Книжные новости №1 от Morry
Про творчество Олди говорить почти также сложно, как про творчество
Толкиена, ибо это признанные мэтры, можно даже сказать кило-мэтры современной
ненаучной литературы. У них есть свой стиль, своя большая ниша и свои читатели,
которые с нетерпением ожидают выхода каждой новой книги, с удовольствием
перечитывая серии уже изданные, о которых ни слова не будет сказано в сием
писании. А сказано здесь будет о книге, весьма, на мой взгляд, по стилю
и тематике отличающейся от других произведений многоуважаемых Олди. Я говорю
о сборнике рассказов "Ваш выход", совсем недавно случайно попавшемся на
мои глаза.
Вещь первая - собственно "Ваш выход или Шутов хоронят за оградой",
по которой и называется весь сборник. Нельзя сказать, что он определяет
настрой и стилистику книги, но ощущение некоторой нереальности, даже можно
сказать, театральности, присущей именно этому первому тексту, остается
с читателем до момента, когда он перевернет последнюю страницу. К главному
герою попадает некий предмет, который периодически преображает окружающий
мир для него в подобие спектакля, который сам он смотрит из зрительного
зала, напрягаясь в ожидании катарсиса. Меня, как человека имеющего некоторое
отношение к театру, заинтересовал и захватил не только - и не столько мистический
и страшноватый сюжет, сколько реалистичное, красивое и живое описание притеатральной
жизни и людей, с этим миром связанных. Если не считать того, что относительно
развития сюжета всё становится ясным с того момента, как упомянутый предмет
первый раз проявляет свои сверхъестественные свойства - текст выше всех
и всяческих
похвал.
Впечатление от второй повести - "Где отец твой, Адам?" - лично
у меня было сильно смазано недавним прочтением книги Сергея и Марины Дяченко
"Пандем", где в принципе та же идея была реализована куда ярче и полнее.
Сама задумка глобальна - перерождение и объединение человечества. Разумеется,
что у Дяченко, что у Олди существует достаточно большая группа людей, которых
не касаются изменения - это "беспандемные" (Дяченко) и "сейфы" (Олди),
только в "Пандеме" эти отверженные делают выбор добровольно, основывая
его на том, что они сами все могут придумать и совершить, а у Олди то же
самое обусловлено врожденными особенностями. Безусловно, и у Олди существуют
люди, выбравшие путь "сейфов", но никак не
обделенные способностями к слиянию с остальным человечеством, но их
крайне мало. "Сейфы" же вначале переживают, а потом находят себе отдушину,
пытаясь сохранить клубы "для своих", театры, состоящие из актеров-"сейфов"
и так далее. Наиболее
интересным в этой повести мне показались вовсе не размышления и жизнь
взрослого "сейфа", как дневник которого и написана большая ее часть, а
краткие пометки его сына, Адама, в котором в будущем должна собраться половина
человечества - новые, "пробужденные" люди практикуют жизнь-без-тела и воспоминания
прошлых жизней. Этот мальчик-старик, мальчик-бог, несмотря на всю свою
память и мудрость, накопленную веками и сотнями перерождений в тысячу раз
более юн и искренен, чем все остальные персонажи. Он, как любой другой
человеческий мальчик, чей отец умер, ощущает потерю чего-то важного в своей
жизни и хочет, чтобы отец - неумный и страшно ограниченный по сравнению
со своим сыном - все-таки был с ним.
После этих двух неплохих вещей довольно блекло смотрится пачка
"Песен Петера Сьлядека". Несколько рассказов, объединенных общим героем-менестрелем,
написанные в стиле Сапковского и в бытовой обвязке, очень напоминающей
мир "Ведьмака", в части жизнеописания мэтра Лютика. Индивидуальный колорит
проглядывает только в рассказе, где Петер попадает в Венецию. Чувствуется
романтика каналов и школ фехтования и музыки, которыми она так славилась.
Венецианская история живо перекликается и с "Вашим выходом", только роль
мистического предмета в ней играет шлем, врученный персонажу богом, дабы
помочь человеку преодолеть врожденную робость. Кроме того, только здесь
Петер становится персонажем действующим, а не только выслушивающим различные
рассказы тех, с кем столкнула его бродяжья судьба. Он оказывается владельцем
уникального
музыкального инструмента, который - вот ведь незадача - тоже предмет
мистический, определяющий всю его жизнь. Именно он не дает Петеру осесть
в одном месте и гонит его по свету. Идея неновая и достаточно тривиальная,
что, безусловно, плюсов рассказу не добавляет, но изящность стиля повествования
впечатляет.
Совершенно наособицу стоит последний небольшой рассказ, удачный,
но своей загадочностью, фантасмагоричностью и какой-то - не побоюсь этого
слова - сумасшедшинкой переплюнувший всё остальное, помещенное в сборнике.
Пересказывать его нет смысла, ибо на уровне самого рассказа я его не опишу,
а хуже - не стоит. Эту вещь следует читать. На мой взгляд, она о том, как
всё в мире может выглядеть по другому. Впрочем, ее можно воспринимать и
как историю о том, как после общения с больным уважаемый психиатр сошел
с ума - отзывы я слышала весьма разные.
В целом, понравилось. В особенности за то, что на остальные книги
Олди совершенно не похоже, так что читать это рекомендую тем, кто этих
авторов не любит и почти не читает, и при этом не пугается некоторой запутанности
сюжета и неясности развязки - произведет хорошее впечатление и заставит
изменить отношение к их творчеству. С другой стороны, новыми и неизбитыми
идеями не блещет и довольно банально в принципе, из-за чего читать следует
выборочно и под настроение. Кроме того, сильно портит впечатление от книги
некоторое количество посредственных стихов, всунутых между рассказами на
отдельные страницы, да еще отпечатанных жутким, совершенно нечитаемым шрифтом.
Я точно знаю, что Ладыженский умеет писать хорошие стихи, так отчего же
эта, в общем, далеко не худшая книга знаменитых соавторов так обижена?
P.S. В процессе написания рецензии у меня в квартире неожиданно
лопнули две относительно новые лампочки. Видимо, от концентрации мистики
в воздухе.
Книжные новости №1 от Morry