Про биографию Дмитрия Громова и Олега Ладыженского я, к сожалению,
не могу
сказать ничего; знаю лишь то, что один из них был (Ладыженский) режиссером
любительского театра, другой (естественно, Громов - первый заинтересовался
писательским ремеслом) принес пьесу, которую режиссер отверг, но предложил
автору сыграть Вагу-Колесо... Вскоре двое увидели, что у них много
общего, и
начали творить вместе - вот про тенденции в их творчестве я и поговорю
(про
отдельные книги позже надеюсь рассказать в отдельных обзорах).
Начинали двое как авторы юмористических рассказов про сотрудника одного
НИИ по
имени Манюнчиков; юмор особо оригинальным не был (обычная история про
неудачника), зато интересны были ситуации, в которых оказывался герой...
Впрочем, было ясно, что не такие книги должен писать придумавший себе
красивое
имя дуэт - поняли это и сами Громов и Ладыженский.
Вначале двое стали писать в жанре, которому сами придумали жанр "философский
боевик" - и правда, первый их цикл, про зловещую Бездну Голодных Глаз,
стремящуюся захватить все существующие миры (кстати, образ этот был,
как говорят
авторы, основан на зрительном зале...), был написан именно как "боевой
роман",
куда были вставлены умные мысли. Впрочем, уже здесь появились и ужасы
(повесть
"Страх"), и блистательно прописанные чувства (повесть "Живущий в последний
раз")...
Однако со временем дуэт стал уходить от избранного жанра, приближаться
к высокой
литературе - что он может добиться там успеха, стало мне ясно еще по
прочтении
ранней повести "Витражи патриархов", основанной на стихотворении про
"зловещей
пантеры наводящие ужас зрачки"... В этом им помогло частое обращение
к жанру
вариаций на тему мифов - в отличие от Холта , действие происходит во
время,
когда миф был создан, и миф этот старательно развенчивается. Вариаций
таких
много - тут и греческие мифы, и индийские, и восточные, и во всех книгах
есть
что-то самобытное, отличающее их от всех других...
Со временем в произведениях Олди изчезает действие, однако философия
(которая с
каждой книгой становится все интересней) не остается в одиночестве
- теперь ее
сопровождают описание мира и персонажей, которые ранее были гораздо
схематичнее
(кстати, все интереснее становится язык дуэта)... Не забывают двое
и про сюжет,
который теперь стал гораздо серьезней, чем ранее, привязан к философским
идеям.
Если вам нравятся глубокие произведения, не пропускайте книг Олди!