Можно ли написать художетсвенную книгу впятером? При этом хорошую? Оказывается, можно. Собрались как-то Дмитрий Громов с Олегом Ладыженским (совместный псевдоним "Г. Л. Олди"), Андрей Шмалько (псевдоним -- Валентинов) и супруги Марина и Сергей Дяченко. Три харьковчанина, двое киевлян. Три украинца, русский и еврей. И написали роман "Рубеж" -- фэнтези об Украине XVIII века -- казачьей, гоголевской. Книга заслужила любвь читателей всего СНГ. И вот недавно те же пятеро создали новую книгу "Пентакль" (М., ЭКСМО, 2005): цикл фантастических рассказов об Украине XX века. Фантастика -- гоголевская, с ведьмами, чертями и т. д. Действие разворачивается на Слобожанщине (город Харьков, райцентр Ольшаны, село Терновцы) с дореволюционных до постсоветских времен.
Никто из пяти авторов левых взглядов не декларировал. Сергей Дяченко получил премию за антисталинский фильм о Вавилове, а Андрей Валентинов щеголяет приверженностью к белогвардейской романтике. Все ясно, подумает опытный читатель. Очередная антисоветчина, не стоит и читать. И ошибется. Прочесть эту книгу, добрую, веселую и страшную, стоит всякому противнику нынешнего строя.
Пентакль -- это пятиконечная звезда, вписанная в круг: магический символ человека и Вселенной, оберег от нечисти. Перевернутый же петакль, да еще со вписанной козлиной мордой -- символ Сатаны. Что же таится в книге, отмеченной столь неоднозначным талисманом?
Прежде всего -- никакой ностальгии по царским и панским временам. Наоборот -- страшные легенды о панских зверствах. Мраморная Венера стережет помещичий скарб, а под ней -- кости принесенной в жертву девушки. В бывшем крепостном театре актеры играют перед окровавленными призраками убитых разбойниками панов. Немец-управляющий выращивает вместо арбузов казачьи головы. А в выращенную им же орхидею вселяется душа панночки-ведьмы...
Но вот настал грозный 18-й год. Ворвался в усадьбу красный отряд товарища Химерного. И растрелян пан за зверства своих предков. И восстал из гроба живьем похороненный сотником Хома Брут. И сам не заметил, как из нещадного мстителя за угнетенных превратился в гонителя безвинных. А значит -- в нового Вия. А на дворе уже 30-е годы. Чертям раздолье: ни церквей, ни праздников церковных, вот и засели нечистые на разных ответственных постах. Только есть и на бесов управа -- товарищ Химерный, начальник таинственного отдела. Не уйти от черной машины даже тому черту, что месяц украл. Да и потомки казаков не лыком шиты. Заставили бесы потерявшего печать начальника политодела при МТС играть с ними в политические анекдоты. Только он-то рассказывал анекдоты о Троцком и прочих врагах народа, а черти -- о вождях. На том и погорели.
А что же белые "рыцари", бравшиеся спасти Россию от "бесов-большевиков"? Проклятый селянином-характерником, вечно блуждает во времени и пространстве белогвардейский отряд. Забредает в нынешние Ольшаны. Только не радует сердца белых офицеров гнусная "посткоммунистическая" действительность. На одном кладбище лежат погибшие молодыми девушка-красноармейка и поручик из гетьманского рода. И только раз в год выходя из могил, сумели помириться и полюбить друг друга... Идея примирения красных с белыми в последнее время изрядно поблекла. Но она вдохновляла героев 1993 года.
О "застойных" временах авторы пишут без особой ностальгии, но и без перестроечного злоехидства. Перенесли сюжет "Вия" в колхоз со студентами, присланными "на картошку" -- и вместо мрачной трагедии получилась веселая пародия, где нечисть не зла и не страшна, а смешна. Нет, есть в этой группе рассказов и драмы, и трагедии, но скорее бытовые, чем социальные. Мачеха и падчерица норовят извести друг друга, и не сразу поймешь, кто из них ведьма. Две поссорившиеся парикмахерши пускают в ход проклятие, губящее клиентов. Волшебные туфли делают молодого учителя слишком удачливым в любви... А вот археолог не дает лоботрясам глумиться над черепом скифянки -- и она, воскреснув, приходит к нему в облике современной девушки. И заставляет задуматься: хорошо ли отрываться от собственного народа, от близких и далеких предков?
Уже на исходе "перестройки" Велиар, бес с замашками мафиозного дельца и будущего "нового русского", втягивает в сатанинскую секту парня с девушкой. Но их спасает дед-ведьмак (колхозник, фронтовик и орденоносец) и важный черт (секретарь обкома). И кмопьютер лиходею не помог.
По-гоголевски беспощадно изображены постсоветские времена. Тут уже не смешно -- страшно. Семья горожан, тщетно пытаясь наладить огородно-дачное хозяйство, едва спасается от кровожадной нечисти. Велиар устраивает на потеху богатым бои без правил между поднятыми из могил мертвецами. Циничная бизнесменша оказывается ведьмой, входящей в мафиозный "ковен" (почем было не употребить славянское слово "кодло"?). В сельскую учительницу, вырастившую орхидею из семян, найденных в развалинах панской усадьбы, вселяется душа презирающей "чернь" панночки-ведьмы. Спасает коллегу от злых чар учитель -- потомок знатного рода. (Барство передается не с генами: иначе как бы могли интеллигенты, дети рабочих и крестьян, рьяно проповедовать взгляды классовых врагов?). Покупатель никак не может выбраться с бесконечного базара, где, оказывается, не люди продают вещи, а вещи -- людей. Мальчик мечтает о подвале, полном жутких судовищ, и о "Карлсоне" -- удавленнике, восставшем из гроба.
Поистине мир, из которого впору бежать! И молодой бизнесмен обманывает самого черта, чтобы сбежать отсюда в казачьи времена. Но и в этом гнусном мире борется с нечистью товарищ (ныне господин) Химерный. Магический камень накапливает в себе негативную энергию человеческих страданий, выброс которой способен уничтожить весь город. Велиар хочет присвоить эту энергию для злых дел, Химерный -- рассеять ее, устроив "некрочернобыль" (по принципу наименьшего зла). И для обоих рядовые горожане -- журналист и служащий фирмы -- лишь средство, техническая деталь в магической операции. А те взяли и придумали, как и самим уцелеть, и некроэнергию разрядить в землю. Что это? Гоголевская тема "маленького человека"? Или интеллигентская претензия встать над борьбой непримиримых общественных сил? (Претензия, заметим, чаще всего бесплодная из-за неспособности ее носителей выработать равноценную "третью идеологию").
Даже описывая ужасы и социальные уродства, авторы "Пентакля" никогда не теряют оптимизма, веры в доброе и светлое начало в жизни и душе человека. И в этом они -- достойные наследники великого гуманиста Гоголя. Как и в умении показать страшное, абсурдное, бесчеловечное нутро, казалось бы, привычной повседневности. И в неиссякаемом юморе, не переходящем, однако, в цинизм и безверие.
Наши авторы еще не стали сознательными борцами против капитализма. Ибо не нашли ему (пока что?) альтернативы в социализме, минувшем или грядущем. Но ведь и великий Гоголь не был революционером. Однако для грядущей революции сделал больше многих профессиональных подпольщиков. Ведь нельзя стать революционером, не увидеа несправедливости и уродства существующего строя, кажущегося и объявляемого единственно возможным. И здесь сильным оружием является сказочная фантастика. Изобразить угнетателей в виде чертей, ведьм и прочей нечисти, еще и высмеять их -- это же лучший способ подорвать страх и преклонение перед ними угнетенных!
Такая вот вышла у пятерых авторов книга. Очень даже красная -- объективно. И это не случайность. Ведь ее авторы -- плоть от плоти советской интеллигенции. Той, что в любые времена умела трудиться и творить, но не продавать свою совесть и талант. Пожелаем же им и в дальнейшем быть вместе с трудовым народом, а не с его угнетателями.