Ну народ наворотил! В каталожке первыми стоят Олдя (кто б сомневался),
в списке олдевских шедевров это пятиавторское произведение значится, как
и совместная с Валентиновым дилогия "Нам здесь жить", а еще - потрясающая
замануха в виде уголка "Два тома под одной обложкой!".
Насчет второго тома - чуть ниже. Пока предыстория. Так вот,
"Нам здесь жить" (два кошмарных томища страниц эдак по 600 каждый) я дочитала
на характер: просто было интересно, как можно написать так много и сказать
так мало. Опять же во мне погиб золотоискатель, причем не из везучих, а
из упорных: чем ниже содержание полезного элемента, тем интереснее мне
его найти. Потом, как обычно, я провела опрос знакомых, давший интересный
результат. Мнения разделились примерно поровну: одна половина в качестве
лучшей олдевской книги называла "Герой должен быть один", вторая - "Мессия
очищает диск". Поэтому я вполне логично взялась за "Рубеж". Честно признаюсь,
что книга мне нравится, причем очень - может, это все из-за супругов Дяченок.
Потому что во втором томе (в смысле части) ребята либо подустали, либо
выпустили из крепких объятий Валентинова - и понеслось: бабайки про Сталина,
покорение космоса и рассказки про машину времени. А ведь как хорошо было!
Некоторые моменты - ну просто шедевральны.
"Казнить нельзя.
Миловать нельзя.
Ничего нельзя.
Бой".
За эти четыре микроабзаца я готова простить многочисленных "зацных
и моцных панов", не очень удачный (на мой испорченный литературоведческий
вкус) стеб по поводу как самого Гоголя, так и его произведений, и чересчур
затянутые изыски по мотивам священных книг. Да, как обычно, наш родненький
пафос с надрывчиками (понятное дело, гибнет не только наш мир - то есть
Сосуд, но вообще всё-всё мироздание - то есть дерево Сфирот), а времени
на его спасение - нема совсем, а кому-то надо (причем всем сразу и прямо
противоположные вещи), но ведь интересно! И даже захватывающе! Не могу
сказать, что пятерка авторов придумала что-то абсолютно новое как по форме,
так и по содержанию, но получилось очень неплохо. О форме. Главы, кроме
вступительных "священописаных", поданы с точки зрения (слуха, нюха, экстрасенсорики)
многочисленных героев, правда, только в одном-единственном случае - от
первого лица. И меня почему-то не удивляет, что лицо это - Юдка Душегубец,
Иегуда Бен-Иосиф, Заклятый. Наверно, именно он представляет в книге то,
что литературоведы называют авторским голосом, поэтому именно он озвучивает
основные идеи.
"... Мышка толкнула горшок с молоком, разбился горшок, мужик бабу
- кочергой, мужика того - в колья, а там и гусары подоспели, и вот уже
село горит, а там и вся округа.
А каково мышке?"
Вот именно об этом "Рубеж", и излишне говорить о многозначности
названия. Да, мышки, да, неуклюжие, но ведь пытаются своими слабыми мышиными
лапками потушить горящую округу. Получается не очень, но все-таки получается,
а то что же это за фэнтези?
Так что дочитаю "Рубеж", возьмусь еще за каких-нибудь Олдей.
Потому что интересно, как они пишут вдвоем.
Общественно-политическая газета "Объектив-НО", № 1 (114), стр. 20, 9
января 2003 г.