Я начинал читать эту
книгу будучи настроенным весьма скептически. Для этого у меня были некоторые
основания, - до настоящего момента из уважаемых Олди мне в руки попадалась
только "Бездна голодных глаз". Бездна однозначно требовала внимания профессионального
окулиста, - что бы он там в массовом порядке вылечил коньюктивит, выписал
рецепты на контактные линзы и подобрал оправы для очков.
Скептическое мое настроение
усугублялось тем, что книга "Путь меча" написана раньше "Бездны" и, потому,
должна была по определению быть менее совершенной. А что такое книжка,
которая "менее совершенна" чем "Бездна голодных глаз" - это же просто страшно
себе представить.
Я ошибся, и с радостью
могу в этом признаться. "Путь меча" - великолепное произведение в жанре
фэнтези. Хотя, конечно, не без проколов - и небольших, но повсеместных
провалов вкуса, суммарной глубиной эдак с Марианскую впадинку. Все бы совсем
хорошо было у Олди, если бы не оглушающая пафосность. В среднем один раз
на погонный метр текста главный герой становится в позу супермена-одиночки
(совершенно необходима некоторая суровость ландшафта, тоска от вселенского
знания в глазах героя и развивающийся за суперменскими плечами плащ; темное
время суток, отблески холодного лунного света на клинках и парочка верных
спутников, которых потом пустят в расход, - опциональны) и произносит что-то
типа "Я пойду один. Один против неба".
И если первые пять
раз эта фраза еще хоть как-то смотрится, то на пятнадцатый - не вызывает
ничего кроме умиления, а под финал от обилия сопливого фатализма уже начинает
слегка подташнивать.
Впрочем, этим недостатки
книги исчерпываются. Мир, в котором уживаются две в равной степени несовершенные
и уязвимые жизненные формы, - люди и клинки, - выписан логично и детально.
Существа из плоти и крови, и существа из оружейной стали прекрасно ладят
друг с другом, полагая впрочем своих визави всего лишь предметами, лишенными
разума.
На яркой фактуре,
в которой причудливо сочетаются арабские, китайские и европейские средневековые
мотивы, замешан сюжет, касающийся убийств в древнем городе Кабире, - и
если начинается он как детективный, то к финалу плавно превращается в эпос.
Сюжет по-арабски загадочен и хитроумен, по-европейски схоластичен и по-китайски
созерцателен.
Автор: Roq
Конечно, описать словами
бой на мечах, - это задача не из самых легких. Тут гораздо больше подходит
визуальный ряд. Рекоммендую фильм Энга Ли "Crouching Tiger, Hidden Dragon".
Вместе с книгой "Путь меча" он дает удивительно живое представлнение об
искустве обращения с холодным оружием.
Судя по всему, по
дороге от стен Кабира и вплоть до песков Шулмы главный герой баловался
растущими на обочине торгового тракта кактусами. Иначе я не могу объяснить
его периодические потуги напророчествовать верным спутникам что-нибудь
запредельно тупое.