---------------
Генри Лайон Олди. Песни Петера Сьлядека: Роман. -- М.: Эксмо, 2004. -- 544 с. -- (Триумвират). Тир. 12100. -- ISBN 5-699-04929-0.
---------------
"Песни Петера Сьлядека" первая книга в серии "Триумвират", пришедшей на смену "Нити времен". Название говорит само за себя: в этой серии будут печататься только три автора (из них, правда, два писательских дуэта) -- Андрей Валентинов, Марина и Сергей Дяченко и Генри Лайон Олди. Не могу не отметить, насколько качественно сделана эта книга с точки зрения полиграфии. Оригинальный дизайн, частичное лакирование, стилизованные портреты авторов на задней стороне обложки -- такое издание и в руках держать приятно, и на полку поставить не стыдно.
Главный герой книги, Петер Сьлядек -- лютнист, путешествующий по дорогам Европы эпохи Возрождения. Впрочем, Возрождения весьма условного: маги и джинны, упыри и бесы в этом мире действительно существуют и действительно обладают сверхъестественной силой. Но самое удивительное создание тут, безусловно, сам Сьлядек. Песни Петера заставляют встречных-поперечных раскрывать перед лютнистом душу, выкладывать самое сокровенное. Монах беседует с ним о равновесии между грехом и святостью, купец -- о том, сколько стоит совесть, непутевый бурсак -- о виевых снах... Пестрые, непохожие друг на друга, эти истории постепенно складываются в звучную симфонию, имя которой -- жизнь Петера Сьлядека. И даже Смерть не может удержатся от искушения поведать бродяге историю, а затем отпустить его на все четыре стороны...
Тема равновесия и симметрии проходит красной нитью через все новеллы цикла. Банальная истина: чтобы обрести что-то, необходимо от чего-то отказаться. Тот, кто приносит счастье другим, сам обречен на вечные терзания. Тот, кто мечтает стать величайшим воином, рискует потерпеть поражение от руки убогого странника. И так далее, и тому подобное -- авторы предлагают нам самые причудливые вариации на эту тему. С фантазией у Олди все в порядке: при иных условиях каждый из дюжины рассказов мог бы с легкостью разрастись до размеров романа -- только надо ли? На мой взгляд, Дмитрий Громов и Олег Ладыженский нашли оптимальную форму для воплощения подобных сюжетов. Нашли не сегодня: в новой книге они всего лишь возвращаются к жанру, с которого начинали свой творческий путь. Именно из новелл состояли некоторые вещи цикла "Бездна голодных глаз", появившиеся в первой половине девяностых. Каждый рассказ из "Песен Петера Сьлядека" имеет самостоятельный сюжет и вполне может быть прочитан как отдельное произведение. Недаром многие из них уже публиковались в различных журналах и сборниках. Парадоксальные истории с неожиданными концовками удаются Олди не хуже, чем эпические романы. А может, даже лучше -- но тут уж выбор за вами, дорогой читатель.
(С) Василий Владимирский, 22.02.2004