Рецензия на роман
Vladimir Dyakonov
Рецензия на роман
Г. Л. Олди "Орден Святого Бестселлера"
Serge V. Berezhnoy to All
(06/11/2002, 14:25):
SVB> "Здравствуйте, я ваш
тираж"
SVB> (о романе Г.Л.Олди
"Орден святого Бестселлера")
Рецензия С. Бережного
"Здравствуйте, я ваш тираж!" побудила меня купить и прочесть рецензируемый
роман, поэтому считаю долгом откликнуться и высказать свои соображения.
:)
"Сначала ведь все было
так хрустально ясно и хорошо - ритм, слог, блеск! Hо на середине романа
как будто кто-то влез книге в потроха, начал перенастраивать ее в минор,
делать "серьезной", "проблемной", "нравственно значимой"... В этот момент
легкий фарс вдруг пытается превратиться в трагедию. И - не получается.
Потому что инерция смеха уже набрана, добросовестные Олди продолжают строить
смешные ситуации, которые уже весьма слабо сочетаются со все нарастающей
патетикой." С. Бережной.
У меня не возникло
такого ощущения.
Для тех читателей,
кто будет (обязательно будет, и правильно!) рассматривать эту книгу как
сборник хохм, количество и качество смешных ситуаций не снижается, причем,
по-моему, вовсе не по инерции. Просто юмор все более "чернеет", но он,
если приглядеться, и в начале достаточно черный. (Недаром роман издан под
одной обложкой со страшненькой пьесой "Вторые руки".)
А причины этого почернения
юмора те же, что и у нарастания патетики: авторы смеются над собой! Причем
"в комплекте": над писателями, издателями, читателями; над издательствами,
конвентами, чатами... Поскольку Олди вроде бы не планировали сатиру на
коммерческую литературу, то патетика растет как компенсация.
Иными словами. Тема
автора-демиурга (или организатора, инициатора читателей-демиургов) высмеивается
с начала до конца романа. Но она растет и крепнет, пока не достигает в
финале этого самого патетического звучания. А как же иначе? Ведь если признать,
что автор - всего лишь творец фэнтезийной белиберды, то получится чистая
сатира.
Я бы к недостаткам
романа отнес чрезмерное увлечение великой проблемой: как соотносятся коммерческая
литература и "мэйнстрим". Кто про что, а шапка горит... Что так заело-то?
Ух, загнали в гетто, ах, Гоголь тоже был фантастом! Издают тебя, покупают,
читают, обсуждают - что еще надо-то? Какого такого невероятного признания?
Как в старинном "Ералаше": "Почему "Муму" Тургенев написал, а памятник
- Гоголю?"
А книга, по-моему,
хорошая.
Владимир Дьяконов