ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ "КИЕВКОНА-2003".
"Зеркало Недели", № 14 (439) Суббота, 12 - 18 Апреля 2003 года
Жила-была когда-то старая добрая фантастика. Служила она для коммунистического
воспитания молодежи, а потому контролировалась соответствующей организацией.
Именно под эгидой ВЛКСМ ровно пятнадцать лет назад в Киеве прошло всесоюзное
совещание КЛФ (клубов любителей фантастики). Во всяком случае, верхам
тогда
казалось, что все под эгидой и контролем.
На самом деле в фантастической и околофантастической среде всегда бурлили
свободолюбивые настроения. Фэндом - содружество людей, пишущих и читающих
фантастику, - уходит корнями к тем самым КЛФ советских времен. Времена
изменились, а фантастам, критикам, издателям, фэнам и просто читателям
по-прежнему хочется регулярно встречаться в самых разных точках постсоветского
пространства, ломая копья в жарких спорах о будущем и литературы, и
мира. А в
перерывах просто неформально общаться в своей вроде бы узкой, но на
редкость
широкой по географии тусовке.
Конвентов (фестивалей фантастики) на территории СНГ проводится довольно
много:
их завсегдатаям, собственно, можно и не распаковывать чемоданы. Отсутствие
"своего" конвента в столице Украины до сих пор воспринималось неоднозначно:
с
одной стороны, фестивальный график и без того жесткий (когда-то и книги
писать
надо!), а с другой - как-то обидно. Ведь в конце 80-х - начале 90-х
в Киеве
проходил "Чумацький шлях" - говорят, было здорово.
И вот появился "КиевКон".
Идею маленькой девушки со звучным именем Громовица Бердник и ошеломляющим
запасом энергии поддержали прежде всего в Национальной академии наук
Украины.
НАНУ предоставила в качестве базы конвента Дом ученых, где и происходили
семинары, диспуты, "круглые столы" и презентации фестиваля. Официальным
спонсором "КиевКона-2003" выступил издательский дом "Орфей", в книжных
магазинах
которого на протяжении фестивальных дней можно было встретиться с популярными
писателями-фантастами. А таковых в столицу Украины приехало немало
- со всех
концов СНГ.
Был Геннадий Прашкевич из Новосибирска, выдвинутый в этом году на Букеровскую
премию, член Пен-клуба, поэт, писатель и переводчик, но прежде всего
- все-таки
фантаст старой школы Ефремова и Стругацких. Были любимые молодежью
и обласканные
тиражами москвичи Сергей Лукьяненко и Василий Головачев. Юлий Буркин
из Томска,
Владимир Васильев, известный также как "Воха" и являющий собой живое
олицетворение литературного "брейн-дрейна": Николаев - Москва. Издающиеся
тоже в
Москве, но прописанные в Харькове Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов
и Олег
Ладыженский) и Андрей Валентинов. И, конечно, киевляне: знаменитые
Марина и
Сергей Дяченко, молодые и перспективные Владимир Аренев, Алексей Андреев
и
многие другие.
Присутствовал и заморский гость - Роберто Квалья, прозванный на родине
"итальянским Шекли", но пока не дождавшийся переводчиков и читателей
на
постсоветском пространстве. Более известные у нас Гарри Гаррисон, Ричард
Бах и
Пирс Энтони прислали "КиевКону" свои приветствия и напутствия.
Тусовка - а тусовочный момент на конвенте всегда если не доминирует,
то, по
крайней мере, лежит на поверхности, - без сомнения, удалась. Запомнились
"фишки"
"КиевКона" - к примеру, ни на одном фестивале фантастики не видели
такого
количества охранников, снабженных к тому же бэджиками "Дозор" (которых
поклонники творчества Васильева и Лукьяненко мигом разделили на "Дневной..."
и
"Ночной дозор"). Было много встреч и неформального общения, ценимого
завсегдатаями конвентов куда больше, чем официальная программа.
Любой конвент - веселое событие, но "КиевКон" начался с печальной ноты.
Почетным
президентом фестиваля задолго до его открытия был объявлен Олесь Бердник,
украинский фантаст и философ, романами которого "Зоряний корсар", "Серце
Всесвіту" и "Чаша Амріти" в свое время зачитывалась отечественная молодежь.
Его
книги переводились на десятки языков мира, а на родине писатель за
крамольные
идеи был репрессирован и несколько лет провел в лагерях. Буквально
за две недели
до конвента Олесь Павлович скончался, и его дочь Громовица посвятила
"КиевКон"
памяти отца.
Сейчас в издательстве "Український письменник" готовится к выходу книга
Олеся
Бердника "Подвиг Вайвасвати". Поклонники творчества писателя убеждены,
что его
идеи не только остаются актуальными, но и способны помочь Украине определиться
с
выбором правильного пути развития. Однако не секрет, что основная категория
читателей - молодежь в возрасте 15 -25 лет - выбирает сегодня совсем
другую
фантастику.
Какую именно? И ту ли, что следовало бы? Об этом много спорили на "КиевКоне".
К
примеру, Геннадий Прашкевич убежден, что фантастика встала сейчас на
заведомо
тупиковый путь - фэнтези. Классическая НФ (научная фантастика; не путать
со
"спейс-оперой" - жанром масслита, где только декорации "экшна" имеют
наукообразный характер) требует от писателя серьезных научных знаний
и
оригинальных новаторских идей. А жанр фэнтези, по мнению Геннадия Мартовича
и
его единомышленников, снимает с автора всякую ответственность за написанное.
Фэнтезийные бароны, драконы и принцессы не нуждаются в логическом обосновании.
И
максимум, что может предложить такая фантастика читателю, - уход от
реальности,
в то время как классические научно-фантастические романы стимулировали
жажду
знаний, творческую энергию и в конечном итоге прогресс.
Генри Лайон Олди со товарищи готов возразить: ведь наука - это не только
физика,
химия и биология; существуют также история, психология, социология,
религиеведение и т.д. Именно на базе гуманитарных наук строится настоящая
фэнтези (опять-таки не путать с масслитовскими сагами о баронах-драконах).
В
плане информирования читателя и пробуждения в нем тяги к познанию истинная
фэнтези не уступает НФ. Однако знание - это лишь один из трех китов,
на которых
держится литература. Необходимо также вызвать у читателя сопереживание
героям
книги и эстетическое наслаждение текстом. Если, конечно, мы говорим
о
литературе, а не масслите.
Вот еще одна проблема, которую, кстати, практически не замечают на
конвентах, но
порой весьма однозначно трактуют за пределами фэндома. Литературные
критики из
среды "мейнстрима" готовы записать в масслит всю фантастику. А записав,
посыпать
голову пеплом по поводу того, что молодежь вообще перестала читать.
Хотя, как
свидетельствуют недавние социологические исследования (по России),
пик увлечения
молодежи виртуальной реальностью уже пройден: поколение 12-13-летних
возвращается к книге. Но - в подавляющем большинстве к той же фантастике.
Что,
следуя приведенной выше установке, не добавляет оптимизма.
Действительно, фантастика - коммерчески благодарное поприще для писателя.
Несомненно, существует большое искушение, добившись успеха в определенном
жанре
и направлении, всю оставшуюся жизнь тиражировать удачно найденное клише.
Тем
более что просчитать формулу успеха не так уж трудно. Олди и Валентинов
перечислили основные составляющие фантастического произведения, обреченного
на
массовый тираж. Это сага минимум на три толстых тома, безразлично,
в жанре
"спейс-оперы" или "драконовой" фэнтези, написанная сценарным языком:
видеоряд -
звук - действие. Главному положительному герою 25-27 лет (ровесник
либо "старший
брат" среднего платежеспособного читателя). В книге должна присутствовать
одна
на том (не больше!) постельная сцена; одна сцена, где героя пытают
и унижают;
плюс непременная "мясорубка" в финале - неважно, на мечах или бластерах.
Приветствуется ирония и немного молодежного сленга.
Надо признать, такой фантастики действительно очень много. И очень
немногие
писатели-фантасты имеют мужество не только не пользоваться изложенным
"рецептом", но и не идти собственным проторенным путем, подчас разочаровывая
издателя, да и основную массу читателей тоже. "Пятеро писателей и трое
авторов"
серии "Нить времен" московского издательства "Эксмо" - Дяченко, Олди
и
Валентинов - презентовали на фестивале свои новые вещи, готовящиеся
к изданию.
Все три книги обещают стать сюрпризами для поклонников творчества наших
соотечественников, давно и с успехом издающихся в России.
А.Валентинов, известный как изобретатель жанра "криптоистории", назвал
свой
новый роман "Сфера" "сумасшедшей вещью" - все его действие происходит
во сне,
настоящем либо искусственном. Д.Громов и О.Ладыженский, сделавшие имя
"сэра
Олди" на серьезном переосмыслении мифологических сюжетов, написали
гротескный,
"балаганный" роман "Шутиха". А супруги Дяченко вообще затрудняются
как-то
определить свой "Пандем" - во всяком случае, для их творчества эта
книга
совершенно неожиданна.
Немало неожиданностей принесло и распределение наград "КиевКона". Вообще,
субъективность присуждения премий конвентов давно стала притчей во
языцех в
фантастической среде и никого особенно не удивляет. Андрей Валентинов,
получая
приз за роман "Спартак" в номинации "лучшая фэнтези", ни малейшего
изумления
относительно оригинальной трактовки жанра своей книги не выразил. А
вот премия в
номинации "лучшая украиноязычная фантастика" (кстати, ноу-хау "КиевКона")
немало
удивила лауреата - Васыля Шкляра (роман "Ключ"). Этот киевский писатель
как
никто избалован премиями, в том числе и денежными, но о том, что его
творчество
можно определять как фантастику, узнал впервые.
Два приза конвента были присуждены посмертно: в номинации "лучшая НФ"
-
киевлянину Борису Штерну за роман "Вперед, конюшня!" и "Чаша вечности"
за вклад
в фантастику - Олесю Берднику.
И еще одна тема не могла не всплыть на конвенте, проходящем в Украине.
Вопрос
возник у российских журналистов: "Как живется русскоязычным фантастам
в Украине?
Почему вы издаетесь не у себя, а в Москве?". Кое-кому из "наших" такая
постановка вопроса показалась странной: а какая разница где? "Варяги"
нашли и
обычное объяснение: страна-то почти одна, во всяком случае, корни общие...
И некому было обличить "имперские традиции". И поговорить о знакомой
до боли
(нам, не россиянам) ситуации с украинским книгоиздательством - тоже
некому. И
только в последний день конвента на сцене появился председатель Всеукраинской
ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей Александр Афонин.
Получая
один из "поощрительных призов" конвента, он торжественно пообещал:
через год
всесторонне поддержать "КиевКон-2004", обеспечить присутствие на нем
отечественных издателей, а также в скором времени создать в Украине
структуру,
которая содействовала бы продвижению фантастики всего постсоветского
пространства за рубеж.
Многие в зале обратили внимание, что Александр Васильевич не знал,
куда деть
левую руку: сначала сунул было в карман, а затем заложил за спину.
Будем
надеяться, не для того, чтобы без проблем скрестить пальцы.