Генри Лайон Олди. Ваш выход
Да простят меня поклонники "эпической фэнтези" от
сэра Генри Лайона Олди, но лучше всего, на мой взгляд, Дмитрию Громову
и Олегу Ладыженскому удаются произведения "средней формы". То есть, попросту
говоря, повести. Они-то и составили сборник "Ваш выход": фэнтезийный цикл
"Песни Петера Сьлядека", научно-фантастическая "Где твой отец, Адам?" (выходила
в антологии "Фантастика 2002. Выпуск 1"), сюрная "Давно, усталый раб, замыслил
я побег..." и "Ваш выход, или Шутов хоронят за оградой", написанная, я
бы сказал, в жанре "магического реализма". Если бы не бум фэнтези в ex-СССР,
к которому очень удачно подгадали Громов и Ладыженский, они и в другой
литературной ситуации легко нашли бы себе подходящую нишу. Харьковских
соавторов много в чем обвиняют: в многословии, в затянутости, в привычке
к самоповторам, ставшей неотъемлемой частью авторского стиля... По этому
сборнику даже последним "скептикам и маловерам" должно стать ясно, что
Олди умеют писать и иначе. Как на уровне сюжета (они легко обходятся без
подпорок в виде чужого мифа), так и на уровне стиля - взять хотя бы заглавную
повесть с ее дробным ритмом, короткими, нервными предложениями и стремительными
диалогами.
Традиционнее всего повести из цикла "Песни Петера Сьлядека".
Напоминает первую книгу "Ведьмака", только место борца с чудовищами занимает
человек интеллигентной профессии, лютнист, которому каждый встречный-поперечный
спешит поведать историю своей жизни. Да еще узнаваемых деталей из европейского
средневековья больше. И все-таки традиция традицией, но впервые за долгое
время мне была интересна не только мотивация поступков персонажей, всяческая
психология-философия, но и вещи гораздо более вульгарные - например, как
герои выберутся из очередной ловушки расставленной авторами.
В. Владимирский