любимых писателей-фантастов.
Наверное, уже всем известно, что под этим псевдонимом скрываются харьковчане
Дмитрий Громов и Олег Ладыженский. Впрочем, уже не скрываются. Народ знает
своих героев... ;-)) С тех пор, как 4 года назад мне в руки попал их роман
"Сумерки мира", я не пропустил ни одной книги этого дуэта. "Богадельня"
-- последняя книга харьковского дуэта, прочитанная мной.
Признаться, открывал я ее с опаской. Много пишут
Олди, часто выходят их книги и каждую новую воспринимаешь с некоторой долей
тревоги -- а не превратились ли они в конвейер по выпуску бестселлеров?
Выдержат ли они взятый однажды уровень, не погонятся ли за длинным рублем,
как некоторые? И каждый раз Олди убеждают меня в силе собственного таланта,
создавая очередной шедевр.
Конечно, стиль Олди со временем изменился. Они
далеко ушли от той затаенной романтической грусти дебютных произведений,
что взяла меня за живое, от поэтики центона и прямых цитат из классиков.
Не скажу, что "раньше было лучше", просто их ранние произведения были другими.
Хорошими, спору нет. Но -- не такими, как сейчас. Впрочем, так и должно
быть. Выработанный писателями жанр "философский боевик" никогда не превращался
в просто боевик и не уклонялся чрезмерно в высокие философские материи.
Избежали авторы и новомодных веяний, вроде киберпанка, явного постмодернизма,
альтернативной и криптоистории. Мне нравится, что в своих книгах
Олди всегда стараются поднимать серьезные, вечные темы.
"Богадельня" поразила меня с первых страниц. Вернее,
именно первыми же страницами, написанными в духе чистого импрессионизма.
Я буквально утонул в выразительнейшей картине, выписанной словами на бумаге,
будто кистью на холсте. Естественно, книга была проглочена за один присест.
Не в первый раз авторы переворачивают привычные,
обыденные вещи с ног на голову. В их книгах бессмертные люди становятся
"пылью рудничной, грязью манежной", а короткоживущие смертные господствуют
над ними. Или оружие утрачивает способность убивать. А как вам мир, в котором
поэтическое слово обладает властью над природными стихиями?
На этот раз волей авторов создан мир, в котором
урожденные аристократы обладают сверхчеловеческими способностями и не нуждаются
в оружии. Простые люди, наоборот, обязаны носить оружие, и это считается
признаком низкого происхождения. Конечно, все не так просто, и аристократы
не могут обрести своих способностей без соответствующей процедуры
инициации, называемой Обрядом. Его проводят люди из таинственной Гильдии
Душегубов. Кто они такие и какова конечная цель Обрядов, выяснить вам предстоит
из романа. А также узнать с чего все начиналось и к чему в итоге пришло.
Еще одна Великая Цель, оправдывающая средства...
Но если великое рушится, то до основания и без шансов на восстановление.
Всякая Башня Вавилонская непременно рухнет, ибо не имеет будущего. Вот
о чем эта книга, на мой взгляд.
Можей Алексей,
19 апреля 2002 года