За трехтомник с меня
запросили двадцать долларов. Это у нас на книжном рынке иногда случается,
- от жадности продавцов. Когда заканчивается тираж бестселлера, и на складе
остается всего пять-семь экземпляров можно смело умножить цифру вчерашнего
ценника на десять, - кто-нибудь, в припадке безумия, да купит.
В тот раз тираж закончился
у фантастической опупеи Олди под названием "Бездна голодных глаз", - каковая
есть не совсем цельное произведение, а сборник из восьми рассказов и повестей
различной степени nягомотности. Повести и рассказы авторы неизвестно почему
назвали романами. Напечатаны они были на туалетной бумаге и одеты в слегка
кичевую потертую обложку. Я некоторое время колебался, но потом hешительно
покрутил пальцем у виска, и мое знакомство с Олди не состоялось.
Ну а потом издательство
"Эксмо" опупею вполне закономерно переиздало, и заоблачные цены более не
тревожили воображение покупателей, и не вводили во искушение их кошельки.
Трехтомник превратился в двухтомник. Двадцать долларов превратились в сумму
в пять раз меньшую.
Какое счастье, что
я тогда не купил эти три книги по какой-то безумной цене. Меня бы гарантировано
накрыл оральный вау-фактор, и мне пришлось бы сформировать положительное
мнение о книге, в которой я сумел продраться сквозь текст только до середины.
Положительное только потому, что я выложил за полкило целлюлозы непропорционально
большое количество денежных знаков. Такое бывает.
Наверное, что-то там
писать о книгах Олди, - это так же неоригинально, как и жевать в сухомятку
бутерброд с сыром без масла. Биография здесь, библиография - там, большое
количество книжек у Мошкова, - за исключением кассовых произведений. Ошеломляющее
количество отзывов и рецензий, армия поклонников, подражания, переводы
на английский язык. И вообще вдруг оказалось, что это не один писатель,
а два человека под акронимическим псевдонимом. Причем оба каратисты, но
это уже к делу не относится.
После такого внушительного,
сразу же бросающегося в глаза бэкграунда было довольно удивительно обнаружить
в "Бездне голодных глаз" ничем особенно не примечательную фантастику, -
средней примерно замороченности. Сюжет накрепко сцементирован бредовой
космогонической идеей, которая чем дальше в текст, тем больше заставляет
авторов заготавливать километры пиломатериалов и громоздить одну нелепость
на другую. Так что я вам сейчас перескажу первые страниц сто пятдесят,
а вы уж будет решать, стоит ли тратить свое время на глазастую опупею.
Началось все с того,
что человечество спровоцировало возникновение чего-то вроде искусственного
интеллекта у предметов повседневного обихода. Грандиозной подлянке не смог
помешать даже тот факт, что в свое время фильму братьев Вачовски "Матрица"
дали четыре Оскара. И хотя под властью искуственного интеллекта оказались
не межконтинентальные ракеты, а таункары и телевизоры, последствия были
самыми печальными. В самом деле, как можно телевизору доверить искусственный
интеллект? Вы себе представляете, что этот искусственный интеллект может
сделать с интеллектом оригинальным? То-то и оно...
Если бы телевизоры
были чуть-чуть поумнее, то они бы немножко поднакопили сил, скоординировали
действия со спутниками, радиоаппаратурой и типографскими машинами, и обзомбировали
все население планеты Земля по самый мозжечок. Но на это им ума не хватило,
и они просто стали вести себя агрессивно, скрипеть по ночам, наводить ужас,
пить кровь христианских младенцев и смотреть из бездны голодными глазами.
Кроме и.и. на Земле
неизвестно с какой радости объявились люди-оборотни, могущие превращаться
в разных жутких чешуйчатых чудовищ. Происхождение их невнятно.
Ну а дальше пошла
такая жара, что только успевай страницы перелистывать. Города и населявшие
их вещи стали вести себя как кишечная флора. Человечество покинуло одушевленные
мегаполисы и потихоньку вымирало, занимаясь охотой и собирательством. И
тут на Землю явился дьявол, потому что его не прельщала перспектива оставшуюся
после гибели человеческой цивизации часть вечности совращать автобусы и
кофемолки.
Дьявол предложить
оборотням стать посредниками при заключении контрактов на душу, причем
одним из бенефитов для продающего было бессмертие. Так появились "бесы",
причем на матушке-Земле они долго не задерживались, а сразу же перемещались
в другую реальность. С чего бы это вдруг - непонятно, но это никого из
читателей волновать не должно. Перемещались, и все тут. И жили вечно.
Понятно, что в том
месте, где они объявлялись у аборигенов начал формироваться устойчивый
комплекс неполноценности. И тогда оборотни, которые явились вслед за бессмертными,
пользуясь силой своего второго чешуйчатого Я низвели бессмертных в самый
низ социальной иерархии, право на смерть представили как самый сладкий
из даров Творца, и законодательно запретили местному населению конструировать
что-то сложнее ткацкого станка.
И так далее, в том
же духе еще примерно тысячу с небольшим страниц. Чем дальше, тем больше
этот бред разрастается в объеме, закукливается, самоподпитывается, обрастает
красочными подробностями, и совершает замечательные логические кульбиты.
Я как-то всегда предполагал, что невразумительным сюжетом можно нашпиговать
не более десяти авторских листов, - а дальше противоречия, заложенные в
нем на правах аксиом должны разорвать текст на мелкие куски. Ничего подобного.
Автор: Roq
Глубоко любимый мною
Макс Фрай когда-то написал "Идеальный роман", - книгу, полностью составленную
из заключительных абзацев книг: удивительным образом по одной-двум фразам
можно судить о всем, что им предшествовало. Так вот, "Бездна голодных глаз"
- как один большой последний абзац.
Мифология, социальный
строй, общий ход событий - все слишком искусственно и надумано для того,
что бы в них можно было погрузиться с головой и забыть об окружающей реальности.
Ваш покорный слуга
так и не въехал в центральную фишку, - насчет бездны голодных глаз. Что
за бездна? Причем здесь глаза эти загадочные? Не знаю почему, но мне кажется,
что бездне явно не хватает профессионального, сертифицированного окулиста.
Что б он там в массовом порядке искоренил коньюктивит, выписал рецепты
на контактные линзы, и подобрал оправы для очков.