Книжное обозрение, 30 января, 2005 г.
Охота на демона
(Олди Г.Л. Шмагия: Избранные произведения. М.: Эксмо, 2004)
Читающую публику, уставшую от классической западной и отечественной фэнтези, не отличающейся особым разнообразием, мало что может порадовать. Но есть, например, харьковский дуэт - Дмитрий Громов и Олег Ладыженский - творящий под заморским именем Генри Лайон Олди, который еще в состоянии приятно удивить. О чем же их новый роман? Он, как всегда, не очень вписывается в привычные жанровые рамки.
Колдун Реттийского королевства, талантливый малефик Андеа Мускулюс направляется в город Ятрицу с очень важной миссией - сопровождать к лучшему кожевнику королевства трех девственниц из Лилля, испускающих такие флюиды, перед которыми не может устоять ни один мужчина, и проследить за их успешной линькой (в данном случае фраза о том, что женщины - змеи, имеет прямое значение). Однако вместо того чтобы исполнять эту скучную и в общем-то привычную для него обязанность, колдун оказывается втянутым в охоту на демона.
"За свою жизнь, а ему в текущем листвянчике сравнялось тридцать два, Андреа Мускулюс пять раз посещал Ятрицу с ценным товаром. Трижды - в молодости вместе с Просперо Кольрауном, боевым магом трона, под надзором которого юный колдун постигал азы гармонии стихий и рунической ноометрии. Однажды - самостоятельно навестив мастерскую Швеллера и запомнив эту поездку надолго. Аж мороз по хребту: девственница сбежала, прячась в питомнике сторожевых единорогов, гвардеец сломал лодыжку, отбивая девицу у рогатых бестий... И наконец, семь лет назад - по велению наставника сопровождая нынешнего лейб-малефактора Серафима Нексуса".
В самом названии романа - "Шмагия" - есть что-то хулиганское и несерьезное, заставляющее думать, что имеешь дело скорее с пародией, чем с серьезным романом. Конечно, это не пародия, но юмора, не грубого, а ироничного, и стеба в романе хватает. По всему тексту как маячки разбросаны фразы из хорошо всем знакомых фильмов, песен, книг или же просто крылатые выражения, иной раз немного переделанные под обстоятельства.
"Шмагия" - это оригинальный фэнтезийный мир, не похожий ни на что написанное Олди ранее. Общение персонажей местами напоминает ситуации из незабвенного "Понедельник начинается в субботу":
"Разговор вполне логично перекинулся на частные решения уравнений Люфта-Гонзалеса, раздел "Левитация крупных предметов". Тут старик изумил Мускулюса, выдав оригинальное, а главное, крайне изящное решение классической задачи "Гора идет к малефику". Главное условие - верный подбор магов. Понадобятся всего трое: геомант-подвижник, собственно левитатор и волхв-аччендарий. Интерференция потоков маны, создание "стоячих" эфирных волн...".
Олди никогда и не писали классических романов в жанре фэнтези с драконами, отважными рыцарями и спасенными принцессами. Это не для них. А вот историческая или мифологическая фантастика - здесь им нет равных. Здесь уже и от читателя требуются кое-какие знания в области религии, мифологии, истории и общий, так сказать, культурный уровень.
Кроме того, в сборник входят три рассказа, объединенные общим названием "Рассказы очевидцев, или Архив надзора семерых", и включены они в одно издание с романом совершенно не случайно, а потому что действие их происходит в мире "Шмагии". и при ближайшем рассмотрении рассказы кажутся даже более удачными, чем сам роман, который распадается на множество отдельных новелл и по структуре напоминает другое произведение писателей - "Песни Петера Сьлядека".
Екатерина Кузнецова