Трудно сказать, с чего началась моя искренняя и нежная любовь к фэнтези, но думаю, что сказки Гауфа, которые я читала в детстве, внесли в это дело не то чтобы свою лепту, а скорее свою тысячу баксов...
Своего рода сказки-в-сказке: как сидят путники у костра или в таверне и травят друг другу разнообразные байки, чтобы не так скучно было ночь коротать. Ребенку это все особенно ярко представляется: и грубые обветренные лица, и разбойничьи кинжалы за поясом, и отсветы пламени, и запах дыма... Ну, а коли мы уж чем в детстве "заболеем", то это на всю жизнь хоть в каком-то виде, да остается. И когда я натыкаюсь в своей взрослой жизни на что-то похожее, то это как-то греет...
Олдей я бы "белыми и пушистыми" авторами никак не назвала, обычно их произведения все-таки достаточно агрессивны (не буду, конечно, хвастаться, что читала все...), и не только по отношению к персонажам, но и по отношению к читателю тоже. Так что "Песни Петера Сьлядека" кажутся мне едва ли ни самым мирным, что мне довелось у них прочесть. И одновременно одним из самых удачных воплощений довольно распространенной в фэнтези темы "менестрельства". Все-таки, в певцов-героев, которые одним своим неподражаемым вокалом способны восстановить порядок и справедливость во всем мире, верится плохо...
В голодного потрепанного бродягу со старенькой лютней - гораздо больше.
"Песни..." - это не роман, а сборник рассказов, объединенных общим героем; но воспринимается почему-то исключительно как цельная вещь. Кстати, поспешу успокоить тех, кто книги еще не читал - стихотворных текстов в ней достаточно умеренное количество, чтобы не вызывать раздражения у тех, кто привык их при чтении пропускать. Да и речь, конечно, не про одного только Петера и даже в основном не про него... Ведь в любом путешествии обязательно попадаются люди, которые расскажут не то быль, не то сказку - не то про себя, не то про "знакомого".
Про музыку тоже очень много и с явной любовью к теме. Как же менестрель, да без музыки?.. Причем написано все это так, что сразу понятно - кто-то из авторов - музыкант-любитель. Может, и хорошо, что не профессионал - "профессионализм" в художественной литературе смотрелся бы занудно, а уж в применении к бродячему музыканту-самоучке - даже несколько глупо...
Конечно, одни рассказы получились слабее других - невозможно написать все одинаково "сильно", но в целом книга просто замечательная - причем не только увлекательная, а во многом и философская...
Бирюкова Евгения